Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 26 БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В 2002 ГОДУ


Первоочередные задачи бюджетной политики в области доходов

     Увеличение доходов федерального бюджета должно происходить не за счет увеличения налоговой нагрузки на экономику, а за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных условий для развития частного бизнеса, сокращению нелегального теневого оборота.
     В 2001 году вступила в действие вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговая система стала менее обременительной и более прозрачной для налогоплательщиков. Проявились стимулы для вывода из "тени" ранее укрываемых от налогообложения доходов, для роста налоговых поступлений.
     Добросовестные плательщики налогов должны знать: чем меньше доходов укрывается, чем значительнее поступления в федеральный бюджет, тем больше возможности государства по дальнейшему снижению налогового бремени. Первый шаг по пути уменьшения ставок некоторых налогов был сделан в прошлом году. Первые результаты сбора налогов по новым ставкам позволяют продолжить политику последовательного снижения налогового бремени.
     Дальнейшее развитие налоговой реформы будет проходить по следующим направлениям.
     Первое. Требуется принять главу Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую вопросы налогообложения прибыли. В составе расходов предприятий должны учитываться экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, необходимые для ведения бизнеса, включая затраты на рекламу и имущественное страхование.
     С 2002 года необходимо перейти на обязательное применение метода начислений для определения момента признания доходов и расходов, как это принято в мировой практике. Возможность применения кассового метода должна быть сохранена только для предприятий малого бизнеса. Следует отказаться от двойного налогообложения дивидендов.
     Второе. Не позднее чем с 2003 года необходимо полностью исключить из налоговой системы налоги и сборы, уплачиваемые с выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также налог на покупку иностранных денежных знаков.
    Третье. С начала этого года стал действовать единый социальный налог. Следующим шагом должно стать уточнение параметров регрессии при начислении указанного налога. В дальнейшем следует продолжить снижение ставок единого социального налога.
    Четвертое. Первые результаты перехода к единой ставке налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов обнадеживают. Неизменность нынешней ставки является принципиальной позицией государства на годы вперед.
    Пятое. Следует продолжить реформу налогообложения пользования природными ресурсами. Необходимо вводить и постепенно расширять применение рентных принципов в отношении налоговых платежей за пользование недрами. Целесообразно перейти к исчислению платы за пользование недрами на основе рыночных цен, сохранив практику установления экспортных пошлин на добываемые ресурсы.
    Соответствующие поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации по названным направлениям должны быть подготовлены и приняты уже в текущем году, чтобы их можно было положить в основу бюджетной политики на предстоящий год.
    Кроме того, потребуется уточнение отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации для устранения их неоднозначной трактовки. Рост количества обращений налогоплательщиков в суды, отмена и приостановление судами взысканий, предъявленных налоговыми органами, свидетельствуют о различном подходе налоговых органов и судов к данному вопросу. Надо минимизировать различия в толкованиях норм со стороны исполнительной и судебной власти.
    Нужно продолжить работу по погашению накопившейся налоговой задолженности предприятий. В отношении неработающих предприятий необходимо более решительно применять процедуру банкротства.
    Серьезные резервы в работе с налогоплательщиками скрыты в разъяснительной и информационной деятельности.
    В деятельности таможенных органов наметились перемены к лучшему. Однако уклонение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, недостоверное декларирование стоимости товаров по-прежнему имеют массовый характер. Повышение эффективности таможенного администрирования остается существенным резервом пополнения доходной части федерального бюджета.
    В 2000 году возросли поступления в федеральный бюджет от дивидендов на принадлежащие государству акции в акционерных обществах с государственным участием. Однако пока эти успехи весьма скромны. Система эффективного управления государственными активами находится лишь в стадии становления. Создание такой системы необходимо ускорить, чтобы, начиная с 2002 года обеспечить значительный рост доходов федерального бюджета, получаемых от использования федеральной собственности. Существенным источником пополнения федерального бюджета должно стать наведение порядка в использовании объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и учреждений. Необходимо установить жесткий контроль за использованием таких объектов, условиями сдачи их в аренду и за поступлением доходов от аренды государственной собственности в федеральный бюджет.
    После завершения работы по оптимизации государственного участия в капиталах банков, инвестиционных, фондовых, финансовых компаний необходимо с максимальной выгодой для федерального бюджета осуществить продажу рекомендованных к отчуждению государственных акций, долей и паев.
    Одновременно с проведением налоговой реформы необходимо продолжать работу по дальнейшему укреплению системы налогового администрирования, отмене экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот, повышению экономической заинтересованности налогоплательщиков в своевременном и полном исполнении налоговых обязательств, совершенствованию налогового контроля за правильностью применения цен в целях налогообложения.