Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2005г. Выпуск 2 Совершенствование законодательного регулирования налогообложения организаций связи


2.1.6. НДС и коммерция в сфере информационно-коммуникационных технологий

     
     Учитывая, что общества электросвязи в настоящее время не ограничиваются спектром предоставления услуг исключительно в  области связи, а оказывают также услуги в сопутствующей услугам связи области информационных технологий или в сфере электронной коммерции, то нижеизложенная проблема также затрагивает интересы организаций связи и требует решения.
    Одним из наиболее динамично развивающихся сегментов мировой экономики является электронная экономическая деятельность, или, как ее еще называют, электронная коммерция. Не остаются в стороне и российские интернет-компании.
     С июля 2003 г. в странах Европейского Союза изменен порядок обложения так называемой электронной коммерции налогом на добавленную стоимость.
    В широком смысле электронная экономическая деятельность представляет собой реализацию товаров и услуг в электронной форме (программного обеспечения, разного рода информации и др.) с использованием современных информационных технологий. В первую очередь через Интернет.
    Сегодня электронная коммерция составляет значительную долю в мировом хозяйстве. Не последнюю роль в этом играет то, что понятие государственных границ при электронной торговле является условным. Поэтому выход на зарубежные рынки становится более простым и доступным.
    Не желая упускать существенные налоговые поступления от электронной коммерции, страны Европейского Союза (ЕС) приспосабливают свое налоговое законодательство к изменившейся ситуации. Однако несогласованность налоговых режимов различных стран создает серьезные проблемы для бизнеса. Например, двойное налогообложение электронной торговли. Прежде всего это касается косвенных налогов.
    Такие налоги, как известно, могут взиматься:
по принципу страны происхождения, когда налогом облагается экспорт и освобождается импорт;
по принципу страны назначения, когда от налога освобождается экспорт и облагается импорт.
    Оба принципа налогообложения работают эффективно. Но допустим, что одна страна взимает НДС по принципу страны происхождения, а другая - по принципу страны назначения. Тогда товар, экспортируемый из первой страны во вторую, будет облагаться НДС в обоих государствах. А обратный экспорт, напротив, не будет облагаться НДС ни в одном из них. Направление товарных потоков в такой ситуации очевидно.
    В условиях электронной торговли проблема только усугубляется. Это видно на примере стран Евросоюза.
    Эти страны договорились, что продажи потребителям, которые не являются предпринимателями (далее - потребители), в ЕС облагаются НДС в стране происхождения. Например, продажа товара из Люксембурга потребителю в Швецию будет облагаться налогом по ставке 15 % (ставка НДС в Люксембурге), а не 25 % (ставка НДС в Швеции).
    А если европейцам товары поставляются из страны, где экспортные поставки освобождены от НДС? Или из США, где этот налог вообще не взимается? В этом случае неевропейские продавцы находятся в несравнимо более выгодном положении. Ведь НДС при экспорте они не платят. А значит, их товары могут быть существенно дешевле.
    При поставках обычных (неэлектронных) товаров это преимущество могут свести на нет значительные транспортные расходы. Но при продаже информационных технологий и услуг оно очевидно. Поэтому, например, для размещения компании, предоставляющей доступ к электронной базе данных, наверняка будет выбрана не Швеция или Дания, где ставка налога 25 %. Компания будет открыта, скорее всего, в одной из оффшорных юрисдикций, предоставляющих полное освобождение нерезидентных операций от налогов.
    Для защиты европейских рынков страны Евросоюза решили уравнять условия деятельности субъектов электронной экономической деятельности, зарегистрированных в ЕС и за его пределами. Для этого 7 мая 2002 г. была принята Директива Европейского Союза 2002/38/EC (далее - Директива), которая внесла изменение в Директиву 77/388/EEC и распространила ее действие на услуги, оказываемые электронным способом.
    Изменения, вступившие в силу с 1 июля этого года, касаются компаний, поставляющих потребителям в ЕС следующие услуги:
поддержание веб-сайтов, веб-хостинг, дистанционную поддержку программ и оборудования;
поставку программного обеспечения и обновлений к нему;
поставку графических изображений, текстов, информации и доступа к базам данных;
поставку музыкальных произведений, фильмов и игр (включая азартные), передач;
дистанционное обучение (в том числе высшее и послевузовское).
    Такие компании должны зарегистрироваться как плательщики НДС в одной из стран ЕС, в которых осуществляются продажи. Налог должен уплачиваться с суммы продаж потребителям в каждой стране Евросоюза по действующей в ней ставке (см. таблицу). Исключение составляет ситуация, когда не менее 90 % потребителей являются предпринимателями. Тогда применяется обычный порядок, то есть покупатель выступает в роли налогового агента. Он самостоятельно удерживает и перечисляет в бюджет НДС с суммы сделки.

     

Ставки налога на добавленную стоимость в странах Евросоюза

Страна
Налоговая ставка %
Австрия
20
Бельгия
21
Великобритания
17,5
Германия
16
Греция
18
Дания
25
Ирландия
20
Испания
16
Италия
20
Люксембург
15
Нидерланды
19
Португалия
19
Финляндия
22
Франция
19,6
Швеция
25

     
     8 января 2003 г. Комитет по налогу на добавленную стоимость Европейской Комиссии выпустил разъяснения по применению Директивы. Они выполнены в виде иллюстративной таблицы поставок, которые подпадают или не подпадают под действие этого документа.
    Например, Директива распространяется на платную загрузку программного обеспечения, изображений, автоматическую дистанционную поддержку программ, подписку на on-line журналы, интернет-радио- и телепрограммы (если параллельно не осуществляется вещание в обычном режиме), доступ к базам данных, загрузку аудио- и видеофайлов, компьютерных игр, on-line казино, услуги по дистанционному обучению без вмешательства человека-преподавателя и т.д.
    В то же время продажа товаров (книг, CD-дисков, аудио- и видеокассет и т.п.), услуги юристов и финансовых консультантов, а также преподавателей не подпадают под действие Директивы. Ведь "электронная составляющая" такой деятельности представлена лишь средством коммуникации.
     Европейские нововведения напрямую касаются российских компаний, которые поставляют потребителям в странах Евросоюза перечисленные выше электронные услуги. Теперь такие организации должны встать на учет в любой из стран ЕС по месту реализации электронных услуг как плательщики НДС и платить налог в этом государстве.
    В течение 20 дней по окончании каждого квартала российская компания должна перечислять начисленный по разным ставкам НДС на счета налоговых органов страны, в которой она зарегистрирована в качестве плательщика НДС. Далее эта страна сама распределит полученные средства между другими странами Евросоюза. Входной НДС, то есть уплаченный российской организацией поставщикам из стран ЕС, будет возмещаться.
    Очевидно, что новые правила ведут к дискриминации продавцов из стран, не входящих в Евросоюз (в том числе России), по сравнению с продавцами из ЕС. Ведь последние не должны определять, где находятся их покупатели, и рассчитывать НДС по разным ставкам. К тому же при электронной торговле определение резидентства покупателя само по себе достаточно сложная и дорогая процедура.
    Нововведения ведут и к ущемлению электронной торговли по сравнению с обычной. Например, в большинстве европейских стран нормальные книги, в отличие от электронных, облагаются НДС по пониженным ставкам.
    Кроме того, режимы возмещения уплаченного НДС при экспорте товаров во многих странах Восточной Европы рассчитаны на крупные поставки. Зачастую при небольших поставках затраты на сбор и представление документов, подтверждающих экспорт товара, превышают суммы возмещаемого НДС. То есть фактически НДС не возмещается.
    Нужно также учесть, что согласно законодательству некоторых стран, в частности России, услуги, оказываемые по электронным каналам, подлежат обложению НДС при экспорте. Такая двойная уплата НДС при продажах из стран СНГ потребителям в странах ЕС и возможное отсутствие его уплаты при продажах из стран ЕС в страны СНГ создают явно невыгодные условия для российских организаций. Аналогичная ситуация складывается, например, при налогообложении электронной торговли между государствами ЕС и США, где НДС не установлен, но существует налог с продаж.
_________________________
Речь идет об электронных услугах, местом реализации которых в соответствии со статьей 148 Налогового кодекса Российской Федерации признается Россия. Примером могут служить такие услуги, как поддержание веб-сайтов, веб-хостинг, дистанционная поддержка программ и оборудования, поставка программного обеспечения и обновлений к нему. Эти услуги считаются реализованными там, где осуществляет деятельность их продавец (пп.5 п.1 ст.148 Налогового кодекса Российской Федерации). Соответственно если их оказывает российская компания, они считаются реализованными на территории России и облагаются НДС. Нулевая ставка налога на такие услуги не распространяется.

    Разумеется, все эти проблемы вызывают недовольство стран, не входящих в Евросоюз. Более того, в самом ЕС далеко не все уверены в обоснованности принятого решения. Поэтому пока изменения введены на ограниченный срок - до 1 июля 2006 г.
    Вывод: опыт применения Директивы будет чрезвычайно интересным, поскольку впервые на практике начинают использоваться давно обсуждавшиеся технологические решения (идентификация покупателя при интернет-продажах, вопросы администрирования деятельности интернет-продавцов и т. д.) В случае успеха эти нововведения могут быть применены и к прямым налогам. Изложенная проблема требует решения государственных органов.