Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 40 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ХХ1 ВЕКЕ (часть II)


ПРЕПЯТСТВИЯ УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН


     1. Переход к рыночной экономике и построение правового государства значительно изменили условия жизни российских граждан. При этом часть россиян, в основном женщин, не сумела быстро приспособиться к происходящим в стране преобразованиям. В этих условиях особую значимость приобрела деятельность государства, направленная на социальную адаптацию, создание устойчивых компенсационных механизмов, обеспечивающих защиту и выживание населения с учетом специфических особенностей его разных социальных групп.
     Вместе с тем, сложная экономическая ситуация, имеющая место в Российской Федерации, значительно ограничивает финансовые возможности решения проблем социально-экономического положения женщин, что не позволяет полностью реализовать стратегии, намеченные в Концепции улучшения положения женщин. Инерционный характер социальных процессов, существующий временной разрыв между принятием мер в интересах женщин и получением ощутимого качественного результата от их реализации, замедленные темпы формирования новых защитных механизмов в социальной и нравственно-духовной сферах, адекватных возникшим социально-экономическим явлениям, включая негативные, являются объективными факторами, сдерживающими прогресс в улучшении положения женщин, несмотря на принимаемые меры.
     2. Трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом, недостаточный доступ женщин к финансовым, кредитным и имущественным институтам, собственности, земле, фактическое их отстранение от участия в приватизации, вымывание женщин из высокодоходных отраслей экономики в значительной степени снижают реальное использование равных возможностей, закрепленных в законодательстве Российской Федерации.
     Кроме того, несмотря на в целом антидискриминационный характер российского законодательства, фактические гарантии, закрепленные в законодательных актах, реализуются не в полной мере. Существующая правовая система мер по защите прав женщин в значительной степени не соответствует нынешним экономическим реалиям и на практике трудно выполнима. Имеющие место факты нарушения законодательства Российской Федерации при приеме на работу и увольнении женщин, особенно беременных, сохраняющаяся высокой доля женщин среди официально зарегистрированных, трудности, связанные с созданием дополнительных рабочих мест при выводе женщин с работ с неблагоприятными условиями труда, снижают конкурентоспособность женщин на рынке труда и затрудняют их трудоустройство. В связи с этим женщины в условиях реформ не имеют равного с мужчинами "стартового потенциала" для включения в процессы общественного развития.
     3. Уровень доходов почти трети российских женщин не превышает величину прожиточного минимума. Наибольший удельный вес работающих с заработной платой ниже прожиточного минимума складывается в социальных отраслях бюджетной сферы, где преимущественно заняты женщины. Продолжающаяся сегрегация в сфере труда и связанные с ней различия в уровне оплаты труда женщин и мужчин, обуславливают возможность феминизации бедности, вынуждают женщин искать дополнительные источники доходов, затрудняют их интеграцию во все сферы жизнедеятельности.
     4. Исторически сложившаяся в Российской Федерации организация управленческой пирамиды, ориентированная преимущественно на мужчин, в настоящее время не отражает реально складывающийся сегодня баланс общественных сил, новые роли мужчин и женщин, возможность влияния женщин на дела общества, государства, семьи, не позволяет обеспечить правильную социальную ориентацию развития гражданского общества и его демократизацию.
     5. Несмотря на признание необходимости развития социального партнерства между государственными структурами и некоммерческими организациями при решении социальных проблем, отсутствие специального законодательства о социальном заказе сдерживает процессы партнерства, ограничивая возможности участия неправительственных организаций в реализации наиболее значимых государственных социальных программ.