Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 26 БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В 2002 ГОДУ


Политика в области межбюджетных отношений

     При разработке федерального бюджета на 2001 год была внедрена новая, сформулированная в Концепции реформирования межбюджетных отношений в российской Федерации в 1999-2001 годах, более объективная и прозрачная методика распределения средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Эта методика предусматривает выравнивание обеспеченности регионов бюджетными средствами при одновременном создании стимулов для проведения в регионах рациональной бюджетной политики. Начато упорядочение разделения расходов и доходов между бюджетами всех уровней, сокращены обязательства региональных и местных бюджетов, возложенные на них без определения источников финансирования, ликвидирована тенденция к индивидуализации налогово-бюджетных отношений между центром и регионами.
     Однако сложившаяся система межбюджетных отношений требует более глубокого и энергичного реформирования. В 2001 году Правительство Российской Федерации должно разработать и утвердить программу развития бюджетного федерализма на период до 2005 года. Ее основной целью является установления разграничения расходных и доходных полномочий, позволяющего обеспечить финансовую самостоятельность и ответственность региональных и местных органов власти, повышение их заинтересованности в эффективном управлении общественными финансами, поддержку экономического развития территорий, проведения структурных реформ. Федеральный бюджет на 2002 год должен стать первым шагом на пути реализации этой программы.
     Необходимо обеспечить стабильность источников формирования региональных и местных бюджетов путем закрепления за ними на долгосрочной основе доходов от поступления налогов на доходы физических лиц, налогов на совокупный доход, платежей за пользование общераспространенными природными ресурсами, а также значительной части поступлений налога на прибыль.
     В 2002 году и в последующие годы будет продолжено сокращение "нефинансируемых федеральных мандатов" за счет отмены действия законодательных норм, не обеспеченных источниками финансирования, предоставления субъектам Российской Федерации целевой финансовой помощи на реализацию федеральных социальных законов, освобождения региональных и местных бюджетов от обязательств по финансированию ведомственных льгот, федеральных организаций и учреждений.
     Следует начать практическую отработку финансовых механизмов, стимулирующих проведение на региональном уровне экономических и бюджетных реформ, продолжить совершенствование методологии бюджетного выравнивания с законодательным закреплением ее основных положений на среднесрочную перспективу.
    Средства Фонда регионального развития следует переориентировать на восстановление инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. В то же время основными источниками бюджетных средств на эти цели должны оставаться ресурсы региональных и местных бюджетов.