АВ 2003г. Выпуск 3 Вопросы регулирования миграционных процессов в Российской Федерации
парламентских слушаний на тему:
"О проекте Концепции регулирования миграционных
процессов в Российской Федерации"
Участники парламентских слушаний отмечают, что миграционная ситуация в стране остается одним из существенных факторов социально-экономической, политической и межнациональной напряженности. В немалой степени этому способствует отсутствие четко выверенной стратегии государственного регулирования миграционных процессов. Поэтому настоящий проект Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации может расценен положительно и воспринят как первый шаг в этом направлении.
Вместе с тем участники слушаний считают необходимым рекомендовать в текст Концепции внести следующие изменения и дополнения:
- изменить название проекта документа "Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации";
- включить в преамбулу положение о связи миграционной и национальной политики;
- включить в преамбулу положение о взаимосвязи прав мигрантов с правами человека и правами народов;
- исключить из преамбулы проекта Концепции второй абзац, поскольку проект не является правовым документом;
- название раздела 1 изложить в следующей редакции "О миграционной ситуации в Российской Федерации". Концепция не дает оценок, поскольку представляет, как уже сказано в тексте проекта, систему взглядов, принципов и приоритетов; начинать необходимо с определения реального состояния дел с миграцией; поэтому необходимости в первом абзаце не имеется;
- в п. 2 раздела I после слов "Изменяется роль миграции как+" дополнить словами "одного из источников роста численности населения". Слова "источника формирования населения" исключить;
- в п.3 раздела 1 слова "сохраняется проблема" заменить словами "осложнилось решение проблемы"; в последнем предложении слова "очагов вынужденной миграции" заменить словами "используется деструктивными силами для обострения";
- в п. 7 раздела 1 второе предложение начать со слов "Благодаря пассивной позиции министерств и ведомств эти процессы+" и далее по тексту;
- в абзаце первом п. 8 раздела 1 после слов "Эмиграция в страны дальнего зарубежья носит" добавить слова "не только экономический характер, но вызвана также неверием россиян в способность власти создать условия для достойной жизни и высокооплачиваемого труда" и далее по тексту.
Второй абзац изложить в следующей редакции: "На фоне значительного сокращения численности постоянно проживающего на территории Российской Федерации населения (за счет увеличения смертности и снижения рождаемости) происходит сокращение иммиграционного прироста населения в отдельных регионах";
- в п. 9 раздела 1 второй абзац закончить словами "что еще более ухудшает демографическую ситуацию в России";
- во второй абзац раздела II добавить слова "обеспечение приоритетной иммиграции представителей коренных народов России из стран СНГ (репатриации) и отмена всех правовых актов Российской Федерации с этими странами, препятствующих данному процессу";
- в абзац второй п.1 раздела II добавить в конце предложения слова, "которые предусматривали бы этим категориям граждан выплату компенсаций государствами исхода за оставленное жилье и имущество";
- в п. 2 раздела II добавить слова "разработка и введение положения о безусловной миграционной амнистии по отношению к представителям коренных народов России, не имеющих российского гражданства и проживающих на территории Российской Федерации более трех лет, с последующим представлением гражданства Российской Федерации в ускоренном порядке";
- в п. 3 раздела III к последнему предложению добавить слова "в том числе по осуществлению совместных проектов по созданию рабочих мест и строительству жилья";
- в п. 5 раздела III добавить слова "участие России в международных, прежде всего европейских, программах трудоустройства российских граждан за рубежом";
- п. 8 раздела III дополнить абзацем следующего содержания: "Обустроить государственную границу Российской Федерации соответствующим техническим оснащением, инженерно-транспортной и таможенной структур";
- закрепить свободную регистрацию и упрощенный порядок предоставления гражданства и вида на жительство для вынужденных мигрантов;
- определить подходы к информационной составляющей миграционного процесса как внутри страны, так и за ее пределами;
- определить отношение государства к мигрантам длительное время постоянно проживающим на территории Российской Федерации;
- определить отношение государства к установлению четкого правового статуса различным категориям мигрантов;
- определить отношение государства к введению миграционных квот;
- определить отношение государства к миграции как элементу борьбы с терроризмом и организованной преступностью;
- отразить проблемы финансового программирования миграционных процессов;
- рассматривать общественный контроль, гласность и прозрачность как обязательное условие регулирования миграционных процессов;
- определить основные направления участия в регулировании миграционных процессов общественных организаций и объединений;
- отразить необходимость определения основных направлений регулирования миграционных процессов в ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
- отразить необходимость формирования единой системы государственного управления миграционными процессами на федеральном и региональном уровнях;
- отразить место и роль миграционной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации и соответствующих региональных структур;
- отразить формы и методы подхода к проблеме расселения мигрантов, например, возобновления практики компактного (общинного) расселения мигрантов, приоритеты государственной поддержки общинной формы обустройства беженцев и вынужденных переселенцев в местах их нового проживания;
- отразить необходимость установления четких правил приема и оформления заявлений на получение мигрантами российского гражданства;
- отразить механизм получения гражданства, регистрации и трудоустройства, достаточно долго проживающих в стране мигрантов, в том числе мигрантов - бывших граждан СССР;
- отразить место и роль представителей переселенческих организаций и национально-общественных объединений в государственном регулировании миграционных процессов, в реализации федеральных и региональных программ помощи мигрантам;
- отразить необходимость разработки программ по созданию государственного регистра населения;
- отразить необходимость разработки правового механизма депортации незаконных мигрантов;
- отразить необходимость заключения межгосударственных договоров, межправительственных и межведомственных соглашений по предотвращению незаконной миграции, упорядочению порядка взаимных поездок граждан, возврату и транзиту лиц, находящихся на территории заинтересованных государств;
- отразить необходимость внесения необходимых изменений в двусторонние и многосторонние соглашения с государствами СНГ о взаимных безвизовых поездках граждан, имея в виду сокращение перечня документов, дающих право на безвизовое пересечение границы и упорядочение срока пребывания граждан этих государств на территории Российской Федерации, введение единой автоматизированной системы учета въезда в страну и пребывания на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства;
- отразить роль органов государственной власти приграничных со странами СНГ субъектов Российской Федерации во взаимодействии с территориальными правоохранительными и миграционными службами в части усиления паспортно-визового контроля, упорядочения системы регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на их территории из стран СНГ, повышения ответственности должностных лиц, допускающих нарушения миграционного законодательства Российской Федерации;
- отразить особенности государственного регулирования миграционных процессов в Северо-Кавказском регионе, в том числе, связанных с разрешением кризиса в Чеченской Республике.
Кроме того, участники слушаний считают необходимым рекомендовать органам государственной власти Российской Федерации:
1. Президенту Российской Федерации:
-Ускорить принятие Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации.-В ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации отражать основные направления миграционной политики государства.
2. Правительству Российской Федерации:
-Ускорить рассмотрение проекта Концепции регулирования миграционных процессов на заседании Правительства. -Усилить контроль за исполнением поручения Президента от 15.10.01 Пр-2194 с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации по уточнению Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации (обеспечив в 2003 году финансирование за счет средств госбюджета работы по ее актуализации) и другой градостроительной документации с целью комплексной оценки возможности регионов по приему и обустройству мигрантов, а также их социальному и иному обеспечению.
-Сформировать единую систему государственного управления миграционными процессами на федеральном и региональном уровнях.
-Сократить перечень документов, дающих право въезда на территорию Российской Федерации.
-Совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации ускорить разработку и принятие законодательства РФ по вопросам миграции, о государственной поддержке общинного обустройства беженцев и вынужденных переселенцев в местах их нового проживания.
-Внести дополнение в Федеральный закон О вынужденных переселенцах и в проект Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации в части расширения перечня категорий граждан, имеющих право на получения статуса вынужденных переселенцев, которые из-за насилия либо угрозы применения насилия против них или членов их семей вынуждены покидать место жительства и переселяться в пределах одного и того же субъекта РФ.
-Обеспечить соответствие федерального и регионального законодательства в сфере миграционной политики.
-Привлечь к участию в реализации Федеральной миграционной программы представителей переселенческих организаций и национально-общественных объединений.
-Восстановить в полном объеме действие постановления Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. 510 "О Порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно".
-Во взаимодействии с соответствующими уставными органами Содружества обеспечить безусловную реализацию договоренностей, достигнутых в рамках Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года, особенно в части сближения и унификации национальных законодательств, направленных на упорядочение государственного миграционного обмена и организации контроля за этими процессами, синхронизации визовой политики в отношении граждан, выезжающих из третьих стран, а также создания межгосударственной координирующей структуры в целях объединения усилий в борьбе с незаконной миграцией.
-Предложить органам государственной власти приграничных со странами СНГ субъектов Российской Федерации во взаимодействии с территориальными правоохранительными и миграционными службами усилить паспортно-визовый контроль, упорядочить систему регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на их территории, повысить спрос с должностных лиц, допускающих нарушения миграционное законодательство Российской Федерации.
3. Федеральному Собранию Российской Федерации:
-Совместно с Правительством Российской Федерации ускорить разработку, рассмотрение и принятие федеральных законов в сфере миграции, в том числе "О миграции в Российской Федерации", О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон РФ О гражданстве Российской Федерации , "О привлечении и использовании иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации", о внесении изменений и дополнений в федеральные законы "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", "О вынужденных переселенцах" и "О беженцах".-Создать при Комитете Государственной Думы по делам национальностей Экспертный совет по делам миграции.
-Для решения проблем незаконного въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства ввести визовый въезд с обязательным наличием у иностранных граждан или лиц без гражданства обратного билета или финансовых средств на приобретение обратного билета и временного проживания. В случае невыполнения указанных условий эти лица должны подлежать немедленному возврату в ту страну, из которой они прибыли.
-Приступить к разработке проектов законов "О репатриации", "Об иммиграции", о государственной поддержке переселенческих объединений при общинном обустройстве и других законопроектов, направленных на совершенствование государственного регулирования миграционных процессов и учитывающих в первую очередь интересы коренного населения.
-Членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы инициировать качественную и своевременную подготовку и принятие модельных законов, касающихся проблем миграции.
-Усилить парламентский контроль за использованием средств федерального бюджета, направляемых на финансирование миграционных программ и проектов.
-Членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, входящим в состав делегаций Федерального Собрания Российской Федерации в Межпарламентской Ассамблее государств- участников СНГ, Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС и межпарламентских комиссий по двухстороннему сотрудничеству с парламентами государств - участников СНГ:
- инициировать качественную и своевременную подготовку и принятие включенных в перспективные планы законотворческой деятельности указанных межпарламентских организаций модельных законов, касающихся проблем миграции, в том числе "О правилах пребывания и регистрации граждан на территориях государств - участников СНГ, связанных с миграцией", "О порядке въезда и выезда для граждан СНГ на территориях государств Содружества", "Общие направления миграционной политики государств - участников СНГ", "О принципах регулирования трудовой миграции".
- эффективнее использовать возможности двусторонних межпарламентских связей с государствами Содружества в целях сближения и гармонизации национальных законодательств в сфере регулирования миграционных процессов, совершенствования договорно-правовой базы, регламентирующих взаимные поездки граждан СНГ.
Объявить миграционную амнистию для тех, кто законно въехал до 2001 г. на территорию Российской Федерации и законно здесь живет.
4. Законодательным (представительным) и исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации:
-Обеспечить соответствие федерального и регионального законодательства в сфере миграционной политики.-Разработать меры, связанные с обустройством вынужденных мигрантов, включив эти меры в региональные программы социально-экономического развития. Подготовить и осуществить комплекс мероприятий с участием федерального центра и субъектов Южного федерального округа, направленных на возвращение всех временно перемещенных в места постоянного проживания и эти места обустроить по их желанию.
5. Генеральному прокурору Российской Федерации:
-Усилить прокурорский надзор за соблюдением органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и должностными лицами законов и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере миграционной политики.
-Стремиться к объективному освещению в средствах массовой информации положительных фактов обустройства переселенцев, их позитивный вклад в социальное и экономическое развитие российских регионов, в которое они переселяются, формировать у россиян толерантное отношение к мигрантам.