Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 4 Об оплате труда в бюджетной сфере

 

ВВЕДЕНИЕ

     Во всех экономических системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Имеется своего рода пирамида целей госрегулирования, которые  находятся между собой в определенной субординации, изменяющейся в результате эволюции конкретных условий в той ли иной стране в данный исторический момент. Высшей, центральной целью является формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития (включая его социальные сферы) и общественной стабильности. Все прочие цели производны от указанных, но они периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой,  находясь в отношениях взаимозависимости. Немаловажной целью государственного регулирования представляется стабилизация заработной платы.
    В современных условиях проблема реформирования заработной платы выходит на первый план. Благоприятные условия труда и своевременная справедливая плата за труд являются одними из фундаментальных основ для жизни каждого.
    Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ч. 2 ст. 7 установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты . Данная статья закрепляет право наименее социально защищенных слоев на помощь от государства, в частности материальную. В настоящее время наименее социально защищенными являются работники бюджетной сферы.
    Трудовой кодекс Российской Федерации так же закрепляет право каждого работника на своевременную и в полном размере выплаченную заработную плату, которая в состоянии обеспечить достойное существование человека и его семьи.
    Реализация статьи второй Трудового кодекса Российской Федерации, а также призыва Генерального директора Международного Бюро Труда Хуана Сомавия Сократить дефицит достойного труда+ , предполагает кардинальное повышение уровня и оптимизацию дифференциации заработной платы, установление в кратчайшие сроки минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.
_________________________

 Жуков А.Л. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ 11 (328) 2007 г. В современных условиях проблема реформирования заработной платы в России выходит на первый план .


     Существуют две границы заработной платы: нижняя и верхняя. Нижняя граница - это прожиточный минимум. Верхняя граница - это Фонд Жизненных Средств (необходимый набор продуктов питания, затраты на содержание труда, затраты на собственное развитие). Нижняя граница заработной платы, концепция минимума средств к существованию берет начало из трудов Д. Рикардо и Т. Мальтуса и сводит заработную плату к физически необходимому минимуму средств существования. Однако стоимость рабочей силы не может сводиться только к этому минимуму, а должно включать потребности, порожденные экономическими, социальными, культурными условиями, в которых формируется армия наемного труда. В то же время, определение низшей границы стоимости рабочей силы минимумом средств к существованию и утверждение о стремлении предпринимателя свести заработную плату к низшей границе вряд ли правомерно и экономически оправдано. Как показывает хозяйственная практика развитых стран, средний уровень реальной заработной платы устанавливается на более высоком уровне, чем стоимость минимума средств существования. Прожиточный минимум - уровень доходов, необходимых для приобретения человеком продуктов питания на нижней границе физиологических норм, а также для удовлетворения хотя бы минимальных потребностей в одежде, обуви, оплате жилья и транспортных услуг, в предметах санитарии и гигиены. На современном рынке труда прожиточный минимум реально служит нижайшей границей заработной платы. Это обстоятельство сегодня четко оговаривается законодательством многих стран, прямо определяющим минимальный размер оплаты труда и его обязательность для всех работодателей.
    Государство прямо регулирует заработную плату только в организациях, ему подведомственных. В Конвенции Международной организации труда 1970 г.  (ст. 3) была сформулирована цель установления государством размера минимальной заработной платы (обеспечение гарантированного минимального уровня жизни), а также факторы, принимаемые во внимание при определении уровня минимальной заработной платы: потребности работников и их семей (с учетом общего уровня заработной платы в стране, стоимости жизни, социальных пособий и сравнительного уровня жизни других социальных групп), экономические соображения (включая, требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости). В 1992-2002 гг. размер минимальной заработной платы в России изменялся 19 раз. На протяжении последнего десятилетия минимальный размер оплаты труда в России устанавливался ниже уровня стоимости минимальной потребительской корзины, что непосредственно влияло на снижение уровня жизни населения. В дореформенном СССР прожиточный минимум и составлял 60% минимальной заработной платы, в 1992 г. - 50%, в 1998 г. - 15,1% то в 2000 г. - только 8,2%.
    Сегодня минимальный размер оплаты труда значительно отстает от величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации в расчете на душу населения. И, как правило, страдают от этого работники занятые в бюджетной сфере.
    Бюджетники в настоящее время наименее защищенная группа в экономическом плане. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации говорится о том, что Правительство Российской Федерации при формировании перспективного финансового плана Российской Федерации на 2008-2010 годы и проекта федерального бюджета на 2008 год должно предусмотреть средства на выполнение принятых решений по повышению заработной платы в бюджетной сфере, денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Особое внимание следует уделить решению задачи повышения жизненного уровня пенсионеров. Необходимо обеспечить выполнение ранее принятого решения о доведении размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера.
    Вывести страну на новый качественный уровень развития бюджетной политики можно через решение ряда задач, обеспечивающих подъем экономики России. В сравнении со странами Западной Европы Россия в этой сфере выглядит все еще отстающей, но уже принят ряд существенных мер, которые могут изменить ситуацию в бюджетной сфере.