Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 3 Вопросы регулирования миграционных процессов в Российской Федерации


РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских слушаний на тему:
"О проекте Концепции регулирования миграционных
процессов  в Российской Федерации"

     Участники парламентских слушаний отмечают, что миграционная ситуация  в стране остается одним из существенных факторов социально-экономической, политической и межнациональной напряженности. В немалой степени этому способствует отсутствие четко выверенной  стратегии государственного регулирования миграционных процессов. Поэтому настоящий проект Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации может расценен положительно и  воспринят как первый шаг  в этом направлении.
    Вместе с тем участники слушаний считают необходимым рекомендовать в текст Концепции внести следующие изменения и дополнения:
    - изменить название проекта документа "Концепция  государственной миграционной политики Российской Федерации";
    - включить в преамбулу положение о связи миграционной и национальной политики;  
     - включить в преамбулу положение о взаимосвязи прав мигрантов с правами человека и правами народов;
    - исключить из преамбулы проекта Концепции второй абзац, поскольку проект не является правовым документом;
    - название раздела 1 изложить в следующей редакции "О миграционной ситуации в Российской Федерации". Концепция не дает оценок, поскольку представляет, как уже сказано в тексте проекта, систему взглядов, принципов и приоритетов;  начинать необходимо с определения реального состояния дел с миграцией; поэтому необходимости в первом абзаце не имеется;
    - в п. 2 раздела I после слов "Изменяется роль миграции как+" дополнить словами "одного из источников роста численности населения". Слова "источника формирования населения" исключить;
     - в п.3 раздела 1 слова "сохраняется проблема" заменить словами  "осложнилось решение проблемы"; в последнем предложении слова "очагов вынужденной миграции" заменить словами "используется деструктивными силами для обострения";
    - в п. 7 раздела 1 второе предложение начать со слов "Благодаря пассивной позиции министерств и  ведомств эти процессы+" и далее по тексту;
    - в абзаце первом п. 8 раздела 1 после слов "Эмиграция в страны дальнего зарубежья носит"  добавить слова "не только экономический характер, но вызвана  также неверием россиян в способность власти создать условия  для достойной жизни  и высокооплачиваемого труда" и далее по тексту.
     Второй абзац изложить в следующей редакции: "На фоне значительного сокращения численности постоянно проживающего на территории Российской Федерации населения (за счет увеличения смертности и снижения рождаемости) происходит сокращение иммиграционного прироста населения в отдельных регионах";
     - в п. 9 раздела 1 второй абзац закончить словами  "что еще более ухудшает демографическую ситуацию в России";
    - во второй абзац  раздела II добавить слова "обеспечение приоритетной иммиграции представителей коренных народов России из стран СНГ  (репатриации) и отмена всех правовых актов Российской Федерации с этими странами, препятствующих данному процессу";
    - в абзац второй п.1 раздела II добавить в конце предложения слова, "которые предусматривали бы этим категориям граждан выплату компенсаций  государствами исхода за оставленное жилье и имущество";
    - в п. 2 раздела II  добавить слова "разработка и введение положения о безусловной миграционной амнистии по отношению к представителям коренных народов России, не имеющих российского гражданства и проживающих на территории Российской Федерации более трех лет, с последующим представлением  гражданства Российской Федерации в ускоренном порядке";
    - в п. 3 раздела III к последнему предложению добавить слова "в том числе по осуществлению совместных проектов по созданию рабочих мест и строительству жилья";
    - в п. 5 раздела III добавить слова "участие  России в международных, прежде всего европейских, программах трудоустройства российских граждан за рубежом";
    -  п. 8 раздела III дополнить абзацем следующего содержания: "Обустроить государственную границу Российской Федерации  соответствующим техническим оснащением,  инженерно-транспортной и таможенной структур";   
     - закрепить свободную регистрацию и упрощенный порядок предоставления гражданства и вида на жительство для вынужденных мигрантов;
    - определить подходы к информационной составляющей миграционного процесса как внутри страны, так и за ее пределами;
    - определить отношение государства к мигрантам длительное время постоянно проживающим на территории Российской Федерации;
    - определить отношение государства к установлению четкого правового статуса различным категориям мигрантов;
    - определить отношение государства к введению миграционных квот;
    - определить отношение государства к миграции как элементу борьбы с терроризмом и организованной преступностью;
    - отразить проблемы финансового программирования миграционных процессов;
    - рассматривать общественный контроль, гласность и прозрачность как обязательное условие  регулирования миграционных процессов;  
     - определить основные направления участия в регулировании миграционных процессов общественных организаций и объединений;
    - отразить необходимость определения основных  направлений регулирования миграционных процессов в ежегодном послании Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации;
     - отразить необходимость формирования единой системы государственного управления миграционными процессами на федеральном и региональном уровнях;
    - отразить место и роль миграционной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации и соответствующих региональных структур;
    - отразить формы и методы подхода к проблеме расселения мигрантов, например, возобновления практики компактного (общинного) расселения мигрантов, приоритеты государственной поддержки общинной формы обустройства беженцев и вынужденных переселенцев в местах их нового проживания;
     - отразить необходимость установления четких правил приема и оформления  заявлений на получение мигрантами российского гражданства;
    - отразить механизм получения гражданства, регистрации и трудоустройства, достаточно долго проживающих в стране  мигрантов, в том числе мигрантов - бывших граждан СССР;
    - отразить место и роль представителей переселенческих организаций и национально-общественных объединений в государственном регулировании миграционных процессов, в реализации федеральных и региональных программ помощи мигрантам;
    - отразить необходимость разработки программ по созданию государственного регистра населения;
    - отразить необходимость разработки правового механизма  депортации незаконных мигрантов;
    - отразить  необходимость заключения межгосударственных договоров, межправительственных и межведомственных соглашений по предотвращению незаконной миграции, упорядочению порядка взаимных поездок граждан, возврату и транзиту лиц, находящихся на территории заинтересованных государств;
    - отразить необходимость  внесения необходимых изменений в двусторонние и многосторонние соглашения с государствами СНГ о взаимных безвизовых поездках граждан, имея в виду сокращение перечня документов, дающих право на безвизовое пересечение границы и упорядочение срока пребывания граждан этих государств на территории Российской Федерации, введение единой автоматизированной системы учета въезда в страну и пребывания на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства;
    - отразить роль органов государственной власти приграничных со странами СНГ субъектов Российской Федерации во взаимодействии с территориальными правоохранительными и миграционными службами в части усиления паспортно-визового контроля, упорядочения системы регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на их территории из стран СНГ, повышения ответственности  должностных лиц, допускающих нарушения миграционного законодательства Российской Федерации;
    - отразить особенности государственного регулирования миграционных процессов в Северо-Кавказском регионе, в том числе, связанных с разрешением кризиса в Чеченской Республике.
    Кроме того, участники слушаний считают необходимым рекомендовать органам государственной власти Российской Федерации:
     

     1. Президенту Российской Федерации:

     -Ускорить принятие Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации.
    -В  ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации отражать основные направления  миграционной политики государства.
     

     2. Правительству Российской Федерации:

     -Ускорить рассмотрение проекта Концепции регулирования миграционных процессов на заседании Правительства.
     -Усилить контроль за исполнением поручения Президента от 15.10.01 Пр-2194 с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации по уточнению Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации (обеспечив в 2003 году финансирование за счет средств госбюджета  работы по ее актуализации) и другой градостроительной документации с целью комплексной оценки возможности регионов по приему и обустройству мигрантов, а также их социальному и иному обеспечению.  
     -Сформировать единую систему государственного управления миграционными процессами на федеральном и региональном уровнях.
     -Сократить перечень документов, дающих право въезда на территорию Российской Федерации.  
     -Совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации ускорить разработку и принятие законодательства РФ по вопросам миграции, о государственной поддержке общинного обустройства беженцев и вынужденных переселенцев в местах их нового проживания.
    -Внести дополнение в Федеральный закон О вынужденных переселенцах и в проект Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации в части расширения перечня категорий граждан, имеющих право на получения статуса вынужденных переселенцев, которые из-за насилия либо угрозы применения насилия против них или членов их семей вынуждены покидать место жительства и переселяться в пределах одного и того же субъекта РФ.
    -Обеспечить соответствие федерального и регионального  законодательства в сфере миграционной политики.
    -Привлечь к участию в реализации Федеральной миграционной программы представителей переселенческих организаций и национально-общественных объединений.
    -Восстановить в полном объеме действие  постановления Правительства РФ  от 30 апреля 1997 г. 510 "О Порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно".
    -Во взаимодействии с соответствующими уставными органами Содружества обеспечить безусловную реализацию договоренностей, достигнутых в рамках Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года, особенно в части сближения и унификации национальных законодательств, направленных на упорядочение государственного миграционного обмена и организации контроля за этими процессами, синхронизации визовой политики в отношении граждан, выезжающих из третьих стран, а также создания межгосударственной координирующей структуры в целях объединения усилий в борьбе с незаконной миграцией.
    -Предложить органам государственной власти приграничных со странами СНГ субъектов Российской Федерации во взаимодействии с территориальными правоохранительными и миграционными службами усилить паспортно-визовый контроль, упорядочить систему регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на их территории, повысить спрос с должностных лиц, допускающих нарушения миграционное законодательство Российской Федерации.
    

     3. Федеральному Собранию Российской Федерации:

     -Совместно с Правительством Российской Федерации ускорить разработку, рассмотрение и принятие федеральных законов в сфере миграции, в том числе "О миграции в Российской Федерации", О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон РФ   О гражданстве Российской Федерации , "О привлечении и использовании иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации", о внесении изменений и дополнений в федеральные законы "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", "О вынужденных переселенцах" и "О беженцах".
    -Создать при Комитете Государственной Думы по делам национальностей Экспертный совет по делам миграции.
    -Для решения проблем незаконного въезда и выезда иностранных граждан и лиц без  гражданства ввести визовый въезд с обязательным наличием у иностранных граждан или лиц без гражданства обратного билета или финансовых средств на приобретение обратного билета и временного проживания. В случае невыполнения указанных условий эти лица должны подлежать немедленному возврату в ту страну, из которой они прибыли.
     -Приступить к разработке проектов законов "О репатриации", "Об иммиграции", о государственной поддержке переселенческих объединений при общинном обустройстве и других законопроектов, направленных на совершенствование  государственного регулирования миграционных процессов и учитывающих в первую очередь интересы коренного населения.
     -Членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы инициировать качественную и своевременную подготовку и принятие модельных законов, касающихся проблем миграции.   
     -Усилить парламентский контроль за использованием средств федерального бюджета, направляемых на финансирование миграционных программ и проектов.
    -Членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, входящим в состав делегаций Федерального Собрания Российской Федерации в Межпарламентской Ассамблее государств- участников СНГ, Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС и межпарламентских комиссий по двухстороннему сотрудничеству с парламентами  государств - участников СНГ:
    - инициировать качественную и своевременную подготовку и принятие включенных в перспективные планы законотворческой деятельности указанных межпарламентских организаций модельных законов, касающихся проблем миграции, в том числе "О правилах пребывания и регистрации граждан на территориях государств - участников СНГ, связанных с миграцией", "О порядке въезда и выезда для граждан СНГ на территориях государств Содружества", "Общие направления миграционной политики государств - участников СНГ", "О принципах регулирования трудовой миграции".
    - эффективнее использовать возможности двусторонних межпарламентских связей с государствами Содружества в целях сближения и гармонизации национальных законодательств в сфере регулирования миграционных процессов, совершенствования договорно-правовой базы, регламентирующих взаимные поездки граждан СНГ.
    Объявить миграционную амнистию для тех, кто законно въехал до 2001 г. на территорию Российской Федерации и законно здесь живет.
     

     4. Законодательным (представительным) и исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации:

     -Обеспечить соответствие федерального и регионального  законодательства в сфере миграционной политики.
    -Разработать меры, связанные с обустройством вынужденных мигрантов, включив эти меры в региональные программы социально-экономического развития. Подготовить и осуществить комплекс мероприятий с участием федерального центра и субъектов Южного федерального округа, направленных на возвращение всех временно перемещенных в места постоянного проживания и эти места обустроить по их желанию.
    
5. Генеральному прокурору Российской Федерации:

     -Усилить прокурорский надзор за соблюдением органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления  и должностными лицами законов и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере миграционной политики.
    

6.Средствам массовой информации:

     -Стремиться к объективному освещению в средствах массовой информации положительных фактов обустройства переселенцев, их позитивный вклад в социальное и экономическое развитие российских регионов, в которое они переселяются, формировать у россиян толерантное отношение к мигрантам.