Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 6 Трудовые ресурсы - важнейший фактор долгосрочной стратегии развития России. Реализация государственной концепции демографической политики


5. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Указ Президента Российской Федерации N 1351 от 9 октября 2007
Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года

     В целях консолидации  усилий  федеральных  органов   государственной власти, органов государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и граждан Российской Федерации  по  обеспечению условий  для   устойчивого демографического развития страны постановляю:
    1. Утвердить  прилагаемую   Концепцию   демографической     политики Российской Федерации на период до 2025 года.
    2. Федеральным   органам    государственной    власти,    органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований  руководствоваться   положениями Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года при решении задач в области народонаселения.
    3. Правительству Российской Федерации в 3-месячный  срок   утвердить план  мероприятий  по  реализации  в  2008  -  2010   годах   Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
    4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Приложение 2.

Концепция демографической политики
Российской Федерации на период до 2025 года
(утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351)

     1. Общие положения
    Демографическая  политика  Российской  Федерации       направлена на увеличение  продолжительности  жизни   населения,   сокращение   уровня смертности,  рост  рождаемости,  регулирование  внутренней  и     внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
    Настоящей Концепцией, разработанной в соответствии  с   Конституцией Российской  Федерации,  федеральными  законами  и  иными     нормативными правовыми актами  Российской  Федерации,  общепризнанными    принципами и нормами международного  права  в  области  народонаселения  и  с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные  направления   политики   Российской   Федерации     в области народонаселения на период до 2025 года.
    2. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации и тенденции ее развития
    Современная  демографическая  ситуация  в  Российской    Федерации в значительной степени  обусловлена  социально-экономическими   процессами, происходившими в XX веке. Во второй половине прошлого века в   Российской Федерации ежегодно рождались  2-2,5  млн. детей,  умирали  1-1,5млн. человек. Продолжительность жизни граждан постоянно увеличивалась   и приближалась к показателям европейских стран. Средняя   продолжительность жизни в 1990-1991 годах составляла 68 лет.
    С 1992 года началось стабильное  сокращение  численности   населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения). В течение последних 15 лет в России  ежегодно   умирали более 2 млн. человек, что в расчете на 1000 человек в 2 раза больше, чем в европейских странах и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире,   а ежегодно рождались в этот период 1,2-1,5 млн. человек.
    По показателю ожидаемой продолжительности жизни населения, особенно мужчин, Россия все больше отстает от экономически развитых стран: в 2006 году ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации составила в среднем 66,7 года, в том числе мужчин - 60,6 года, женщин - 73,1 года.
    Основной  причиной  низкой  продолжительности  жизни     населения в Российской Федерации является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Из  общего  числа  умерших  почти  треть  составляют   граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них - мужчины. Смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы,  составляющая  55   процентов смертности от всех причин, в России в 3-4 раза выше, чем в европейских странах. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (более 30 процентов) составляют внешние причины - случайные   отравления, самоубийства, убийства,  транспортные  происшествия,  прочие   несчастные случаи.
    Показатель младенческой смертности, рассчитанный по  действующей   в Российской Федерации системе, несмотря на его  снижение  с  18  на   1000 родившихся живыми в 1992 году до 10,2 в 2006 году,  примерно  в  2   раза выше, чем в развитых европейских странах, Канаде и США  (по  расчетам  в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения).
    Уровень смертности обусловлен также высоким уровнем   заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. Не созданы условия, побуждающие людей  бережно  относиться  к   собственному здоровью и здоровью  своих  детей. Недостаточно  развиты  формы досуга, способствующие ведению  здорового  образа  жизни  (физическая   культура, спорт, туризм, активный отдых и другие).
    Начиная  с  2000  года  в  Российской  Федерации     отмечается рост рождаемости. Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен   для обеспечения воспроизводства населения.
    На рождаемость отрицательно влияют: низкий  денежный  доход   многих семей, отсутствие нормальных  жилищных  условий,  современная   структура семьи (ориентация на малодетность,  увеличение  числа  неполных   семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин  (около   15 процентов), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий  уровень  репродуктивного  здоровья,  высокое  число    прерываний беременности (абортов).
    Низкий  уровень  рождаемости  ведет  к  демографическому    старению населения. Если в 1992 году численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 19,3 процента всего населения, то в 2006 году - 20,4 процента.
    Наряду с  общими  демографическими  тенденциями,  характерными  для Российской  Федерации  в  целом,  имеются  значительные  различия  между регионами.
    В ряде  субъектов  Российской  Федерации  демографическая   ситуация требует незамедлительного реагирования. За последние 15 лет более чем на 15  процентов  сократилась  численность  населения  в  Республике  Коми, Камчатском крае, Архангельской, Магаданской,  Мурманской  и   Сахалинской областях. На 10-15  процентов  сократилась  численность    населения в Республике Карелия, Республике  Мордовия  и  Республике  Саха   (Якутия), Приморском и  Хабаровском  краях,  Амурской,  Владимирской,   Ивановской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Новгородской,   Псковской, Рязанской,  Смоленской,  Тамбовской,  Тверской,  Тульской  и    Читинской областях.
    По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения  Российской  Федерации,  рассчитанному  на  основе     динамики демографических процессов в 2000-2005  годах  без  учета    программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население России  сократится  к  2015  году    на 6,2 млн. человек (4,4 процента) и составит 136 млн. человек, а к 2025 году - 124,9 млн. человек.
    Ожидаемая продолжительность жизни уменьшится до 64,5 года, более чем на 18 процентов уменьшится численность женщин репродуктивного  возраста, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста.
    Развитие  ситуации  по  данному  сценарию,  помимо   демографических потерь,    неблагоприятно    скажется    на    основных    показателях социально-экономического развития страны, прежде всего  на  темпе   роста валового внутреннего  продукта  и  обеспеченности  трудовыми   ресурсами, потребует  структурных  и  качественных  изменений  в  системе   оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.
    3. Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года
    Целями демографической политики Российской Федерации на  период   до 2025 года являются стабилизация численности населения  к  2015  году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025   году до 145 млн. человек, а  также  повышение  качества  жизни  и  увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.
    Достижение целей демографической политики  Российской  Федерации  в значительной степени зависит от успешного решения широкого  круга   задач социально-экономического  развития,  включая  обеспечение     стабильного экономического роста и роста благосостояния населения,  снижение  уровня бедности и уменьшение дифференциации по  доходам,  интенсивное   развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной   инфраструктуры (здравоохранение,  образование,  социальная  защита  населения),    рынка доступного     жилья,     гибкого    рынка         труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
    В основу демографической  политики  Российской  Федерации   положены следующие принципы:
         комплексность решения демографических задач -  мероприятия  в   этой сфере   должны   охватывать   направления   демографического   развития(смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;
         концентрация  на  приоритетах  -  выбор  по  каждому    направлению демографического развития  наиболее  проблемных  вопросов  и   применение эффективных механизмов их решения;
         своевременное реагирование на демографические тенденции  в   текущий период;
        учет  региональных  особенностей   демографического       развития и дифференцированный  подход  к  разработке  и  реализации     региональных демографических программ;
        взаимодействие  органов  государственной  власти   с     институтами гражданского общества;
        координация  действий  законодательных  и  исполнительных    органов государственной власти  на  федеральном,  региональном  и   муниципальном уровнях.
    Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:
        сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;
        сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
        сохранение   и   укрепление   здоровья   населения,       увеличение продолжительности  активной  жизни,  создание  условий  и    формирование мотивации для ведения  здорового  образа  жизни,  существенное   снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни  больных,   страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
        повышение  уровня  рождаемости  (увеличение  суммарного   показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения  в  семьях  второго    ребенка и последующих детей;
        укрепление   института   семьи,    возрождение    и    сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
        привлечение   мигрантов   в    соответствии    с       потребностями демографического  и   социально-экономического   развития,   с   учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
    Решение задачи по сокращению уровня  смертности  населения,   прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя:
        сокращение уровня  смертности  от  заболеваний   сердечно-сосудистойсистемы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней  диагностики  с  применением  передовых  технологий,     внедрения образовательных  программ,  направленных  на  предупреждение развития указанных заболеваний;
        улучшение   материально-технического    обеспечения       учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том  числе  экстренную, больным,  страдающим  сердечно-сосудистыми  заболеваниями,  оснащение  и   кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в  соответствии  со   стандартами, создание необходимых служб в муниципальных  и  региональных   учреждениях здравоохранения, повышение доступности  высокотехнологичной   медицинской помощи указанным больным, а также  развитие  системы   восстановительного лечения и реабилитации этих больных;
        сокращение  уровня   смертности   и   травматизма   в     результате дорожно-транспортных происшествий за счет  повышения  качества   дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счет повышения  оперативности,  качества  оказания медицинской помощи пострадавшим в  дорожно-транспортных  происшествиях  на    всех ее этапах;
        сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за  счет  перехода  в  сфере охраны труда к системе  управления  профессиональными  рисками   (включая информирование работников о  соответствующих  рисках,  создание   системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;
        сокращение уровня  смертности  от  самоубийств  за  счет   повышения эффективности профилактической  работы  с  гражданами  из  групп   риска, направленной на предупреждение суицидов;
        сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за   счет внедрения программ профилактики, а также за счет  скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;
         сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа  и  туберкулеза  за   счет совершенствования программ профилактики и лечения  этих  заболеваний,  а также за счет применения новых инновационных технологий лечения;
        внедрение специальных программ  для  населения  старших   возрастных групп;
        повышение  доступности  медицинской  помощи  для  жителей   сельской местности и отдаленных районов.
    Решение задач  по  сокращению  уровня  материнской  и   младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя:
        повышение доступности и качества  оказания  бесплатной   медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск  неблагоприятного  исхода   беременности   и   родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения  службы  материнства  и детства в  соответствии  со  стандартами  оснащения родовспомогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи  женщинам   в период беременности и родов и новорожденным детям;
        обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи   по восстановлению репродуктивного здоровья,  в  том  числе   вспомогательных репродуктивных  технологий,  снижение  доли  рабочих  мест  с   тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях  охранения   репродуктивного здоровья;
        проведение профилактических мероприятий в целях  раннего   выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной   медико-санитарной,   специализированной,   в        том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и  подросткам,   восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;
        развитие системы оказания медицинской помощи детям и  подросткам   в образовательных учреждениях, организация качественного горячего питания школьников   и   учащихся   учреждений   начального     профессионального образования,  в  том   числе   бесплатного   питания  для   детей из малообеспеченных семей, обязательность занятий физической  культурой   во всех типах образовательных учреждений.
    Решение  задач  по  укреплению  здоровья  населения,   существенному снижению уровня  социально  значимых  заболеваний,  созданию    условий и формированию мотивации для ведения здорового  образа  жизни    включает в себя:
        формирование у различных групп населения, особенно у   подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства,  а  также  разработку   механизмов поддержки общественных инициатив, направленных  на  укрепление   здоровья населения;
        разработку мер, направленных на снижение  количества   потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях   профилактических программ, направленных на недопущение потребления  алкоголя  и   табачных изделий детьми и подростками;
        создание  эффективной  системы  профилактики  социально     значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;
        обеспечение безбарьерной среды обитания  для  лиц  с   ограниченными возможностями,  развитие  реабилитационной  индустрии,    направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;
        внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и   травм,   развитие   услуг,   предоставляемых     санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями;
        разработку мер, направленных на  сохранение  здоровья  и   продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие   геронтологической помощи.
    Решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя:
        усиление государственной поддержки семей,  имеющих  детей,   включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:
        развивать систему предоставления пособий  в  связи  с    рождением и воспитанием детей (включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции);
        усилить  стимулирующую  роль  дополнительных  мер    государственной поддержки семей, имеющих  детей,  в  форме  предоставления  материнского (семейного) капитала, расширяя в связи с этим рынок образовательных услуг для детей и масштабы строительства доступного жилья для семей с детьми;
       создать механизмы оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими  доходами,  семей,  принимающих  на воспитание детей, оставшихся без попечения  родителей,  а  также   семей, имеющих детей-инвалидов, включая изменение размеров налоговых вычетов для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и  количества   детей, формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми;
        обеспечить потребность семей в услугах дошкольного  образования   на основе  развития  всех  форм  дошкольных  образовательных  организаций(государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей   в зависимости от их возраста;
        создать в городах и сельской местности среду обитания, благоприятную для семей с детьми, включая установление  соответствующих  требований к градостроительным  решениям,  а  также  к  социальной  и  транспортной инфраструктуре;
        создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет:
        развития  ипотечного  кредитования,  внедрения   новых     кредитных инструментов, расширения  строительства  доступного  жилья,   отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством  объектов   социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;
        реализации региональных программ обеспечения жильем молодых   семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению  семей  с  детьми  из  неприспособленных  и    ветхих жилых помещений, первоочередному предоставлению жилья  детям,  оставшимся   без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;
        развития системы адресной помощи  при  оплате   жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи;
        реализацию комплекса мер по содействию  занятости  женщин,   имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:
        создание для женщин, выходящих из отпуска  по  уходу  за   ребенком, условий,  способствующих  их  возвращению  к   трудовой     деятельности,организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;
        расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу  с   выполнением семейных обязанностей;
        разработку специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.
    Решение  задач  по  укреплению  института  семьи,      возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений  включает   в себя:
        развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях  создания  благоприятного  внутрисемейного  климата,  профилактики семейного  неблагополучия,  социальной  реабилитации  семей  и     детей, находящихся в трудной  жизненной  ситуации,  подготовки  и  комплексного сопровождения семей, принимающих на  воспитание  детей,  оставшихся   без попечения родителей;
        пропаганду ценностей  семьи,  имеющей  нескольких  детей,  а   также различных форм семейного  устройства  детей,  оставшихся  без   попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа  семьи   со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких  детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
        реализацию   комплекса   мер   по   дальнейшему       снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов);
        повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего   уровня жизни и развития ребенка;
        создание специализированной  системы  защиты  прав  детей,   включая дальнейшее  развитие  института  уполномоченных  по  правам  ребенка в субъектах Российской Федерации, внедрение в работу органов исполнительной власти  и  судебных   органов   современных   технологий профилактики правонарушений, защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции  в  общество  несовершеннолетних  правонарушителей  и   детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
    Решение  задачи  по  привлечению  мигрантов   в       соответствии с потребностями  демографического  и  социально-экономического     развития включает в себя:
        содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства  в  Российскую  Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов;
        привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных  заведений,  на  постоянное   место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи  из   иностранных государств  (прежде  всего  из  государств - участников  Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики,  Литовской  Республики  и Эстонской Республики) для обучения и стажировки в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы;
        совершенствование   миграционного   законодательства      Российской Федерации;
        разработку социально-экономических мер  по  повышению   миграционной привлекательности территорий, из которых происходит  отток  населения  и которые  имеют  приоритетное  значение  для   национальных     интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий  для  адаптации  иммигрантов  к   новым условиям и интеграции их в российское  общество  на  основе уважения к российской культуре, религии, обычаям,  традициям  и  жизненному   укладу россиян;
        создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.
    4. Информационное обеспечение реализации настоящей Концепции
        Информационное   обеспечение   реализации   настоящей  Концепции предполагает использование  данных  государственной  статистики,   итогов переписей населения и данных социологических исследований.
        Для получения достоверных сведений о состоянии населения Российской Федерации необходимо создать  систему  государственного статистического наблюдения, соответствующую современным  информационным  потребностям  и международным рекомендациям в области демографического развития.
        Необходимо   обеспечить   информационную  поддержку  проведения демографической  политики  Российской  Федерации,  расширить социальную рекламу в средствах массовой информации,  выпуск  тематических    теле- и радиопрограмм, газет  и  журналов,  разработку  учебных  программ,  шире информировать население о возможных опасностях  для  жизни  и  здоровья, связанных  с  наиболее  распространенными заболеваниями,   эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, с появлением на рынке опасных для здоровья товаров,  а  также  о  мерах,   позволяющих предупредить их вредное воздействие на здоровье человека.
        Следует  разработать  нормативно-правовую  базу  для     проведения государственной информационно-просветительской кампании, направленной на понимание  ценностей  материнства  и   отцовства,   повышение   статуса родительства, на переход от малодетной семьи к семье, имеющей  не менее двух детей.
    5. Механизмы реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года
         Реализацию демографической политики Российской Федерации на   период до 2025 года предполагается осуществлять путем:
        дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в  сфере  семейного,  налогового  и  жилищного  права,   здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых  отношений,   миграционной политики  с  учетом  мер  по   реализации   демографической     политики, общепризнанных норм международного права  и  международных   обязательств Российской Федерации, направленных  на  создание  системы   экономических стимулов для населения в сфере демографического развития;
        включения задач и мероприятий, призванных улучшить   демографическую ситуацию, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;
        учета задач демографической политики при формировании федерального и региональных  бюджетов,  бюджетов  внебюджетных  фондов,  концентрации финансовых  и  материальных  ресурсов  для  реализации  основных  задач демографической политики, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;
        методического  обеспечения  деятельности  органов    государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного  самоуправления муниципальных образований, направленной на  управление   демографическими процессами;
        постоянного  мониторинга  и  анализа  демографических    процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики;
        развития научных исследований в сфере народонаселения.
    6. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года
         Реализация демографической политики Российской Федерации на   период до 2025 года будет осуществляться в три этапа.
        На  первом  этапе  (2007-2010  годы)  будут    реализованы меры, направленные   на   преодоление   сложившихся   негативных      тенденций демографического развития,  в  том  числе  осуществлена  основная   часть мероприятий  по  снижению  уровня  смертности  населения  в    результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых   заболеваний, по повышению качества оказания  медицинской  помощи  женщинам  в  период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий,   уменьшающих риск  неблагоприятного  исхода  беременности  и  родов,   по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям,  имеющим   детей, включая  проведение  индексации   пособий   с   учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без    попечения    родителей,    по          психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению  и  материальной  поддержке   замещающих семей.
        Предусматривается разработать специальные меры  по  профилактике  и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на  рынке  труда,  по  развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке  детей  работающих  женщин,  а   также разработать  долгосрочные  программы,  направленные  на     популяризацию здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности важных в геополитическом отношении регионов Российской Федерации.
        На первом  этапе  в  субъектах  Российской  Федерации  будут  также разработаны  региональные  демографические  программы,    направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с  реализуемыми  мероприятиями  приоритетных   национальных проектов в  сфере  образования,  здравоохранения,  жилищной политики и сельского хозяйства.
        При разработке указанных  программ  первоочередное  внимание   будет уделяться наиболее острым  проблемам  народонаселения,  характерным для конкретного региона субъекта Российской Федерации. Программы должны быть обеспечены необходимым финансированием,  методическим  и  информационным сопровождением.
        На первом этапе будут созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического  кризиса,  сформировать  правовую, организационную и финансовую  базу  для  наращивания  дальнейших  усилий  по    поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года.
        В результате реализации мероприятий  первого  этапа   предполагается снизить темпы естественной убыли  населения  и  обеспечить   миграционный прирост.
        На втором этапе (2011-2015 годы) будет  продолжено   осуществление мероприятий по стабилизации  демографической  ситуации. Основной   акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа  жизни,   реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению   профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья  населения   условиями труда.
        К  2015  году  предусматривается  существенно  улучшить     здоровье населения,  создать  условия  для  комфортной  жизнедеятельности   семей, воспитывающих детей.
        В связи с реализацией с 2010 года дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих  детей,  в  форме  предоставления  материнского (семейного) капитала будут разработаны меры по расширению   строительства доступного  семейного  жилья,  развитию  дополнительных  образовательных услуг.
        По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году:
        стабилизировать  численность  населения  на  уровне  142-143 млн. человек;
        увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;
        увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;
        уменьшить отток квалифицированных  специалистов,  увеличить  объемы привлечения  на  постоянное  место  жительства  в  Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный   прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.
        На третьем этапе (2016-2025  годы)  предусматривается  на   основе оценки  влияния  реализуемых  проектов  и  программ  на   демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране.
        В  связи  со  значительным  уменьшением  к  началу    третьего этапа численности  женщин  репродуктивного   возраста   потребуется     принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и   третьего ребенка.
        В  целях  замещения  естественной  убыли  населения  в    результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место  жительства  в  Российскую   Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста.
        К 2025 году предполагается:
        обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;
        увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;
        увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;
        обеспечить миграционный прирост на уровне  более  300   тыс. человек ежегодно.
    7. Объемы и источники финансирования мероприятий настоящей Концепции
        Для   решения   задач,   поставленных   в   настоящей   Концепции, предусматривается обеспечить последовательное  и  стабильное   увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и  охрану   здоровья населения.
        Источниками финансирования расходов  на  государственную   поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный   бюджет, бюджеты   субъектов   Российской   Федерации,   бюджеты     муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и  иные   внебюджетные средства.

Приложение 3.

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ НА 1 ЯНВАРЯ
Годы
Численность
населения
тыс. человек
в том числе
Доля городского
населения, процентов
Доля сельского
населения, процентов
  
  
городского
сельского
  
  
19591)
117534,3
61611,1
55923,2
52,4
47,6
1960
119045,8
63739,8
55306,0
54,7
45,3
1965
126309,1
73195,3
53113,8
58,7
41,3
19701)
129941,2
80631,4
49309,8
62,1
37,9
1975
133633,9
88878,7
44755,2
66,5
33,5
19791)
137409,9
94942,3
42467,6
69,1
30,9
1980
138126,6
96154,9
41971,7
69,6
30,4
1985
142539,0
102369,4
40169,6
71,8
28,2
19891)
147021,9
107959,0
39062,9
73,4
26,6
1990
147665,1
108736,2
38928,9
73,6
26,4
1991
148273,7
109405,1
38868,6
73,8
26,2
1992
148514,7
109357,7
39157,0
73,6
26,4
1993
148561,7
108668,4
39893,3
73,1
26,9
1994
148355,9
108304,8
40051,1
73,0
27,0
1995
148459,9
108321,7
40138,2
73,0
27,0
1996
148291,6
108310,6
39981,0
73,0
27,0
1997
148028,6
108187,8
39840,8
73,1
26,9
1998
147802,1
108110,8
39691,3
73,1
26,9
1999
147539,4
108053,2
39486,2
73,2
26,8
2000
146890,1
107419,5
39470,6
73,1
26,9
2001
146303,6
107071,7
39231,9
73,2
26,8
2002
145649,3
106725,3
38924,0
73,3
26,7
20021)
145166,7
106429,0
38737,7
73,3
26,7
2003
144963,6
106321,2
38642,4
73,3
26,7
2004
144168,2
105818,4
38349,8
73,4
26,6
2005
143474,2
104719,3
38754,9
73,0
27,0
2006
142753,5
104104,8
38648,7
72,9
27,1
2007
142221,0
103778,4
38442,6
73,0
27,0
2008
142008,8
103773,0
38235,8
73,1
26,9

____________________________
1) Данные о численности населения приведены по переписям населения: 1959, 1970 гг. - на 15 января; 1979 г. - на 17 января;  1989 г. - на 12 января; 2002 г. - на 9 октября.

Приложение 4

ОБЩИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ РОЖДАЕМОСТИ, СМЕРТНОСТИ И ЕСТЕСТВЕННОГО ПРИРОСТА ПО ОТДЕЛЬНЫМ СТРАНАМ МИРА
(на 1000 человек населения)
Страны
Год
Родившиеся живыми
Умершие
Естествен-
ный прирост
  
  
  
всего
в возрасте
до 1 года1)
  
Европа
  
  
  
  
  
Австрия
2006
9,3
8,9
3,6
0,4
Беларусь
2007
10,7
13,7
5,2
-3,0
Бельгия
2005
11,2
9,8
4,4
1,4
Болгария
2006
9,6
14,8
9,7
-5,2
Венгрия
2006
9,9
13,1
5,7
-3,2
Германия
2006
8,2
9,9
3,8
-1,7
Греция
2006
10,1
9,5
3,7
0,6
Дания
2006
12,0
10,2
3,8
1,7
Ирландия
2006
15,2
6,5
3,7
8,7
Испания
2006
10,9
8,4
3,8
2,5
Италия
2006
9,5
9,5
4,2
0,0
Латвия
2006
9,7
14,5
7,6
-4,7
Литва
2006
9,2
13,2
6,8
-4,0
Нидерланды
2006
11,3
8,3
4,4
3,0
Норвегия
2006
12,6
8,9
3,2
3,7
Польша
2006
9,8
9,7
6,0
0,1
Португалия
2006
10,0
9,7
3,3
0,3
Республика
Молдова
2007
10,6
12,0
11,3
-1,4
Россия
2007
11,3
14,6
9,4
-3,3
Румыния
2006
10,1
11,9
13,9
-1,8
Словакия
2006
10,0
9,9
6,6
0,1
Словения
2006
9,4
9,1
3,4
0,3
Соединенное Королевство (Великобритания)
2006
12,4
9,4
5,0
3,0
Украина
2007
10,2
16,4
11,0
-6,2
Финляндия
2006
11,2
9,1
2,8
2,1
Франция
2006
13,0
8,5
3,6
4,5
Чешская Республика
2006
10,3
10,2
3,3
0,1
Швеция
2006
11,7
10,0
2,8
1,7
Эстония
2006
11,1
12,9
4,4
-1,8
Аргентина
2006
17,9
7,5
12,9
10,4
Канада
2005
10,6
7,2
5,4
3,4
США
2006
14,2
8,1
6,6
6,1
Чили
2005
14,2
5,3
8,3
8,9
Китай
2006
12,1
6,8
+
5,3


Приложение 5

СРЕДНЕГОДОВАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Тыс. человек
В процентах к итогу
  
2005
2006
2007
2005
2006
2007
Всего в экономике

66792

67174

67701

100

100

100

    в том числе по видам
   экономической
   деятельности:
 
 
 
 
 
 
  сельское хозяйство, охота
 и лесное хозяйство

7381

7141

6756

11,1

10,6

10,0

  рыболовство, рыбоводство

138

146

146

0,2

0,2

0,2

  добыча полезных
 ископаемых

1051

1043

1038

1,6

1,6

1,5

  обрабатывающие
  производства

11506

11359

11381

17,2

16,9

16,8

  производство и
 распределение
 электроэнергии, газа и
 воды

1912

1923

1901

2,9

2,9

2,8

  строительство

4916

5073

5268

7,4

7,6

7,8

  оптовая и розничная
 торговля; ремонт
 автотранспортных средств,
 мотоциклов, бытовых
 изделий и предметов
 личного пользования

11088

11317

11777

16,6

16,8

17,4

  гостиницы и рестораны

1163

1185

1214

1,7

1,8

1,8

  транспорт и связь

5369

5426

5439

8,0

8,1

8,0

     из них связь

940

955

962

1,4

1,4

1,4

  финансовая деятельность

858

958

1044

1,3

1,4

1,6

  операции с недвижимым
 имуществом, аренда и
 предоставление услуг

4879

4957

5034

7,3

7,4

7,4

  государственное
 управление и обеспечение
 военной безопасности;
 обязательное социальное
 обеспечение

3458

3504

3551

5,2

5,2

5,2

  образование

6039

6009

5988

9,0

8,9

8,9

  здравоохранение и
 предоставление
 социальных услуг

4548

4574

4588

6,8

6,8

6,8

  предоставление прочих   коммунальных,   социальных и   персональных услуг

2460

2533

2555

3,7

3,8

3,8



Приложение 6
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ В ЭКОНОМИКЕ
ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ И УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ в 2007 г.


Всего
Мужчины
Женщины
Занятые в экономике - всего

100

100

100

    в том числе в возрасте,
   лет:
 
 
 
до 20

1,7

2,0

1,4

20 - 24

9,7

10,4

9,1

25 - 29

13,3

14,0

12,6

30 - 34

12,4

12,8

12,0

35 - 39

11,8

11,6

11,9

40 - 44

12,7

12,3

13,2

45 - 49

14,8

13,9

15,6

50 - 54

12,3

11,3

13,3

55 - 59

7,7

8,1

7,4

60 - 72

3,5

3,6

3,5

Сpедний возpаст занятых
в экономике, лет

39,7

39,3

40,2

Занятые в экономике - всего

100

100

100

     в том числе имеют
     обpазование:
 
 
 
  высшее
 профессиональное

27,8

25,2

30,5

  неполное высшее
  профессиональное

1,5

1,4

1,6

  сpеднее
  профессиональное

25,9

20,9

31,0

  начальное
  профессиональное

17,6

21,6

13,5

  сpеднее (полное) общее

21,5

24,0

18,9

  основное общее

5,3

6,4

4,2

  начальное общее, не
 имеют начального общего
 образования

0,4

0,5

0,4



Приложение 7
СРЕДНЕГОДОВАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ В ЭКОНОМИКЕ
ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ

 
1992
1995
2000
2002
2003
2004
2005
2006
2007
 
Тысяч человек
Всего в экономике

71905

66330

64517

65574

65979

66407

66792

67174

67701

    в том числе по формам
   собственности:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  государственная,
 муниципальная

49660

27945

24371

24207

23926

23582

22499

22038

21656

  частная

13887

22750

29776

32546

33142

34414

36178

37223

38221

  собственность
 общественных и
 религиозных организаций
 (объединений)

583

474

526

505

464

441

382

383

373

  смешанная российская

7580

14736

8114

6275

6134

5632

5202

4855

4705

  иностранная, совместная
  российская и иностранная

195

425

1730

2041

2313

2338

2531

2675

2746

 
В процентах к итогу
Всего в экономике

100

100

100

100

100

100

100

100

100

    в том числе по формам
   собственности:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  государственная,
 муниципальная

69,1

42,2

37,8

36,9

36,3

35,5

33,7

32,8

32,0

  частная

19,3

34,3

46,1

49,6

50,2

51,8

54,1

55,4

56,4

  собственность
 общественных и
 религиозных организаций
 (объединений)

0,8

0,7

0,8

0,8

0,7

0,7

0,6

0,6

0,6

  смешанная
  российская

10,5

22,2

12,6

9,6

9,3

8,5

7,8

7,2

6,9

  иностранная, совместная
  российская и иностранная

0,3

0,6

2,7

3,1

3,5

3,5

3,8

4,0

4,1



Приложение 7
УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В ВОЗРАСТЕ 15-72 года


Приложение 8.

Потребность предприятий в работниках, заявленная в службы занятости, человек, Российская Федерация

1999
2000
2001
2002
2003
2004
январь
329476
597874
749661
858234
805406
810351
февраль
357059
622225
759620
828867
837623
810051
март
387789
671769
793610
852776
853055
843134
апрель
464165
774869
900365
926889
926830
922771
май
535276
867642
1037497
1021854
1022475
1020333
июнь
610224
898719
1108562
1070440
1053965
1042965
июль
650977
908961
1133287
1069675
1044348
1024229
август
672612
937205
1152598
1085825
1060314
1020667
сентябрь
682082
926033
1142565
1060679
1032508
997828
октябрь
662757
880329
1076537
984993
968970
935929
ноябрь
617443
820838
975784
892062
885180
858195
декабрь
588274
750947
887372
818309
804179
788309


январь
755418
797744
915403
1122458
836084
февраль
740081
811871
937521
1164284
874716
март
777082
861616
1000409
1235577
 
апрель
871182
961514
1140981
1375010
 
май
995358
1090494
1339356
1552785
 
июнь
1041279
1140082
1384710
1526780
 
июль
1031801
1134407
1388990
1530028
 
август
1048153
1152482
1417612
1542078
 
сентябрь
1037175
1139946
1379908
1553432
 
октябрь
979297
1093786
1321230
1426613
 
ноябрь
901773
1021663
1220556
1183196
 
декабрь
816744
935683
1126295
894696
 

Copyright Федеральная служба государственной статистики

Приложение 9.

ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ
 
1992
1995
2000
2002
2003
2004
2005
2006
2007
 
По данным обследований населения
по проблемам занятости1)

Численность безработных, тыс. человек

3888,6

6684,3

7059,1

6154,7

5683,3

5775,2

5208,3

4998,7

4232,5

Из их числа:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
студенты, учащиеся,
пенсионеры
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   тыс. человек

717,5

520,3

686,5

633,1

645,6

777,3

610,5

517,1

450,8

   процентов

18,5

7,8

9,7

10,3

11,4

13,5

11,7

10,3

10,7

женщины
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   тыс. человек

1852,9

3071,7

3314,2

2866,3

2675,9

2873,2

2406,9

2367,8

1968,1

   процентов

47,6

46,0

46,9

46,6

47,1

49,8

46,2

47,4

46,5

лица, проживающие в сельской местности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   тыс. человек

639,2

1396,2

1894,7

1939,8

1870,9

1876,6

1956,6

2097,5

1734,1

   процентов

16,4

20,9

26,8

31,5

32,9

32,5

37,6

42,0

41,0

 
По данным Федеральной службы
по труду и занятости

(на конец года)
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости2), тыс. человек

577,7

2327,0

1037,0

1499,7

1638,9

1920,3

1830,1

1742,0

1553,0

Из их числа:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
женщины
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   тыс. человек

417,0

1454,7

714,8

1012,6

1106,2

1272,6

1199,5

1132,5

982,7

   процентов

72,2

62,5

68,9

67,5

67,5

66,3

65,5

65,0

63,3

лица, проживающие в сельской местности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   тыс. человек

101,7

671,7

325,3

603,0

732,8

890,8

891,2

890,0

825,2

   процентов

17,6

28,9

31,4

40,2

44,7

46,4

48,7

51,1

53,1

Отношение численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости, к общей численности безработных, процентов

14,9

34,7

14,8

24,4

28,7

33,3

35,1

34,8

36,7


________________________________
1) Данные за 1992, 1995 гг. приведены по состоянию на конец октября; 2000 - 2007 гг. - на конец ноября. С 2006 г. - включая данные по Чеченской Республике.
2) С 2002 г. - включая данные по Чеченской Республике.


Приложение 10.

Занятость и безработица в Российской Федерации в I квартале 2009 года
(по итогам обследований населения по проблемам занятости)

     Росстат подвел итоги очередного квартального обследования населения по проблемам занятости (по итогам опроса населения по состоянию на третью неделю февраля).
    Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2009г. составила 74,8 млн.человек, или 53% от общей численности населения страны.
     В численности экономически активного населения 67,7 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 7,1 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

     В феврале 2009г. численность экономически активного населения была ниже, чем в ноябре 2008г., на 1,1 млн.человек, или на 1,5%. Это сокращение полностью определяется уменьшением численности занятого населения.
    Численность безработных, в соответствии с методологией МОТ, в феврале 2009г. была на 1,8 млн.человек, или на треть выше, чем в ноябре 2008г. и феврале 2008 года.
    Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в феврале 2009г. составил 9,5% и был на 2,5-2,4 процентного пункта выше, чем в ноябре 2008г. и феврале 2008 года.
    Численность безработных и уровень безработицы в феврале 2009г. были в среднем на треть ниже, чем в феврале 1999г., когда было отмечено их максимальное значение.

     Численность занятого населения в феврале 2009г. снизилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 2,9 млн.человек, или на 4,2%, по сравнению с февралем 2008г. - на 1,8 млн.человек, или на 2,6%.
    Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в феврале 2009г. составил 60,5% против 63,1% в ноябре 2008г. и 62,1% в феврале 2008 года.


Экономическая активность населения
 
2008г.
в среднем1)

По квартальным обследованиям
(без корректировки
сезонных колебаний)

Февраль 2009г.
прирост, снижение (-) по сравнению с

  
  
февраль 2008г.
ноябрь
2008г.

февраль 2009г.
февралем
2008г.

ноябрем
2008г.

Тыс.человек
 
 
 
 
 
 
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила)

75757

74799

75892

74771

-28

-1121

занятые

70965

69491

70603

67664

-1827

-2939

безработные

4792

5308

5289

7107

1799

1818

В процентах
 
 
 
 
 
 
Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет)

67,7

66,8

67,8

66,8

0

-1,0

Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)

63,4

62,1

63,1

60,5

-1,6

-2,6

Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)

6,3

7,1

7,0

9,5

2,4

2,5


     По данным обследования населения по проблемам занятости в феврале 2009г., в численности безработных, по методологии МОТ, 725 тыс.человек (10%) составляли граждане, которым не может быть присвоен статус безработного в органах службы занятости населения. Среди них 315 тыс.человек (43%) - лица старше или моложе трудоспособного возраста, 281 тыс.человек (39%) - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 129 тыс.человек (18%) - пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. Все эти категории в обследуемый период занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.
    В феврале 2009г. общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в 3,2 раза (в ноябре 2008г. - в 3,6 раза).

____________________
1) По данным обследования населения по проблемам занятости: 1992-1998гг. - октябрь, 1999-2008гг. - ноябрь, 2009г. - февраль.
2) По данным Роструда: 1992-2008гг. - на конец года, 2009г. - на конец I квартала (на конец марта).


      Безработица по полу и месту проживания. По сравнению с ноябрем 2008г. численность безработных мужчин увеличилась на 36,3%, безработных женщин - на 32,1%. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в феврале 2009г. составила 44,4%.
    Доля городских жителей среди безработных, по методологии МОТ, в феврале 2009г. составила 66,2% и увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 3,7 процентного пункта.
    Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2009г. это превышение составляло 1,5 раза. Вместе с тем, размеры увеличения численности безработных среди городского населения были более значительными, чем среди сельского населения. В феврале 2009г. численность городских жителей, классифицируемых, в соответствии с критериями МОТ, как безработные, увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 42,2%, сельских жителей - на 21,3%.


Численность безработных и уровень безработицы
по полу и месту проживания

 
Всего
Мужчины
Женщины
Городское население
Сельское
население

Тыс.человек
 
 
 
 
 
Февраль 2008г.

5308

2791

2518

3269

2040

Ноябрь 2008г.

5289

2901

2388

3307

1982

Февраль 2009г.

7107

3953

3154

4702

2405

В процентах
 
 
 
 
 
Февраль 2008г.

100

52,6

47,4

61,6

38,4

Ноябрь 2008г.

100

54,8

45,2

62,5

37,5

Февраль 2009г.

100

55,6

44,4

66,2

33,8

Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)
 
 
 
 
 
Февраль 2008г.

7,1

7,3

6,9

5,8

11,0

Ноябрь 2008г.

7,0

7,5

6,4

5,8

10,5

Февраль 2009г.

9,5

10,4

8,6

8,4

12,9


     Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в феврале 2009г. составил 35,2 года (в ноябре 2008г. - 34,9 года), в том числе безработных мужчин - 34,8 года, безработных женщин - 35,6 года.
    Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%. По сравнению с ноябрем 2008г. в составе безработных увеличилась доля лиц в возрасте 20-24 года (на 0,7 процентного пункта), в возрасте 25-29 лет (на 2,6 процентного пункта), 45-49 лет (на 1,4 процентного пункта).
    Самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,1%), а также 20-24 года (18,0%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы в феврале 2009г. составил 20%, в том числе среди городского населения - 18,2%, среди сельского населения - 24,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,6 раза, в том числе среди городского населения - 2,7 раза, сельского населения - 2,2 раза.
    Продолжительность поиска работы. Около 36,4% безработных - лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 27,5% безработных. По сравнению с ноябрем 2008г. доля краткосрочной безработицы (менее 3 месяцев) увеличилась на 3,4 процентного пункта, доля застойной безработицы (12 месяцев и более) сократилась на 5,8 процентного пункта.

     Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских и в феврале 2009г. составила, соответственно, 37,5% и 22,4%. По сравнению с ноябрем 2008г. доля застойной безработицы снизилась среди сельских жителей на 4 процентных пункта, среди безработных городских жителей - на 6 процентных пунктов.
    Среднее время поиска работы безработными в феврале 2009г. составило 6,9 месяца. У женщин оно составило 7,3 месяца, у мужчин - 6,5 месяца. Среди городского населения средняя продолжительность безработицы уменьшилась по сравнению с ноябрем 2008г. с 7,0 до 6,2 месяца, среди сельского - уменьшилась с 8,8 до 8,2 месяца.
    Наличие опыта работы. Около 23,3% безработных - это лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2009г. их численность составила 1,7 млн. человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (на 19,5% - за счет молодежи до 20 лет, на 48,8% - от 20 до 24 лет, на 17% - 25-29 лет). По сравнению с ноябрем 2008г. доля безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, сократилась на 3,7 процентного пункта.
    В феврале 2009г. среди безработных в 1,9 раза по сравнению с февралем 2008г. и ноябрем 2008г. увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников.


Структура безработных по наличию опыта работы
и обстоятельствам незанятости


Безработные
Имеют
опыт
работы

Из них оставили
прежнее место работы в связи с

Не имеют опыта
работы

  
  
  
высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией организации, собственного дела
увольнением по собственному желанию
  
Тыс.человек
Февраль 2008г.

5308

3788

1044

1115

1520

Ноябрь 2008г.

5289

3862

1079

1185

1427

Февраль 2009г.

7107

5453

2092

1566

1654

В процентах
Февраль 2008г.

100

71,4

19,7

21,0

28,6

Ноябрь 2008г.

100

73,0

20,4

22,4

27,0

Февраль 2009г.

100

76,7

38,4

28,7

23,3



     Безработица по субъектам Российской Федерации. Самый низкий уровень безработицы, по методологии МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе.

Срочная информация по актуальным вопросам
Copyright Федеральная служба государственной статистики