Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 14 О законодательной деятельности Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи и взаимодействии с федеральными министерствами и ведомствами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, научными учреж


ЛАХОВА Е.Ф.
председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.


     В своем выступлении я остановлюсь на  четырех блоках проблем. Именно они станут предметом особого внимания в законотворческой деятельности Комитета на предстоящие четыре года. Первое - законодательное обеспечение равенства прав и возможностей мужчин и женщин. Второе - государственная поддержка семей с детьми. Третье - развитие законодательства по защите прав детей. И четвертое - обеспечение прав молодежи.
    Первое. Женщины составляют большую часть населения страны. Последняя перепись показала,  женщин на 10 млн. больше, чем мужчин. Однако до сих пор их представленность на уровне принятия решений остается низкой.
    Закон о партиях начал играть свою позитивную роль. В Госдуме четвертого созыва женщины  составляют 10% от общего числа депутатов. Это на 10 человек больше, чем в третьей Думе.  Правда, почти на три с лишним процента ниже, чем в первой. И составляет лишь  четверть по сравнению с численностью женщин-парламентариев в странах Северной Европы. На протяжении многих лет стабильно высок уровень занятости женщин в различных отраслях производства. По-прежнему, женским царством остаются здравоохранение и социальное обеспечение,  образование и культура. Cокращается доля женщин в торговле, общественном питании, кредитовании, финансах, страховании. Доля мужчин повышается в тех видах деятельности, которые хорошо оплачиваются и имеют достаточно высокий общественный престиж.
     Сохраняется существенный разрыв в соотношении зарплаты женщин  и мужчин. Главная проблема положения женщин - сочетание профессионального труда с материнством. По-прежнему преимущественно на женщинах лежит выполнение семейных обязанностей. Отсюда - перерывы в трудовой деятельности в связи с  рождением и воспитанием ребенка. И, как следствие, - снижение конкурентоспособности на рынке труда. Это "не перевешивает" даже традиционно более высокий уровень образования женщин.
     Есть проблемы в охране здоровья. Это расширение платности медицинских услуг, низкий уровень репродуктивного здоровья,  высокая материнская смертность. Под угрозой и личная безопасность. В семье она исходит от  разъяренного мужа. На работе - от "любвеобильного" начальника. В собственном подъезде, на улице и в  транспорте - от хулиганов, маньяков и террористов.
    Что может сделать  для улучшения положения женщин законодатель? Все законы имеют то или иное влияние на жизнь  населения страны, а значит - и на женщин. Поэтому задача Комитета - отследить, как в принимаемых Думой законах обеспечивается равенство прав и возможностей мужчин и женщин. Как эти законы защищают права  женщин на материнство, личную безопасность. В отношении материнства предстоит подумать, как снять ограничение с размера пособия по беременности и родам. Сегодня максимум, на который может рассчитывать, уходя в отпуск по беременности и родам, высокооплачиваемая беременная женщина  - 11700рублей.
     Комитет продолжит работу по защите прав женщин, подвергающихся насилию, особенно в семье, через внесение поправок в действующее законодательство. Одна из форм насилия - торговля людьми. Важно, чтобы Россия ратифицировала Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и два протокола к ней. Один из них касается предупреждения и пресечения торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказания за нее.
    Комитет является соисполнителем по подготовке законопроекта о ратификации Конвенции к рассмотрению Госдумой. И примет  участие в работе над  законопроектами, которые предлагается внести в развитие Конвенции.
    Нас беспокоит пенсионное законодательство. В частности, то, что  при оценке пенсионных прав не учитывается период ухода за ребенком до полутора лет. Есть проблемы с правом на досрочное назначение пенсий. Чтобы не допустить ограничения прав женщин, работников с семейными обязанностями, будем отслеживать поправки в трудовое законодательство. Законодательная деятельность по обеспечению равных прав и  возможностей  мужчин и женщин была бы более успешной, если бы действовал комплексный закон, развивающий известное положение статьи 19 Конституции. Дума третьего созыва приняла в первом чтении законопроект "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин". Заранее знаем, что дальнейшее его прохождение будет непростым. Этой работе нужен новый импульс. Его могут дать женские организации, подведя итоги выборов.
    Теперь о семье и особенностях ее поддержки в современных условиях. Трансформации в обществе изменили облик семьи. Изменилось все: состав семьи; содержание ее потребностей; социальные роли матери, отца, ребенка; взаимоотношения, традиции, и, к сожалению, не в лучшую сторону. Престиж семьи в общественном сознании падает. Это подтверждают и итоги последней переписи. Возросла численность мужчин и женщин, никогда не состоявших в браке. Увеличилось количество разводов при уменьшении числа повторных браков. Каждый десятый  брак не регистрируется. Из 34 млн. супружеских пар каждая десятая проживают без регистрации брака. Ежегодно вне зарегистрированного  брака рождается  почти треть от всех родившихся детей (около 400 тысяч). Российская семья стала традиционно однодетной. Всего в России (по итогам переписи) 41 млн. семей; 34% (14 млн.) из них - однодетные. В 6 млн. семей (15%) - по двое детей; 3,5% (1,4 млн.) - это семьи с тремя и более детьми. На 10%  увеличилось число бездетных семей (их около 20 млн.).
     Еще одна проблема семей - бедность. Почти четверть населения страны проживает за чертой бедности. По переписи, основным источником средств существования 62 млн. россиян является зарплата (при ее низком уровне, особенно в бюджетной сфере). 3 млн. человек живут только на стипендию, 18 - на различные пособия ( в том числе по безработице). Треть населения - иждивенцы. Из них 70% - дети. Почти каждая вторая семья с детьми испытывает материальные трудности. Очевидно, что без помощи государства семьям не обойтись. Сегодня мы стоим на пороге изменения модели социальной поддержки семьи. По Конституции защита семьи, материнства, отцовства и детства относится к совместному ведению. Однако за что отвечает федеральный центр, а за что регионы, до сих пор было неясно. Ответ на этот вопрос дан в  законе о разграничении полномочий. Он начнет действовать с 1 января 2005 года. С этого срока за социальную поддержку семьи будут отвечать регионы.
     Не ухудшит ли это положение семей? Еще свежа в памяти ситуация с детскими пособиями. До 2001 года регионы выплачивали их из своих бюджетов. В результате задолженность по стране достигла более 30 млрд. рублей. И лишь перевод финансирования выплат пособия из федерального бюджета позволил изменить ситуацию. Хотя и сегодня еще задолженность есть - около 7 млрд. рублей.
    Сегодня поднимается вопрос об увеличении размера пособий. Хочу проинформировать - в Комитете пять таких законопроектов. Размер ежемесячного пособия на ребенка, например, - предлагается увеличить от 140 до 500 рублей. Ни один проект не поддерживается Правительством.  Мы будем вести с ним серьезный диалог. Хотя и понимаем, что предназначение пособия - лишь частичное восполнение затрат на воспитание и содержание детей. Поднять уровень жизни семьи с детьми может только существенное повышение доходов родителей.
    Сейчас идет поиск механизмов финансирования передаваемых регионам полномочий. Рассматриваются соответствующие изменения в налоговое и бюджетное законодательство. Отрабатываются схемы перераспределения финансовых потоков. В апреле Правительство представит в Думу свои предложения.
    Многие регионы  в нынешних условиях успешно проводят политику поддержки семей с детьми. Приняты законы, целевые программы, обеспечено их бюджетное финансирование. Интересный опыт накоплен в Белгородской, Самарской, Кемеровской областях, Москве и Санкт-Петербурге, ряде других регионов.
    Для поддержки семьи на федеральном уровне мы хотим внести поправки в налоговое законодательство. Вы знаете,  сейчас есть льгота по подоходному налогу. Из налогооблагаемой базы доходов родителей на каждого ребенка вычитается по 300 рублей. Эта норма установлена четыре года назад. С тех пор минимальная зарплата увеличилась более чем в 4 раза, а покупательная способность населения снизилась почти наполовину. Надо, чтобы эта льгота стала более ощутимой для семейного бюджета. Эта поправка коснется почти 20 млн. семей.

     Особого внимания заслуживает  молодая семья. По оценкам, - это  каждая шестая российская семья. Именно молодая семья может обеспечить демографическое благополучие страны. Именно у молодых родителей в возрасте до 30 лет рождается три четверти от всех родившихся детей.

     Социологические опросы показывают, что основными проблемами молодых являются отсутствие нормального жилья и занятости. Каждая третья молодая семья нуждается в улучшении жилищных условий. Государство это знает. В двух последних бюджетах появилась подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" в целевой федеральной программе "Жилище". Ежегодно на нее выделяется по 500 млн. рублей. Получить эти средства на конкурсной основе могут только те регионы,  которые сами реализуют аналогичные программы. Сейчас таких регионов более 60.
     Комитетом подготовлен законопроект "О социальной поддержке молодых семей в осуществлении права на жилище". Он закрепляет механизм реализации этой программы. Но поскольку механизм находится еще в стадии апробации и возможны его изменения, Правительство дало на проект отрицательное заключение.  Поэтому судьба закона пока неясна. Другим способом обеспечения молодых семей жильем может стать ипотечное кредитование. К сожалению, для большинства молодых оно не доступно. Очень высокий первоначальный взнос (до 30% от стоимости квартиры), большие  процентные начисления (11-15% ежегодно),  короткий срок погашения кредита (5-10 лет).
    Все это предстоит учесть законодателю, чтобы ипотека стала доступна для молодых. Конкретные предложения у нас есть и к новому Жилищному кодексу. В этом году он будет внесен  в Думу.  
     Следующий важнейший аспект - нравственный облик семьи. Жесткость проводимых в стране реформ, непродуманность механизмов, смягчающих их воздействие на население, привели не только к снижению уровня жизни людей, но и к падению морально-нравственных ориентиров в обществе. Особенно остро это отразилось на семье. За последние четыре года число родителей, поставленных на учет в органах внутренних дел, увеличилось почти на 100 тысяч и составляет сегодня 280 тысяч. Из-за жестокости родителей ежегодно более 50 тысяч детей убегают из дома. Год от года увеличивается число родителей, которые лишаются прав на воспитание своих детей. В 2002 году   отобрано 60 тысяч детей. Только за год рост составил более  восьми тысяч. В этих условиях остро назрел вопрос о повышении ответственности родителей за воспитание детей. Она должна быть сопоставима с той реальной опасностью, которой дети подвергаются в семье. Комитет намерен внести поправки в административный, уголовный и семейный кодексы, в закон об исполнительном производстве.
     Во-первых, - надо повысить административные санкции за ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей. Сейчас административный штраф составляет от 100 до 500 рублей. В то же время провоз в московском метро негабаритного багажа - 2 тысячи.
    Во-вторых,  необходимо, чтобы заработала статья 156 Уголовного кодекса. По этой статье родители привлекаются к уголовной ответственности только в том случае, если неисполнение обязанностей по воспитанию  ребенка сопряжено с жестоким обращением. Что понимается под "жестоким обращением", в статье не дано. В результате различного толкования только одно из 10-ти уголовных дел доходит до суда и лишь одно из трех оканчивается обвинительным  приговором.
     В третьих,  необходимо разработать систему санкций в отношении родителей, лишенных родительских прав. Они должны нести ответственность за моральный и материальный вред, нанесенный ребенку. А то дело дошло до того, что родители сами просят лишить их родительских прав!
    В четвертых,  мы намерены разобраться с алиментами. Неполных семей, которые получают алименты, у нас более 5 млн.  Многие отцы ловчат и ухитряются платить всего по 30-40 рублей в месяц. Может быть, следует вернуться к практике прошлых лет и установить в Семейном кодексе минимальный размер алиментов. К тому же много проблем с исполнением судебных решений о взыскании алиментов и по спорам о воспитании  детей. Намерены внести  поправки в закон об исполнительном производстве.

     Теперь о детях. Их в России 34 миллиона. За десять лет стало на треть меньше. Беспокоит не только численное сокращение. Не меньше тревога по поводу качественного состава подрастающего поколения. По данным диспансеризации, только треть  детей признаны здоровыми. У половины - функциональные отклонения в состоянии здоровья, у остальных - различные хронические заболевания.  Еще хуже здоровье у сельских детей! Каждый год встречаются трудности в оздоровлении детей. Развитие системы оздоровительных учреждений осложняет и отсутствие в законе толкования самого понятия "отдых и оздоровление". Комитет уже в марте внесет на рассмотрение Госдумы соответствующий законопроект. По-прежнему требуют внимания дети-инвалиды. Их число только за два последних года увеличилось на 25 тысяч и составляет около 700 тысяч. Однако достоверность этой цифры можно подвергнуть сомнению. Вопреки требованиям закона, до сих пор единой системы учета детей-инвалидов нет. Каждое ведомство - здравоохранение, образование,  соцзащита - ведет такой учет в пределах своей компетенции, что осложняет проведение комплекса медико-реабилитационных мероприятий.  Думаю, наши слушания должны обратиться к Правительству с рекомендацией ускорить создание единой системы учета детей-инвалидов.

     Вместе с другими комитетами Госдумы и ведомствами при участии неправительственных организаций мы намерены внести поправки в  закон о социальной защите инвалидов и в закон об образовании. Не меньшую тревогу вызывает и морально-нравственное здоровье наших детей. Жестокость и агрессия, вседозволенность и безответственность, присущие  миру взрослых,  передаются детям. По оценкам разных ведомств, в стране от одного до четырех миллионов беспризорных детей. Минтруд называет миллион, Генпрокуратура - 2, МВД - 2,5, а независимые эксперты - 4 млн. К сожалению, только после вмешательства Президента, активизировалась работа ведомств по преодолению детской беспризорности.  Ситуация несколько улучшилась, но негативные тенденции  преодолеть пока не удалось.
    По данным Генпрокуратуры, каждое четвертое нарушение прав детей относится к деятельности органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В их работе с детьми много формализма. Более 360 тыс. несовершеннолетних состоят на учете как правонарушители. По данным Генпрокуратуры из всех доставленных в милицию малолетних правонарушителей 49 тысяч вообще не имели никакого образования. Почти каждое десятое преступление совершено подростками или при их участии. Подростковая преступность становится все более жестокой. Тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные подростками, составляют более 50% от общего числа всех преступлений. Изменению нравственных ценностей в немалой степени способствовали средства массовой информации. Детских и молодежных программ мало.  Их доля на 16 телеканалах составляет три десятых процента. Информационный рынок наводнен второсортной западной продукцией. Насилие и жестокость на ТV, неограниченный доступ детей к порносайтам в Интернете, разрушающе действуют на их психику. В стране насчитывается несколько сотен периодических изданий для детей с весьма сомнительной репутацией. Попытки через суд прекратить  выход некоторых из них (например, известного "Молотка") не удались из-за пробелов в законе. Поэтому Комитет будет вносить поправки в закон О средствах массовой информации . В законе надо:   1) определить, что понимается под периодическим печатным изданием для детей (сегодня такое понятие отсутствует); 2)ввести дополнительные требования к регистрации детских периодических изданий; 3)уточнить правовой статус редакций, специализирующихся на выпуске детских периодических изданий,  определить формы их государственной поддержки;  4)установить нормативы распространения печатной и аудио- видео - продукции, не рекомендуемых детям, и усилить требования к их распространению.
    Эту работу мы намерены проводить совместно с комитетами по информационной политике, по безопасности, охране здоровья, образованию. Рассчитываем на поддержку неправительственных организаций.
      Еще одна проблема, о которой мы говорим ежегодно - рост социального сиротства. Из-за пьянства, наркомании родителей, безответственного отношения к воспитанию детей число социальных сирот год от года увеличивается. За 10 лет оно возросло более чем вдвое и составляет около 700 тысяч или 2 процента от общего числа детей. Треть детей-сирот (более 200 тысяч) находится в детских учреждениях. Многие детские дома переполнены. Открываются новые. Понимаем, что без интернатных учреждений пока не обойтись. А значит они должны быть обеспечены всем  необходимым для нормального развития детей. Однако их финансирование по-прежнему крайне ограничено и составляет до 40% от потребности. Это данные Генпрокуратуры. По информации из ряда регионов, не хватает средств даже на питание. В рационе в основном хлеб и макароны. А что еще можно купить на 10-15 рублей на ребенка в день?
    Все еще недостаточно активно развивается система семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Органы, отвечающие за это, не утруждают себя поисками российских семей, желающих принять ребенка на воспитание. Плохо налажена медицинская реабилитация детей-сирот. Есть серьезные недостатки в организации их учета (особенно на местном уровне). В результате за 10 лет на международное усыновление передано более 40 тыс. детей.  В последние четыре года число российских и иностранных усыновлений практически одинаково - в пределах семи тысяч. В 2002 году россияне усыновили 7175 детей, иностранцы - 6926. Большинство проблем в жизни детей-сирот лежит в области правоприменения, но и само законодательство нуждается в совершенствовании.
    Комитет намерен внести изменения в Семейный кодекс. Надо устранить формальные препятствия к усыновлению детей российскими гражданами и повысить требования к иностранным усыновителям. Необходимо выработать (с учетом норм международного права) эффективный механизм контроля за условиями жизни усыновленных детей за границей. Еще важнее - сделать все возможное для того, чтобы они обрели семью в своей стране. У нас есть органы и учреждения, которые должны выполнять законы по защите прав детей, но многие из них работают неэффективно.
    Да и о какой эффективности, например, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав можно говорить, если они сами работают по положению 40-летней давности и в основном на общественных началах. Все ждут федеральный закон. Попытки принять его не увенчались успехом.  Это предмет совместной компетенции. Те, кто хочет заниматься этой работой, уже приняли свои нормативные акты. Таких регионов 16.
    Теперь об органах опеки и попечительства. Они должны защищать права детей. По сути же, это лишь название, за которым скрывается единственный, в лучшем случае - два специалиста по охране детства. Могут ли эффективно работать такие органы опеки и попечительства?! К тому же почти в 600 муниципальных образованиях  таких специалистов вообще нет.  
     Назрела необходимость в принятии федерального закона, устанавливающего права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства. Такую возможность нам дает новый федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления. Он вступит в силу  с 1 января 2006 года.
    Сегодня высказывается предложение о введении на федеральном уровне института уполномоченного по правам ребенка.  Мнения разные: и за,  и против.
    Хочу также отметить, что  по данным Генпрокуратуры ежегодно нарушения законодательства о несовершеннолетних составляют более трети всех нарушений, выявленных в сфере соблюдения прав гражданина. В 2003 году их количество составило более 160 тыс. Но стоит ли создавать еще одну структуру, когда не созданы условия для работы действующих? К тому же, вновь назначенный Уполномоченный по правам человека  в Российской Федерации назвал одним из приоритетных направлений своей деятельности именно защиту прав ребенка. Кстати, даже уполномоченный по правам человека есть пока только в 26 регионах. Вместе с тем, регионам следует использовать опыт 18 субъектов, в которых активно работают уполномоченные по правам ребенка.
     Действенным средством защиты прав детей, по нашему мнению, могла бы стать ювенальная юстиция, которая объединила бы работу всех органов и учреждений по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, безнадзорности и беспризорности. Центральным звеном этой системы должны стать суды по делам несовершеннолетних (ювенальные суды). Первый шаг к этому уже сделан.  В первом чтении принят законопроект по организации таких судов в системе судов общей юрисдикции. Работа обязательно будет продолжена.
    Стратегический потенциал государства - молодежь. Каково положение молодежи сегодня, таким будет государство завтра. В России около 36 млн. человек в возрасте от 14 до 30 лет. С какими трудностями сталкиваются сегодня молодые? Назову лишь некоторые - занятость и здоровый досуг. Среди всех официально зарегистрированных безработных доля молодых составляет почти 40%. В числе безработных оказывается значительная часть  молодых только что получивших профессию. Каждый второй выпускник не может найти работу. Поиск молодыми рабочего места превышает восемь месяцев. За чертой бедности проживает более девяти миллионов молодых людей. Чем мы можем помочь молодежи? Во-первых, дополнить закон о занятости. Включить выпускников профессиональных учебных заведений, которые впервые ищут работу,  а также уволенных из армии, в число лиц, особо нуждающихся в государственной поддержке при трудоустройстве.
    Второй путь - облегчить участие молодежи в предпринимательстве. Льготный налоговый режим для молодых предпринимателей может дать быструю отдачу без крупных дополнительных капвложений. Эти меры создадут предпосылки для успешной интеграции молодежи в трудовую деятельность и предпринимательскую  среду.  Заложат прочный материальный фундамент для создания семьи и рождения детей.
    Комитет также намерен внести поправки в Налоговый кодекс, чтобы освободить от подоходного налога средства, которые  дети, подростки, инвалиды получают на приобретение санаторно-курортных путевок от молодежных и детских общественных объединений в качестве благотворительной помощи.
    Еще одна проблема, требующая внимания - пропаганда здорового образа жизни. Недаром этот вопрос был вынесен Президентом на рассмотрение Госсовета. Однако сегодня приходится говорить об угрожающих масштабах наркомании среди несовершеннолетних и молодежи, ставших, по сути, национальным бедствием. У России не было иммунитета к этой заразе, поэтому она так быстро и широко распространяется. Только объединение усилий всех здоровых сил государства, общества может изменить ситуацию. Проблема эта межведомственная. Активную позицию должны занимать все ведомства. Не менее нужна координация. Не случайно в структуре Правительства создан Госнаркоконтроль России, а в нем -  самостоятельное подразделение  по межведомственному взаимодействию в сфере профилактики наркомании. Сегодня официально зарегистрировано более 450 тыс. наркоманов. По оценке специалистов, их почти в семь раз больше. И 70% - это дети и молодежь. Профилактика наркомании среди детей и молодежи не должна сводиться  только к плакатам - "Нет наркотикам!". Молодых, попавших в пагубную зависимость от наркотиков, важно не столько наказать, сколько вылечить и вернуть к нормальной жизни. Тех же, кто вовлек их в это зло и торгует отравой, надо сурово наказывать. Установленная для них уголовная ответственность явно не соответствует тяжести содеянного. Из категории тяжких это преступление следует перевести в категорию  особо тяжких. По данным Генпрокуратуры в прошлом году количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, составило 182 тысячи. Фоном для вовлечения молодых в наркоманию является потребление табака и алкоголя. Только среди подростков регулярно курят почти 40% человек, пробовали курить 74% мальчиков и девочек. За три года (с 1999 по 2002гг.) заболеваемость алкоголизмом среди подростков возросла почти в полтора раза. В 2002 году уровень употребления алкоголя с вредными последствиями составил 8,5 тыс. на 1 млн. подростков.
     Сегодня в стране пивной бум. Этому способствует неограниченная, по сути,  реклама пива и его повсеместная продажа, в том числе в местах отдыха и проведения массовых мероприятий с широким участием молодежи. Это усиливает феномен групповой зависимости. Потребление пива становится  стандартом молодежного мышления. Противостоять этому могут вовлечение молодых в занятия физкультурой и спортом, обеспечение их досуга, занятости, формирование у них  позитивных психологических установок. Надо также внести поправки в закон об обороте алкогольной продукции.  Изъять из него нормы, по которым пиво исключено из категории алкогольной продукции.
    Хорошо понимаем, что сделать это будет очень непросто. Сегодня каждый город, район радуется, если на его территории есть хоть небольшой пивной заводик. Это существенный источник  пополнения бюджета. Но эту выгоду нельзя соотнести с той огромной опасностью, в которую попадают наши дети и молодежь. Есть у молодежи и много других проблем. Комитет будет отстаивать права молодежи при принятии любого закона, из любой отрасли права. В этом рассчитываем и на помощь Общественной молодежной палаты при Государственной Думе. Ее активность привела к тому, что менее чем за год число региональных молодежных парламентов возросло почти вдвое и приблизилось к 40. Почему бы и остальным субъектам не последовать их примеру?
    Назрела также необходимость в принятии на федеральном уровне целостного нормативного акта, который бы определил основы государственной молодежной политики. По Конституции основные направления внутренней политики  определяет Президент. Мы намерены подготовить обращение Госдумы к Президенту о принятии соответствующего указа. Аналогичным образом поступим в отношении основных направлений государственной семейной политики. Указ Президента восьмилетней давности нуждается в существенном обновлении.
    Не могу не сказать о положении женщин, семьи, детей и молодежи, проживающих на селе. Ведь сельские жители составляют 30% населения страны. А проблемы, с которыми они сталкиваются, решить значительно сложнее, чем в городе. И понятно, почему. Работу найти трудно. Квалифицированные врачи далеко. Учителя в деревню не едут. До учреждений культуры, искусства не добраться. Эти и другие особенности жизни на селе должны учитываться при принятии законов, и мы не будем упускать это из виду.
    В заключении хочу сказать, что проблемы женщин, семьи, детей, молодежи, любого гражданина страны могут быть решены, если  существенным образом повысится жизненный уровень населения. Именно это является основной целью социального государства, каким провозглашена Российская Федерация. Не случайно Президент России назвал преодоление бедности одной из трех приоритетных задач государства.