Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 23 О правовом статусе научных грантов и научных фондов


Предложения и выводы

     На основании сказанного выше можно сделать следующие выводы и предложения.
    1. Понятие грант не имеет однозначного толкования и трактовки в нормативных правовых актах Российской Федерации. Российская правовая система не содержит в себе развитого представления как самого понятия грант , как объекта правового регулирования, так и соответствующих правил и способов выделения и получения грантов, как комплекса норм и правоотношений между грантодателем и грантополучателем.
    Национальные правовые системы других стран, равно как и международное право, также не содержат легитимного определения гранта, как объекта правоотношений. В каждом отдельном случае особенности правового регулирования в указанной области устанавливаются дополнительно.
    Общим для всех видов грантов положением является то, что каждый грант представляет собой не облагаемую налогом целевую, безвозмездную и безвозвратную субсидию или субвенцию, предоставляемую на условиях грантодателя.
    2. Необходимость правового регулирования порядка формирования, использования или передачи гранта как финансовой или иной имущественной субстанции возникает тогда, когда  возникает нужда в налоговых или иных преференциях, а также, когда  указанный функционал не включен в правовой статус грантодателя или грантополучателя, как субъектов  деятельности.
    3. В целях выделения понятия о научном гранте или гранте науки , как об отдельном объекте правоотношений, из общей совокупности множественных видов грантов , необходимо конкретизировать и детализировать представление о видах и способах научной деятельности и деятельности в области науки.  Необходимо приблизить понятие научной деятельности, существующее в отечественном законодательстве, к международным общепринятым представлениям о науке и научной деятельности.
    4. Необходимо уточнить и конкретизировать правовой статус государственных научных фондов (отраслевых, межотраслевых и иных), распределяющих бюджетные средства в форме грантов. В частности, с целью предоставления указанным фондам дополнительной экономической свободы следует создавать указанные фонды в организационно-правовой форме автономных учреждений или государственных корпораций.
    5. Правовое регулирование  деятельности государственных научных фондов является предметом ведения бюджетного законодательства, отраслевого научного законодательства, гражданского и административного права. Необходимо гармонизировать между собой нормы указанных отраслей права в части правового регулирования деятельности государственных научных фондов.