Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 4 Об оплате труда в бюджетной сфере


1. Законодательное регулирование оплаты труда. Зарубежный опыт

 

     Среди различных методов государственного регулирования доходов населения важное место занимают законодательные методы.
    Они включают, с одной стороны, разработку, а с другой - реализацию на практике нормативной основы политики доходов.
    В конкретных законах закладываются основы мероприятий по финансированию программ снижения бедности, помощи определенным категориям населения, территориям, профессиональным группам работников. К ним относятся: ежегодные законы о федеральном бюджете, о внебюджетных фондах, о бюджетах конкретных регионов, о местных бюджетах. Все экономические методы воздействия на доходы населения (определение минимального размера оплаты труда, налоговых ставок и налогооблагаемой базы, видов налогов и т.п.) применяются только после того, как они заложены в законодательстве.
    Первичным моментом законодательного регулирования доходов можно считать создание нормативной основы воздействия на зарплату, предпринимательскую прибыль, рентные и процентные выплаты населению. Для современной практики характерно создание законов и иных актов на различных уровнях - от локальных (рамки отдельно взятого предприятия) до международных. Последние оказывают на национальную политику доходов все большее и большее воздействие. Объектом международно-правового регулирования является в первую очередь такая разновидность доходов, как заработная плата.
    Проблема законодательной регламентации уровня доходов на международном уровне состоит в том, что реализация принятых актов напрямую затруднена. Акты принимаются международными организациями, но реальное воплощение в жизнь их положений возможно только на государственном уровне или на уровне региональных объединений. Страны, не подписавшие Конвенции и Рекомендации МОТ, могут не применять положения данных актов. Для государств, подписавших эти акты, содержится оговорка - по мере создания социально-экономических условий для их реализации. Но даже по отношению к странам, которые имеют необходимые условия для реализации, подписавшим и не соблюдающим установленные правила, не могут быть применены эффективные меры воздействия.
_________________________
 С.А. Аронова Юрист , 12 Законодательные методы государственного регулирования доходов населения

     В РФ прежде всего важнейшим нормативно-правовым актом в бюджетной сфере является ФЗ О федеральном бюджете на 2008 год и на  плановый период 2009 и 2010  годов . В соответствии с ним можно дать некоторые характеристики необходимые для улучшения ситуации в бюджетной сфере.
    Можно говорить о необходимости утверждения основных характеристик федерального бюджета на 2009 год и на 2010 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 39 690,0  млрд.  рублей  и 44 800,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,5 процента (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года) и 6,0 процента (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года):
прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2009 год в сумме 7 465 446 753,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов в сумме 2 351 908 015,0 тыс. рублей, и на 2010 год в сумме 8 089 965 207,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов в сумме  2 348 321 434,0 тыс. рублей;
общий объем расходов федерального бюджета на 2009 год в сумме 7 451 153 801,8 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 186 000 000,0 тыс. рублей, и на 2010 год в сумме 8 089 965 207,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 404 500 000,0 тыс. рублей;
объем нефтегазового трансферта на 2009 год в сумме 2 103 570 000,0 тыс. рублей и  на 2010 год в сумме 2 016 000 000,0 тыс. рублей;
нормативную   величину   Резервного   фонда   на   2009   год   в    сумме   3 969 000 000,0 тыс. рублей и на 2010 год в сумме 4 480 000 000,0 тыс. рублей;
верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 2 275 764 772,0 тыс. рублей и на 1 января 2011 года в сумме 2 856 847 356,1 тыс. рублей;
верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 43,9 млрд. долларов США,  и на 1 января 2011 года в сумме 45,0 млрд. долларов США;
прогнозируемый профицит федерального бюджета на 2009 год в сумме   14 292 951,2 тыс. рублей и  равенство прогнозируемого общего объема доходов и общего объема расходов федерального бюджета в 2010 году.
_________________________
 Федеральный закон О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов от 24.07.2007 ред. от 01.12.2007 // Российская газета. 7 августа 2007.  

     Также в этом же законе были сформулированы особенности использования средств, получаемых федеральными бюджетными учреждениями, что является не маловажным для развития в бюджетной сфере.
    В области оплаты труда законодательной властью чаще всего регламентируется минимум заработной платы, индексация заработка, определяются меры, связанные с предотвращением излишнего роста оплаты труда и доходов.
    Важным шагом в политике реформирования заработной платы должно стать повышение в кратчайшие сроки минимального размера оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума трудоспособного населения. Чтобы обеспечить кардинальное повышение МРОТ, необходимо выработать принципиально новые подходы в реализации политики доходов и оплаты труда.
     Органам государственной власти, во-первых, следует отказаться от политики использования остаточного принципа выделения финансовых ресурсов на повышение заработной платы работников отраслей бюджетной сферы. И, во-вторых, важно стимулировать руководителей организаций на повышение производительности труда и соответственно его оплаты, обеспечив создание конкурентных условий их функционирования.
     Если сегодня Правительство РФ не готово увеличить месячный минимум оплаты труда до примерно четырех тысяч рублей, то есть все возможности для того, чтобы наряду с месячным использовался часовой МРОТ на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения с поэтапным переводом его на уровень минимального потребительского бюджета, который почти в два раза превышает прожиточный минимум.
    Зарубежный опыт показывает, что многие страны устанавливают часовой минимум оплаты труда, либо и часовой, и месячный минимальный размер оплаты труда. Например, в Канаде, Франции, США законодательно установлена минимальная часовая оплата труда. В Чехии, Венгрии, Японии, Нидерландах законодательно установлена минимальная часовая и минимальная месячная оплата труда. Чтобы ускорить реализацию статей 133 и 421 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих установление МРОТ на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, и, учитывая зарубежный опыт и фактические резервы использования рабочего времени в организациях, целесообразно федеральным законом устанавливать не только месячный, но и часовой МРОТ.
    Так же целесообразно принципиально поменять подход к установлению величины заработка. Зарплата должна зависеть от таких факторов, как объем работы, диапазон профессиональных обязанностей и должностных требований внутри одной квалификационной группы, уровень образования и квалификации конкретного работника. Для каждой из квалификационных групп предлагается установить утверждаемый Правительством РФ базовый оклад. А все остальное будут регулировать повышающие коэффициенты двух видов: компенсационные и стимулирующие.
    Введение такой системы расчета зарплаты предполагает ее рост. Это следует из нового подхода к формированию заработков. В постановлении Правительства РФ указано, что снижение уровня зарплаты невозможно.
     Вместе с тем, если в качестве ориентира для уровня будущих зарплат будут использованы нынешние бюджетные ассигнования, необходимо представлять, что суммы эти примерно одинаковы для всех федеральных бюджетных учреждений в расчете на одного занятого.
    При этом существенно повысится самостоятельность руководителей бюджетных учреждений. Новая система направлена на максимум самостоятельности руководителей бюджетных организаций, поскольку не будет ни жесткой тарифной сетки, ни нормативного утверждения штатного расписания в организации. Руководитель организации в этих условиях сам сможет перераспределять средства, чтобы стимулировать наиболее ценных работников. Наряду с этим необходимо учитывать, что основные положения новых систем оплаты труда будут достаточно жестко регламентированы. В частности, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в этом случае необходимо разработать целый ряд документов, определяющих содержание новых систем оплаты труда:
    - утвердить перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;
    - утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами;
    - внести предложения по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам;
    - разработать и утвердить методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда.
    Должна быть проведена серьезная работа для того чтобы постановление Правительства РФ 605 могло быть реализовано на практике. Между тем, в постановлении Правительства РФ 605 закреплены жесткие сроки введения новых систем оплаты труда - до 31 декабря 2008 года.
    Новая схема оплаты для работников федеральных бюджетных учреждений - это не окончательный, а очередной шаг в реформировании оплаты труда работников бюджетной сферы. Последующие действия должны быть направлены на окончательный перевод систем оплаты труда по новым правилам на региональном и на муниципальном уровнях. Необходимо эту работу в регионах активизировать. При этом региональные системы, основой которых осталась Единая тарифная сетка, очевидно, должны быть подвергнуты новому пересмотру.
    Важно также принять закон об индексации часового МРОТ, предусмотрев в нем не только периодичность повышения заработной платы, но и включение еще одного элемента в механизме индексации, учитывающего зависимость от динамики средней заработной платы (СЗП). Если СЗП растет быстрее, чем растут потребительские цены, то целесообразно проводить доиндексацию в размере, скажем, не менее 60% от величины превышения. Например, цены за квартал (или полугодие, в зависимости от периодичности индексации или ее порога) выросли на 2%, а СЗП - на 7%. Тогда на 2% индексируем часовой МРОТ в соответствии с ростом потребительских цен и дополнительно еще на 3% ((7 - 2) х 0,6) с учетом роста СЗП. Аналогичный механизм должен применяться и к индексации месячного МРОТ. Конкретный процент доиндексации мог бы определяться при утверждении Государственной Думой Российской Федерации государственного бюджета.
     В условиях, когда доля оплаты труда в валовом внутреннем продукте существенно ниже, чем в развитых странах, в то время, когда остро стоит  вопрос о сохранении и развитии кадрового потенциала в образовании, здравоохранении и науке, как основе создания условий для достойного труда, перехода к экономике знаний и ускорения темпов роста экономики, можно считать экономически и социально обоснованной политику на обеспечение опережающих темпов роста заработной платы над производительностью труда.
    Есть и другие резервы роста заработной платы, прежде всего, низкооплачиваемых категорий работников. Переход к прогрессивной шкале налогообложения индивидуальных доходов позволит увеличить отчисления в бюджет и повысить заработную плату работников бюджетной сферы.
     В настоящее время обсуждаются предложениями о том, что прогрессивная шкала налогообложения должна быть построена таким образом, чтобы умеренный налог платили лица, которых сегодня можно отнести в России к среднему классу, имеющие доход ниже прожиточного минимума должны освобождаться от уплаты налога, для лиц же с высокими доходами целесообразно установить налоговую ставку не менее 30 процентов от получаемого дохода.
    Если рассматривать налогообложение физических лиц центральным правительством, то в Бельгии ставки колеблются от 25 до 55%, в Дании - от 22 до 40%, во Франции - от 5 до 57%, в Германии - от 19 до 53%, в Греции - от 18 до 50%, в Италии - от 10 до 50%, в Люксембурге - от 10 до 51%, в Великобритании - от 25 до 40%, в Испании - от 25 до 56%, в Голландии - от 35 до 60%, в Ирландии - от 29 до 52% и т.д. Такое законодательное установление позволяет существенным образом перераспределить доходы в обществе. Данный опыт экономически развитых государств мог бы пригодиться и в нашей стране. В развитых странах используется несколько вариантов соответствующей политики.