Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 38 Взаимодействие общественных организаций c государственными органами власти по неотложным мерам в борьбе с беспризорностью, безнадзорностью, наркоманией и правонарушениями среди несовершеннолетних


ЛЕКАРЕВА В.А.
председатель Комиссии Государственной Думы по вопросам профилактики
безнадзорности,  беспризорности и наркомании среди несовершеннолетних
и молодежи, заместитель председателя Комитета Государственной Думы
по делам  женщин, семьи и молодежи
 

     
     Сегодня на ваше рассмотрение вынесен крайне важный вопрос, имеющий острое социальное звучание и вызывающий оправданную тревогу в обществе. Ведь речь идет не просто о защите детства, а о будущем нашей страны. Справедливости ради нужно сказать, что проблемы беспризорности, безнадзорности, наркомании, правонарушений несовершеннолетних находятся в центре внимания Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича, Правительства Российской Федерации, законодательных и исполнительных органов государственной власти, известных политических и общественных деятелей страны и средств массовой информации. Но результаты сегодня нельзя признать удовлетворительными. В настоящее время в России официальная статистика фиксирует только тех беспризорников, которые задерживаются милицией либо попадают в специализированные социальные учреждения для беспризорных и безнадзорных детей. А дети, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации, в том числе и в собственных семьях, пока никого не интересуют. Существенно различаются экспертные оценки числа безнадзорных детей. Максимальная оценка - от двух до пяти миллионов, минимальная - от 100 до 500 тысяч детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации в Российской Федерации.
    Согласно оценкам Министерства труда и социального развития, на сегодня в стране около одного миллиона безнадзорных детей. В 2002 году в органы внутренних дел Российской Федерации доставлена 681 тысяча беспризорных и безнадзорных детей, подростков, несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, что в два с половиной раза больше, чем в 2001 году. При этом свыше 230 тысяч таких подростков выявлено на объектах транспорта. В 2002 году около 50 тысяч несовершеннолетних находились в местном или в федеральном розыске, что на 13,5% больше, чем в 2001 году. Значительная часть таких подростков - 32,8 тысяч несовершеннолетних совершили самостоятельный уход из дома, 16,5 тысяч несовершеннолетних ушли из государственных учреждений. Беспризорные дети - это дети, оставшиеся без попечения родителей, потерявшие родителей, или дети, родители которых лишены родительских прав, то есть сироты. 80% - сироты при живых родителях. Количество таких детей, и вы это прекрасно знаете, ежегодно растет.
    Беспризорные дети относятся к так называемой группе риска. Я бы лучше назвала их безнадзорными, все-таки с беспризорностью Правительство у нас более-менее результативно справляется. Беспризорного ребенка можно забрать с улицы и направить в государственное учреждение. А безнадзорный ребенок, имея живых родителей, которые не лишены родительских прав, недосягаем для правоохранительных органов.
    Не имея средств к существованию, такие дети изыскивают их доступным для себя способом, зачастую незаконным, и, как следствие, постоянно пополняют ряды несовершеннолетних преступников. Я приведу только несколько цифр. Число несовершеннолетних,  доставленных в органы внутренних дел, в 2002 году превысило 1 миллион 140 тысяч. Десять лет назад их было ровно в два раза меньше. Среди доставленных  310 тысяч - это подростки, едва достигшие 13 лет, 700 тысяч человек - обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, 295 тысяч - нигде не работали и не учились, а 45 тысяч оказались вообще неграмотными. 96 тысяч несовершеннолетних стали жертвами преступных посягательств, почти четыре тысячи подростков погибли от рук преступников, а 4,6 тысяч получили тяжелые увечья. Около 24 тысяч несовершеннолетних без вести пропали, в их числе восемь с лишним тысяч малолетних детей, находящихся в розыске.
    Нельзя не видеть, что идет активный процесс вовлечения подростков в криминальный бизнес, вымогательство. В 2002 году выявлено более 16 тысяч случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. Подростки в настоящее время - не только одна из основных криминально-активных частей населения, но и самая агрессивная ее часть.
    Серьезное беспокойство вызывает рост наркомании среди детей и подростков. Наркомания в России продолжает, к сожалению, молодеть . По последним данным, более 60% наркоманов - люди в возрасте 16-30 лет и почти 20% - школьники.
     По информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11-13 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков, в частности, в Москве, детьми шести - семи лет, причем, в результате приобщения родителями-наркоманами. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз, а дурманящими веществами - в 12 раз чаще, чем взрослые. На подростков приходится почти десятая часть уголовных преступлений.
    Для решения вышеназванных проблем необходимо консолидировать усилия политических и общественных сил как на федеральном, так и на региональном уровне.
    Современное развитие общества требует взаимодействия государственных структур с общественными объединениями и представителями бизнеса. Зачастую общественные организации лучше знают реальную обстановку, чем государственные органы власти. И не будем торопиться обвинять государственную власть в том, что она не хочет, не желает или не может узнать реальную ситуацию с детьми и несовершеннолетними.
    Я убеждена: пока все общество, общественные, неправительственные организации, государственная власть не озаботятся этой проблемой, мы будем только объяснять ситуацию вместо того, чтобы изменить ее. Сегодня следует распрощаться с иллюзией относительно монополии государства на обеспечение благосостояния граждан и начать моделирование новых подходов к решению социальных проблем путем создания партнерских паритетных связей.
    Новым вектором социальной политики должен стать принцип социального диалога и социального партнерства с неправительственными организациями. Сам термин социальное партнерство - новый для сегодняшней России. Его смысл состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями (НКО).
    Можно отметить, что в начале девяностых годов был бурный рост общественных некоммерческих объединений. В России этот сектор составляет по разным оценкам от 70 тысяч до 100 тысяч. Для сравнения: в Соединенных Штатах почти 1,2 миллиона общественных объединений. Общественные объединения и организации, представляющие собой один из элементов гражданского общества, играют важную роль в решении проблем детства.
    По данным опроса Института проблем занятости Российской академии наук, проблемами детей и молодежи занимаются почти 24% неправительственных организаций. Речь идет о преодолении беспризорности, раннего детского труда, преступности среди малолетних, насилия над детьми. Есть общественные центры по уходу за брошенными детьми, определению в детские дома и обеспечению бывших беспризорников квартирами.
    Я считаю, что важным фактором, консолидирующим общественные организации, является осознание ими своего места в жизни общества, понимание собственной ответственности за государственные функции, которые организации начинают брать на себя, за социально-демократические преобразования. И в связи с этим необходимо уделять первостепенное внимание развитию равноправного социального диалога между неправительственными организациями и органами  власти.
    Общественные организации помогают и самому гражданину осознать свои сильные стороны, развить свою индивидуальность, оценить полезность коллективного действия. Они учат гражданственности. В общественных организациях работают высококвалифицированные специалисты, отдающие свои силы достижению общественного блага и консолидации гражданского общества.
    Главное в деятельности неправительственной организации - инициатива граждан, добровольно объединяющихся для решения насущных проблем, их неравнодушие, их желание превратить Россию в страну, в которой можно жить.
     Анализ материалов, поступивших из субъектов Российской Федерации, свидетельствует, что во многих регионах успешно развивается сотрудничество органов власти и общественных организаций.
    Так, развитие социального партнерства правительства Москвы с общественными объединениями базируется на принятом законе "О взаимодействии органов власти г. Москвы с негосударственными некоммерческими организациями".
     Подготовлен такой же закон в Удмуртской Республике: "О взаимодействии органов государственной власти Удмуртской Республики и негосударственных некоммерческих организаций". Заслуживает внимания опыт Амурской области, где принят Закон "Об областной целевой программе в поддержку общественных инициатив на 2003-2005 годы", в соответствии с которым на конкурсной основе осуществляется поддержка программ общественных объединений по работе с детьми "группы риска".
    Законы о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений приняты в Амурской области, Кабардино-Балкарской Республике, в Самарской, Омской областях. В рамках такого закона в Самарской области проводится конкурс проектов объединений на соискание государственных грантов. При администрациях Амурской, Кемеровской, Иркутской, Новосибирской областей, при губернаторах Владимирской, Иркутской областей, в Коми-Пермяцком автономном округе сформированы координационные советы по взаимодействию органов власти с общественными объединениями.
    Можно перечислять много инициатив общественных объединений для решения задач, которые поставил Президент в своем Послании Федеральному Собранию. Необходимо говорить о том, что открыт негосударственный детский дом при Свято-Успенском княгининском монастыре в городе Владимире, где на долевых условиях воспитываются девочки. На базе Стефано-Махрищского монастыря от Московского благотворительного фонда Ковчег организован пансион для беспризорных детей. Практически все монастыри и церкви области организуют благотворительные акции: рождественский подарок, пасхальный сувенир; устраивают благотворительные обеды для детей-сирот и детей из социально не защищенных семей. Созданная в Самарской области уникальная для России служба семьи, материнства и детства включает сеть из 110 учреждений, деятельность которых направлена на профилактику негативных социальных явлений, в том числе сиротства и зависимости от употребления психоактивных веществ. Она включает 49 центров социальной помощи семье и детям "Семья". В Сахалинской области религиозные организации различных конфессий сотрудничают с учреждениями социальной помощи семье и детям в плане оказания материальной помощи для укрепления материально-технической базы учреждений. Активно заявляют о себе молодежные и детские общественные организации.
    Я уверена, что опыт работы педагогических отрядов из числа студентов мордовских вузов будет еще заслушиваться и применяться в субъектах Российской Федерации. Официально зарегистрирована общественная организация "Союз педагогических отрядов"; в состав этого объединения входит 500 человек.
     Исполнительными органами власти Вологодской области проводится серьезная работа по решению проблем социализации подростков и молодежи через деятельность детских и молодежных объединений, органов ученического самоуправления. Не менее интересна работа в Ханты-Мансийском автономном округе, где широко развивается детское и молодежное движение, способствующее самораскрытию, самореализации личности в среде, где она наиболее комфортно себя чувствует и где свободна в своем волеизъявлении.
    Можно еще долго говорить, но я думаю, что представители субъектов Российской Федерации и общественных объединений сами расскажут о своем опыте. Хочу только добавить, что Государственная Дума не стоит в стороне от решения насущных проблем и Комиссия по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи, а также Комитет по делам женщин, семьи и молодежи добились увеличения финансирования детских федеральных целевых программ. И самое главное - сохранили детско-юношеские спортивные школы профсоюзов, на финансирование которых с согласия Фонда социального страхования выделен 1 миллиард рублей.
    Межфракционная рабочая группа, включающая депутатов Государственной Думы под председательством заместителя Председателя Государственной Думы Георгия Валентиновича Бооса и представителей Фонда социального страхования, пришла к согласованному мнению - сохранить финансирование оздоровительной кампании детей и подростков в 2004 году на уровне 2003 года, выделив на эти цели 11,3 миллиарда рублей. Я считаю, что это очень серьезный вклад в защиту детства и  материнства.
     На очередном заседании правительственной Комиссии по делам несовершеннолетних 25 сентября с.г. было принято решение обобщить опыт работы общественных организаций Самарской области.  Кстати, если говорить о социальном партнерстве, самарские профсоюзы впервые в Российской Федерации заключили договор с Правительством,  Министерством труда и социального развития  и еще с четырьмя министерствами на  финансирование детского профсоюзного спортивно-оздоровительного центра. Этот центр стал федеральной экспериментальной площадкой, где отрабатываются пилотные проекты по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании среди несовершеннолетних.
     Общественная организация получает федеральные бюджетные средства  на решение тех задач, которые Президент поставил не только перед Правительством, но и перед каждым из нас.
     Я считаю, что такой пример конкретной работы подхватят и другие субъекты Российской Федерации. И не случайно мы предлагаем в проекте рекомендаций парламентских слушаний финансировать общественные организации, занимающиеся проблемами детства, из бюджетов всех уровней независимо от ведомственной принадлежности. Главное, чтобы был осязаемый и реальный результат, о котором мы очень часто слышим, когда представители субъектов Федерации выступают с докладами на правительственных комиссиях.