Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 18 Экономический механизм охраны окружающей среды и законодательное обеспечение платы за негативное воздействие на окружающую среду

Введение

     Комитетом Государственной Думы по экологии 18 марта 2004 года были проведены парламентские слушания на тему "Экономический механизм охраны окружающей среды и законодательное обеспечение платы за негативное воздействие на окружающую среду". В слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, ответственные работники министерств и ведомств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видные ученые-экологи, экономисты.
    Участники парламентских слушаний отмечали, что в условиях рыночной экономики наиболее эффективными факторами регулирования экологической обстановки являются экономические методы. В этой связи особое значение приобретает правовое обеспечение такого экономического механизма регулирования охраны окружающей среды, который, с одной стороны, оказывал бы непосредственное влияние на учет экологических факторов при формировании макроэкономических показателей, на бюджетное обеспечение государственных функций в области экологии, на применение форм налогового и неналогового регулирования, на реализацию различных схем мобилизации финансовых ресурсов для решения экологических проблем, в том числе экологического страхования, а с другой стороны, стимулировал бы производителей активно осуществлять мероприятия по охране окружающей среды и не подрывал их экономические возможности.
    Также отмечалась целесообразность сохранения экологических фондов в субъектах Российской Федерации для аккумулирования средств, получаемых от взимания уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, и строго целевого расходования их на природоохранные мероприятия.
    
     Участники слушаний рекомендовали:
    Правительству Российской Федерации:
              - ускорить разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", в концепции которого необходимо отразить систему нормирования, основанную на применении технологических нормативов и наилучших технологий, механизм зачета затрат хозяйствующих субъектов на природоохранные мероприятия;
              - в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" применить научно обоснованный подход по определению доли расходов бюджета на природоохранные цели;
              - при разработке прогнозов социально-экономического развития на очередной бюджетный год формирование таких макроэкономических показателей, как валовой внутренний продукт и национальное богатство осуществлять с учетом экологических факторов.
    Федеральному Собранию Российской Федерации:
              - ускорить разработку и принятие проекта федерального закона в области государственного регулирования системы экологического страхования рисков и ответственности по возмещению вреда окружающей среде;
              - обеспечить ускоренное  рассмотрение проекта федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".
    Органам власти субъектов Российской Федерации распространить опыт использования возможностей региональных экологических фондов для аккумулирования средств, получаемых от взимания уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, и их строгого целевого расходования на осуществление природоохранных мероприятий.