Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2006г. Выпуск 2 Демографическая политика России в рамках национального проекта Здравоохранение


Выводы и рекомендации

     Подводя общие итоги, важно отметить, что приоритетными задачами в сфере демографической политики являются:
1. формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики;
2. создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки молодых и многодетных семей;
3. привлечение квалифицированных мигрантов в Российскую Федерацию;
4. ограничение незаконной миграции.
     Эти и другие меры смогут в корне изменить демографическую ситуацию в стране, которая требует проведения  целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательными и исполнительными органами власти как на федеральном, так и на региональном уровне.
    Критическое сокращение народонаселения страны, впервые зафиксированное в 1993 году, приобрело устойчивый характер. Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения служит обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация  требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских  институтов российского общества.
    Складывающаяся демографическая ситуация ведёт к старению населения. При этом российская специфика заключается в том, что старение происходило и происходит не только из-за роста продолжительности и качества жизни, но и в связи с высокой смертностью трудоспособного населения и низкой рождаемостью, долей молодых возрастов. Старение населения, сокращение предложения рабочей силы требуют принятия мер, направленных на повышение экономической активности граждан старших возрастов, разработку эффективных механизмов её стимулирования.
    Решение задачи демографического развития в России должно осуществляться за счёт реализации целого комплекса мер как социального, так и экономического характера. Прежде всего, решающее значение имеет стабильность социально-экономического положения и укрепление системы социальных и политических гарантий.
    Для повышения эффективности регулирования миграционных потоков необходимо разработать прогноз потребностей в иностранной рабочей силе, оптимизировать порядок оформления разрешительных документов для иностранных работников, скоординировать действия органов исполнительной власти по регулированию миграционных процессов и определить региональные приоритеты по привлечению иностранных работников, их возрастного и профессионального состава, требований к квалификации.
    Следовательно, перед государством стоят задачи по: стабилизации, а затем коренному улучшению демографической ситуации, социальной поддержке населения, совершенствованию трудовых отношений, повышению уровня занятости и улучшению условий миграции населения.
    Повышению занятости и улучшению условий миграции населения способствует Указ Президента Российской Федерации 637 от 22.06.2006. О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом , предписывающий: утвердить Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации до 1 января 2007 г. представить в Правительство Российской Федерации на согласование проекты программ соответствующих субъектов Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, за исключением высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) Красноярского, Приморского и Хабаровского краёв, Амурской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Липецкой, Новосибирской, Тамбовской, Тверской и Тюменской областей, которым необходимо представить проекты указанных программ до 01.09.2006 г.
    Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из направлений решения демографической проблемы. Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему связей принимающего сообщества.
    Отсюда следует, что для проведения эффективной миграционной политики требуется не только принятие нормативных правовых актов, необходимых для организации добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию, но и оценка субъектами Российской Федерации потребности в трудовых ресурсах, готовности имеющейся инфраструктуры к приёму переселенцев, в том числе в части, касающейся предоставления базовых социальных услуг (образовательных, медицинских), жилья, а также постоянное осуществление мониторинга миграционного потенциала.
    Таким образом, с целью определения стратегии государственной социально - демографической политики необходима комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и последствий социально - демографических процессов на федеральном и региональном уровнях. Это поможет более эффективно координировать усилия в данной сфере.


Список использованных источников

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.06;
2. Национальная программа демографического развития России (2006-2010 гг.);
3. Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006. О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом ( 637);
4. Материалы выступления директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН д.э.н., профессора А.Ю. Шевякова на ежегодной Всероссийской научной конференции Проблемы реформирования государственных политик в России: состояние и перспектива ;
5. Парламентская газета. Выпуск 98 от 21.06. 06;
6. www.nasledie.ru;
7. http:ru/ru.wikipedia.org/wiki;
8. http://antropotok.archipelag.ru;
9. www.news.nashbryansk.ru;
10. www.bryanskobl.ru;
11. Материалы заседания Совета Центрального Федерального округа от 15 декабря 2003г.;
12. www.oblstat.belnet.ru;
13. www.vladnovosti.ru/society;
14. www.dialog.avo.ru/letters.php;
15. www.voronezh.kprf.ru/news/region;
16. www.vrn.vsi.ru/news_detail.html;
17. www.2stud.info/4stud/ivanovskaya-oblast1b77e.html;
18. www.nnsinfo.ru/faktkomm/001;
19. Материалы Отдела народонаселения Секретариата Организации Объединенных Наций, "The world at six billion".2006.;
20. План мероприятий фракции Единая Россия в Государственной Думе по реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года п. 5.1.1 и 5.2;
21. www.my-sn.ru;
22. www.ipoteka.kaluga.ru;
23. http://demoscope.ru/weekly/2006/0247/rossia01.php#6;
24. www.admlr.lipetsk.ru;
25. www.mosreg.ru.