АВ 2010г. Выпуск 22 О финансировании системы образования в 2011-2013 годах
1. Макроэкономические показатели бюджета системы образования
В 2009 году впервые в послевоенной истории общее снижение глобальной экономики составило 0,6%, более глубоким был спад в развитых странах - 3,2%, в том числе в США - 2,4%, в Еврозоне экономика сократилась на 4,1%, в Японии глубина рецессии достигла 5,3 процента. Среди развивающихся государств и стран с переходной экономикой кризис в 2009 году наиболее сильно затронул Центральную и Восточную Европу, где снижение ВВП составило 3,7%, Содружество Независимых Государств - до 6,6%, отдельные страны Азии, Африки и Латинской Америки.
В 2010 году продолжилось экономическое оживление, начавшееся во второй половине 2009 года. Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2011 - 2013 годы) перенесет акценты с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры стратегического характера, зафиксированные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
После окончания спада, продолжавшегося четыре квартала подряд, во второй половине 2008 г. и первой половине 2009 г., когда ВВП России сократился на 11%, экономический рост продолжался на протяжении четырех последующих кварталов. Ко II кварталу 2010 г. была компенсирована практически половина от спада ВВП. ВВП во II квартале 2010 г. на 5,2% превышал уровень II квартала 2009 г. - максимальной точки спада.
В 2011 году поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации оценивается в сумме 4 965,2 млрд, рублей или с ростом на 6 % к оценке 2010 года, в 2012 году - в сумме 5 438,9 млрд, рублей (с ростом на 10 %), в 2013 году - в сумме 6 024,5 млрд, рублей (с ростом на 11 процентных пунктов).
Оценка объема расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации производилась на основе уточненных плановых назначений бюджетов субъектов Российской Федерации на 2010 год, с учетом увеличения в 2011 году страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов с 26,2% до 34,2%, предложений по индексации заработной платы работникам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений в 2011 году темпами и в размерах, планируемых для федеральных бюджетных учреждений, а также ежегодной индексации расходов на социальное обеспечение населения на уровень инфляции, на оплату коммунальных услуг бюджетными учреждения - на индекс-дефлятор, сохранением прочих расходов на уровне 2010 года.
С учетом вышеуказанного, расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации оцениваются в 2011 году в сумме 6 502,6 млрд, рублей или с ростом к оценке 2010 года на 5%, в 2012 году - 6 725,4 млрд, рублей (или 103%), в 2013 году - 7 070,8 млрд, рублей (105 % к уровню 2012 года).
Превышение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации над общим объемом доходов оценивается в 2011 году в сумме 344,9 млрд, рублей, в 2012 году - 296,8 млрд, рублей, в 2013 году - 107,8 млрд, рублей.
Превышение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации над общим объемом доходов оценивается в 2011 году в сумме 344,9 млрд, рублей, в 2012 году - 296,8 млрд, рублей, в 2013 году - 107,8 млрд, рублей.
В течение 2011 - 2012 годов предполагается общее уменьшение расходов российского федерального бюджета по отношению к ВВП (при этом они будут расти в номинальном выражении). Ожидается последовательное снижение доходов федерального бюджета с 22,4% ВВП в 2008 году и 18,8% ВВП в 2009 году до 17,6% ВВП в 2011 году, 17,0% ВВП в 2012 году и 16,8% ВВП к 2013 году. Динамика обусловлена последовательным снижением нефтегазовых доходов.
На прежнем уровне в реальном выражении останутся расходы на обеспечение нового качества жизни, относительно вырастут инновационные расходы (включая расходы на поддержку высокотехнологичных секторов экономики) и расходы на обеспечение обороны и безопасности. Снизятся расходы на поддержку традиционных секторов экономики и регионального развития, что обусловлено завершением антикризисных мер поддержки и выходом на траекторию устойчивого экономического роста.
С 2010 года впервые за длительное время начала реализовываться политика точечного увеличения налоговой нагрузки на экономику, но восстановления доходов к докризисному уровню не ожидается. Валовой располагаемый доход страны, который может быть использован для потребления и сбережения, будет последовательно нарастать. Если в 2010 году его номинальный объем, по предварительной оценке, ожидают в объеме 43,8 трлн. рублей (96,9% ВВП), то к 2013 году он увеличится до 60,4 трлн. рублей (97,5% ВВП). Ключевым фактором этого станет наращивание валового внутреннего продукта, который возрастет в номинальном выражении с 45 175 млрд. рублей в 2010 году до 61 920 млрд. рублей в 2013 году, при среднегодовом росте физического объема на 4,1 процента.
В российском образовании будут продолжены системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия требованиям инновационной экономики и запросам общества. Реализация этих направлений государственной политики в образовании позволит в 2011 - 2013 годах создать условия для повышения качества человеческого капитала и конкурентоспособности страны как одной из целей ее социально-экономического развития при условии соответствия ресурсного обеспечения образования задачам социально-экономического развития Российской Федерации. В основу развития системы образования будут положены принципы, реализованные в приоритетном национальном проекте Образование . В прогнозный период предстоит осуществить:
создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования;
обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;
обновление структуры сети образовательных учреждений, в том числе создание и развитие федеральных и национальных исследовательских университетов;
развитие вариативности образовательных программ;
меры по стимулированию изменения организационно-правовых форм образовательных учреждений;
внедрить в систему оплаты труда работников образовательных учреждений механизмы оценки качества и востребованности образовательных услуг потребителями;
внедрить независимую систему оценки качества образования на всех уровнях и публичной доступности ее результатов;
обеспечить участие потребителей образовательных услуг и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.
В целях сохранения объема расходов федерального бюджета на образование на 2012-2013 годы на уровне 2011 года предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования в 2012 году в сумме 17 829,3 млн. рублей и в 2013 году - 64 960,9 млн. рублей, что является особенностью формирования федерального бюджета на планируемый период.
Указанные бюджетные ассигнования будут направлены на модернизацию профессионального образования, в том числе будет осуществлена поддержка развития федеральных автономных и бюджетных учреждений, продолжена системная поддержка ведущих российских вузов, осуществлена поддержка субъектов Российской Федерации, реализующих комплексные проекты модернизации профессионального образования, ориентированного на подготовку квалифицированных рабочих и технических специалистов.
Распределение указанных бюджетных ассигнований предполагается осуществлять с учетом конкурсных процедур механизм, которых будет обсуждаться в течение 2011 года, в связи, с чем в эти объемы возможно внесение изменений.