Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 2 НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РУБЕЖИ


Деятельность Государственной Думы по формированию
налоговой системы Российской Федерации

     Несправедливость налоговой системы 90-х гг. фактически стимулировала уклонение от уплаты налогов. В результате сокращались доходы бюджета, затруднялось выполнение государством своих обязательств перед гражданами, уменьшались возможности экономического роста. Создавалась ситуация, при которой капиталы шли не туда, где российская промышленность способна развиваться в соответствие с динамикой потребительского спроса, а туда, где можно явно или тайно не платить налоги.
    При подготовке нормативных актов, относящихся к налоговой системе, необходимо было предусмотреть следующие направления ее реформирования:
    - кардинальное упрощение налоговой системы, сокращение общего числа налогов и установление исчерпывающего перечня налогов, применение которых допустимо на территории Российской Федерации;
    - выравнивание условий налогообложения за счет резкого сокращения числа налоговых льгот;
    - расширение базы налогообложения за счет распространения реального налогового бремени на сферы, в которых больше всего практикуется уклонение от налогов;
    - выравнивание фактического уровня налогообложения заработной платы и других видов доходов (с учетом отчислений во внебюджетные фонды);
    - установление предельных ставок для региональных и местных налогов;
    - снижение ставок штрафов и пеней;
    - кодификация правил, регламентирующих взаимоотношения налогоплательщика и налоговых органов с целью устранения противоречий гражданского и налогового законодательства, обеспечения защиты прав налогоплательщиков.
_________________________
См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - М.,  1997.  С. 40.

     Современная российская система налогов и сборов представляет собой совокупность  налогов, сборов,  пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке  с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи "питают" бюджетную  систему  РФ.  Кроме того,  существуют государственные внебюджетные фонды,  доходная часть которых формируется за  счет целевых  отчислений.  Источником  этих отчислений также является произведенный валовой внутренний продукт,  за счет  которого  на стадии образования первичных доходов формируются соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального  назначения  по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции.
     Особенности налоговых  отношений  вытекают из многогранности социально-экономических функций налоговой системы и условий реализации налоговых норм в интересах государства и граждан. Специальные функции налогов  формируют  структуру  налоговой системы,  определяют  ее  основные  звенья, правовые институты, принципы и методы. К таким функциям относятся следующие:
     1) реализация  конституционных основ налогового федерализма установлением совместной налоговой компетенции федерации и  ее  субъектами (конституционная);
     2) создание общего налогового режима в интересах формирования единого рынка (координирующая);
     3) обеспечение доходов бюджетов разного уровня (фискальная);
     4) регулирование через систему налоговых льгот и налоговых санкций производственной и социальной активности (стимулирующая);
     5) координация и контроль финансовой деятельности с использованием  госорганами  налоговых методов (контрольная);
    6) влияние  налоговых отношений на возникновению условий для согласования и взаимодействия различных финансовых  и правовых сфер в интересах развития современного права в сфере экономики и финансов (межотраслевая),
     7) формирование системы  норм налогового законодательства и его кодификация (правовая)
     8) защита национальных экономических интересов регулированием таможенных и валютных обязательных платежей, специальным налоговым режимом иностранных инвестиций, обеспечивающих внешнеэкономическую безопасность государства (внешнеэкономическая).
     Формирование законодательства в сфере налогообложения  шло постепенно в этот процесс свой вклад внесли все  три созыва Государственной Думы РФ.