Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 14 О законодательной деятельности Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи и взаимодействии с федеральными министерствами и ведомствами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, научными учреж


ВОРОНИНА О.А.
директор Московского центра гендерных исследований.

     Законы - вещь очень важная, поэтому вся эта законотворческая деятельность должна быть вписана в некоторый контекст более широкий, более общий, на котором я как философ, постоянно настаиваю. И этот общий контекст, который я предлагаю вашему вниманию, называется Комплексный подход к проблеме гендерного равенства . В нашей стране этой теме уделяется недостаточное внимание. Как знают специалисты, на двух последних конференциях ООН по положению женщин комплексный подход к проблеме гендерного равенства был определен как глобальная стратегия достижения гендерного равенства. Определяется он следующим образом.
    Это систематическая интеграция приоритетов и потребностей женщин и мужчин в программы по социальной политике для продвижения равенства между женщинами и мужчинами. Помимо этого комплексный подход включает развитие специальных мер социальной политики для достижения равенства, которое сопровождается учетом их эффекта в отношении женщин и мужчин уже на стадии планирования законодательства, за которой обязательно следует мониторинг и оценка результатов и законодательства, и реальной деятельности.
    Наше государство фактически устранилось, самоустранилось от выполнения роли проводника гендерной политики. Общество по инерции продолжает жить по советским гендерным моделям относительно гендерного равенства при отсутствии институциональной поддержки этой модели. Поскольку, например, женщинам не гарантируются больше рабочие места. Материнство, фактически, лишилось поддержки государства и стало частным делом. Система социальных льгот для женщин снижает их конкурентоспособность, а система социальной защиты материнства работает очень плохо.
    Для обеспечения гендерного равенства в современной политической и социально-экономической ситуации России нужно более активно внедрять комплексный подход к гендерному равенству. Это означает изучение международного опыта, особенно опыта Европейского союза, в котором существуют специальные экспертные комиссии, комитеты, публикуются отчеты и доклады. Во-вторых, мне кажется, что необходимо не только разрабатывать новые законы, но и провести ревизию уже имеющихся именно с точки зрения учета гендерного фактора. В-третьих, при обсуждении новых законопроектов необходимо прослеживать их соответствие политике гендерного равенства.