Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 23 О правовом статусе научных грантов и научных фондов


2. Зарубежные и российские грантодатели. Сходство и различие.

     Российские некоммерческие организации осваивают ныне новые для них, но традиционные для зарубежных аналогичных структур источники финансирования. К таким относятся, прежде всего, благотворительные и иные целевые фонды.
_________________________
Юрьева Т. Неприбыльный сектор в рыночном хозяйстве //Рос. экон. журн., 1994. 1. С. 63-68.
    В США функционирует свыше 30 тысяч благотворительных фондов, активы которых составляют более трех процентов валового внутреннего продукта. Благотворительные фонды, будучи некоммерческими организациями, осуществляют финансирование проектов на безвозвратной основе, не ставя своей целью извлечение прибыли. Но, тем не менее, участие фондов в формировании дохода некоммерческой организации не следует рассматривать как воплощение полного бескорыстия. В обмен на выделяемый капитал доноры хотят получить проекты, способствующие утверждению их шкалы общественных и иных ценностей, содержащие новые идеи, способные принести фонду известность, признание общественности дома и за рубежом. Поэтому фонды очень тщательно подходят к отбору претендентов на финансирование.
     Обычно его получают не более 20-25 процентов заявителей. Благотворительные и другие целевые фонды выделяют средства в соответствии с широко распространенной системой грантов. Она позволяет научным институтам, культурным центрам, колледжам, вузам, библиотекам и другим получателям грантов осуществлять новые образовательные и научные проекты, приобретать современное оборудование, книги, повышать уровень профессиональной квалификации сотрудников, издавать учебники. Таким образом, на фонды частично возлагаются свойственные и государству функции, связанные с развитием социально важных областей общественной деятельности. Их существование и функционирование в странах с рыночной экономикой способствует тому, что последняя становится социально ориентированной.
_________________________
Юрьева Т. Границы некоммерческих организаций в рыночной экономике // Вопросы статистики, 1998. 12. С. 17-19. Юрьева Т. Современное рыночное хозяйство как синтез коммерческого и некоммерческого секторов // Рос. экон. журн, 1996. 4. С. 99-103.
    Выбор претендентов на гранты зарубежные научные фонды осуществляют при помощи квалифицированных экспертов на основе конкурсного отбора проектов. Имеется в виду полный цикл конкурса, начиная от составления заявок и кончая процедурой экспертизы и отбора. Весь конкурсный цикл тщательно регламентирован. Каждая заявка должна включать всю информацию, требуемую фондами, что возможно только в том случае, если все разделы заявки заполнены в соответствии с предложенной формой. Подача заявки на финансирование, как правило, являет начало тщательной работы с соискателем гранта.
     Для зарубежных соискателей грантов сбор, изучение, классификация информации и составление заявок или предложений на выделение грантов обособились в особый вид деятельности зарубежных научных и образовательных организаций. Конкурсный отбор заявок есть особая процедура, когда соискатели должны убедить экспертов в том, что именно в их проект следует вложить средства. Начинают работу с изучения фондов, отбирая те, интересы которых совпадают с задачами проекта. Информацию о фондах помогают получить специальные справочники, газеты, электронная почта, ИНТЕРНЕТ, компьютерные системы поиска, которые имеются в крупных библиотеках, учебных заведениях и научных организациях.
    Некоторые фонды работают только с определенными категориями организаций (государственные, негосударственные, частные) или с конкретными группами населения (женщины, молодежь до 25 лет, беженцы, представители тех или иных религий, национальностей). Надо обладать информацией о том, сколько денежных средств обычно предоставляет данный фонд и на какие цели. Если фонд выделяет гранты объемом не более 25 тысяч долларов США, то запрашивать большую сумму нет смысла. Если организации для выполнения проекта необходима закупка оборудования, а фонд на эти цели средств не выделяет, то обращаться за техникой к такому фонду нецелесообразно. Большинство фондов имеет фиксированные объемы выделяемых средств, в связи с чем они строго очерчивают круг проектов или организаций, претендующих на ежегодное получение грантов. Многие фонды предоставляют грант только один раз на конкретный проект и предпочитают не финансировать долгосрочные проекты. Как правило, в первую очередь финансируются проекты, исполнители которых хорошо известны фонду. Часто подаче заявки на грант должно предшествовать письмо-запрос. Это касается тех заявок, которые подаются организациями самостоятельно, без предварительного предложения фонда. Письмо-запрос должно указать цель проекта, его задачи, краткий бюджет к нему, сроки выполнения, а также информацию о грантах, которые организация уже получила на выполнение данного проекта.
     В бюджете заявки на грант отражают все предполагаемые расходы (на персонал, поездки, телефон, факс, электронную почту, ксерокс, платеж по налогам и социальному страхованию), а также источники покрытия этих расходов, включая средства, запрашиваемые в данном фонде. Грантодателя зачастую интересует, какие средства уже есть для ведения проекта и у кого еще планируется получить недостающие суммы, как будет осуществляться финансирование после окончания срока проекта. Получение согласия на финансирование означает, что фонд и грантополучатель берут на себя четкие обязательства по выполнению проекта. Контракт (договор) на выделение гранта это юридический документ, фиксирующий обязательства сторон. Грантодатель осуществляет контроль над ходом выполнения проекта. Ему представляют общий и финансовый отчеты. Из последнего должно быть видно, как конкретно расходуются средства. Затраты должны быть документально подтверждены. Получение гранта обязывает упоминать имя фонда на всех печатных материалах, связанных с использованием гранта. Пока гранты фондов играют скромную роль в развитии российских некоммерческих организаций. Значительная часть грантов выделяется зарубежными фондами, в основном имеющими постоянное представительство в России.
_________________________
Юрьева Т. Негосударственный вуз как неприбыльная организация // Рос. экон. журнал, 1994.   7. С. 75-78.
    В российской правовой системе отсутствует легитимное определение не только общего собирательного понятия грант , но и частного случая грантов - научного гранта. В Российской Федерации в качестве научных грантов выступают средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и иных структур. В качестве известных всей стране фондов поддержки науки выступают перечисленные выше федеральные государственные учреждения. Указанные учреждения получают федеральные бюджетные ассигнования, которые по установленным правилам  распределяют между претендентами. Описанная схема лишь внешне напоминает работу научных фондов в других странах.
     Главные отличия отечественных научных фондов от их зарубежных аналогов сводятся к тому, что упомянутые выше российские юридические лица являются федеральными государственными учреждениями, существующими в организационно-правовой форме бюджетных учреждений, а также в том, что основная часть средств, которыми распоряжаются указанные бюджетные учреждения, являются бюджетными и находятся на счетах казначейства. Поэтому все отраслевые ограничения  финансового права (адресность, подведомственность, учет и контроль, целевой характер и иное) в полной мере отражаются на деятельности указанных учреждений. Кроме того, правовой статус их как бюджетных учреждений также ограничивает их экономическую свободу.
    При реорганизации бюджетных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года 83-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений возникли проблемы при уточнении правового статуса государственных организаций, которые отнесены к категории научных фондов соответствии с Федеральным законом О науке и научно-технической политике .
     До 1 января 2011 года положения Бюджетного кодекса Российской Федерации в части, касающейся финансового обеспечения грантов, выделяемых федеральным бюджетным учреждениям на проведение фундаментальных научных исследований, проектов и мероприятий, для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых - докторов наук, а также грантов для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации, применяют в части, не противоречащей установленному на 2007 год порядку финансового обеспечения указанных грантов. Но время отсрочки истекает и нужно вводить новые правила и нормы.
    В Положении о грантах на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно-педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций Министерства образования Российской Федерации (утв. Приказом Минобразования России от 18 декабря 2000 г. 3705 Об утверждении Положения о грантах на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно-педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций Министерства образования Российской Федерации ), грант понимается как целевая адресная субсидия. В соответствии с п. 1.2 указанного Положения гранты Министерства образования Российской Федерации являются формой государственной поддержки фундаментальных научных исследований, выполняемых в высших учебных заведениях и научных организациях Министерства образования Российской Федерации. Гранты выделяются на конкурсной основе в качестве целевых адресных субсидий на проведение за определенный период времени конкретных научно-исследовательских работ .  Саму процедуру отбора и экспертизы заявок претендентов на получение грантов от федеральных органов власти осуществляет либо уполномоченное подведомственное учреждение, либо совет или иной коллегиальный орган, в который входят представители научно-образовательного сообщества.
    Но это не все отличия в деятельности отечественных и зарубежных грантодателей. Очень существенным в деятельности зарубежных фондов и научных организаций является четкое структурирование науки как вида функциональной деятельности. Приведем несколько примеров из зарубежной практики, где используются следующие дефиниции.
    Научная деятельность представляет собой систематическую творческую деятельность, имеющую целью получение, распространение, применение новых знаний о сущности явлений природы, о человеке и обществе, о животных и растительных организмах, а также содействие практическому использованию познанных законов, сил и веществ природы, в том числе для решения социальных и гуманитарных проблем.
_________________________
Дефиниции синхронизованы с приведенными в Рекомендации о международной стандартизации статистики в области науки и техники //Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (Париж, 27 ноября 1978 года).
    Научная деятельность может включать в себя элементы подготовки и реализации инновационного процесса трансформации научного результата во внедренный на рынке продукт.
_________________________
Дефиниции синхронизованы с приведенными в книге OECD Proposed Guidelines for Collection and Interpreting Technological Innovation Data - Oslo Manual , OECD, Paris, 1992.
    К научной деятельности относят фундаментальные исследования, прикладные исследования, экспериментальные разработки, а также направленную на их обеспечение деятельность, когда последняя непосредственно связана с выполнением сходных операций и имеет общую кадровую, информационную или материально-техническую основу с фундаментальными исследованиями, прикладными исследованиями или экспериментальными разработками.
_________________________
Дефиниции синхронизованы с приведенными в книге Frascati Manual Proposed Standart Practice for Surveys on Research and Experimental Development, Paris, 2002. OECD, 2002
    Фундаментальные исследования (basic research) представляют собой экспериментальную или теоретическую работу, предпринимаемую для получения новых знаний о природе, лежащих в основе явлений и наблюдаемых фактов, без какой-либо особой или конкретной цели, связанной с применением или использованием. Фундаментальные исследования предшествуют прикладным исследованиям и могут не иметь основной целью практическое использование результатов деятельности
     Прикладные исследования (applied research) представляют собой экспериментальную или теоретическую работу, предпринимаемую для получения или использования новых знаний с целью достижения практической цели или задачи, включая создание оригинального способа или устройства.
     Экспериментальные разработки (experimental development) представляют собой систематическую работу по применению знаний, полученных в ходе исследований и (или) на основании практического опыта, направленную на производство новых материалов, методов или устройств, на запуск новых технологических процессов, организацию новых систем или видов услуг, а также на усовершенствование существующих материалов, методов, устройств, процессов, систем и услуг.
     К деятельности, направленной на обеспечение фундаментальных исследований, прикладных исследований или экспериментальных разработок, непосредственно связанной с выполнением сходных операций и имеющей с ними общую кадровую, информационную или материально-техническую основу, относят:
    подготовку и хранение физических, химических, биологических или иных материалов, реактивов и объектов, а также предоставление энергетических или иных ресурсов для научной работы;
    написание или обнародование научных докладов, заявок на патенты, статей, монографий, включая устные сообщения и сообщения на электронных носителях;
    подготовку и защиту диссертаций на соискание ученой степени;
    подготовку и издание научной литературы, включая перевод и редактирование;
    образование и обучения персонала в области естественных наук, технических приложений, медицины, сельского хозяйства, общественных и гуманитарных наук, непрерывной подготовки научных работников;
    профилактические или регламентные работы, включая необходимые производственные или ремонтные работы научных стендов и установок;
    экспедиционные работы, включая транспортировку автоматических и регистрирующих устройств;
    администрирование в области науки, финансовое обслуживание или иные формы содействия научной деятельности;
    организацию и проведение конкурсов, экспертиз, аттестаций или иных квалификационных мероприятий в области науки;
    организацию и проведение съездов, семинаров, выставок или иных мероприятий для представления научной информации, а также участие в их работе;
    деятельность по систематизации, регистрации и предоставлению научной информации, отчетов, патентов, а также иных научных результатов;
    услуги, предоставляемые научными библиотеками, архивами, и иными справочными службами обработки информации в области науки;
    услуги в области науки, предоставляемые естественнонаучными, техническими, историческими и иными музеями, ботаническими или зоологическими садами, а также систематизаторами антропологических, археологических, геологических иных коллекций;
    систематическая работа по переводу и подготовке выпуска научной литературы, периодических и справочных научных изданий (за исключением учебников);
    топографическая, геологическая и гидрологическая съемка, регулярные астрономические, метеорологические и сейсмологические наблюдения;
     инвентаризация почв, растительности, рыб, флоры и фауны;
     мониторинг окружающей среды, регулярные пробы почвы, воздуха и воды;
    постоянный контроль и наблюдение за уровнем радиоактивности;
    геологическая разведка и связанные с нею мероприятия, имеющие целью локализацию и определение минеральных и иных ресурсов;
    сбор статистической и иной информации по гуманитарным, социальным, экономическим и культурным явлениям, демографический учет;
    изучение сбыта наукоемкой продукции, статистики производства, распределения и потребления;
     испытания, контроль и проверку материалов, продукции, устройств или процессов с помощью известных методов, а также установление и сохранение стандартов и эталонов мер;
    предоставление консультаций и оказание помощи в применении достижений науки, техники или управления, включая службы популяризации научных знаний;
    патентно-лицензионная деятельность научного, юридического или административного характера;
    иная специфическая деятельность, связанная с организацией или обеспечением исследований либо экспериментальных разработок.
    Согласно Рекомендации по международной стандартизации статистики науки и техники научно-техническая деятельность включает систематическую деятельность, тесно связанную с созданием, дальнейшим развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях. Она включает такие виды деятельности, как исследования и разработки, научно-техническое образование и подготовка кадров и научно-технические услуги.
_________________________
Концепция научно-технической деятельности была разработана ЮНЕСКО.
    Научно-техническое образование и подготовка кадров охватывают все виды деятельности, включающие специализированное неуниверситетское высшее образование и подготовку, высшее образование и подготовку, ведущие к университетской степени, аспирантское и последующее обучение, организованную непрерывную подготовку ученых и инженеров. Научно-технические услуги определяют как деятельность, связанную с исследованиями и экспериментальными разработками и способствующую созданию, распространению и применению научно-технических знаний. Научно-технические услуги подразделяются ЮНЕСКО на девять подклассов. Они могут быть сгруппированы следующим образом:
    -научно-техническая деятельность библиотек и т.д.;
    - научно-техническая деятельность музеев и т.д.;
    -перевод, редактирование и т.п. научно-технической литературы;
    - изыскания (геологические, гидрологические и т.д.);
    - разведка полезных ископаемых;
    - сбор данных о социально-экономических явлениях;
    - испытания, стандартизация, контроль качества и т.д.;
    - консультирование клиентов, включая государственные консультационные услуги в сельском хозяйстве и промышленности, и т.д.;
    - патентно-лицензионная деятельность государственных органов.
    Приведенные выше  описания и определения широко используются в зарубежной практике, но практически не применяются  в отечественном отраслевом законодательстве. Это в значительной мере препятствует государственному регулированию научной и научно-образовательной деятельности.