Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 22 О финансировании системы образования в 2011-2013 годах


2.5. Профессиональное образование. Общие вопросы бюджетирования

     В прогнозный период предусматриваются следующие основные направления развития профессионального образования:
    оптимизация сети учреждений профессионального образования с учетом реформы бюджетных учреждений;
    формирование комплексных учебных центров профессиональных квалификаций (ресурсных центров) на базе учреждений начального и части учреждений среднего профессионального образования;
    внедрение уровневого обучения (бакалавриат, магистратура, специалитет); трансформирование части программ среднего профессионального образования в программы прикладного бакалавриата;
    разработка и поэтапное введение новых государственных образовательных стандартов образования на основе компетентностного подхода с привлечением работодателей, аккредитации образовательных программ; совершенствование учебных программ, нацеленных на освоение конкретного набора компетентностей;
    совершенствование технологий обучения;
    оптимизация процедур лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных учреждений, подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях путем повышение прозрачности административных процедур и снижения административных барьеров для заявителей;
    создание сети федеральных и национальных исследовательских университетов, увеличение доли научных исследований в системе высшего профессионального образования;
    переход на систему предоставление адресных стипендий;
    создание в образовательных учреждениях органов самоуправления;
    введение систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность их деятельности;
    создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения, распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ;
    становление системы привлечения работодателей к реализации государственной политики в области профессионального образования;
    модернизация системы непрерывного образования;
    поддержка механизмов государственно-частного партнерства в области образования.
    Решение поставленных задач модернизации образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий и квалификационный капитал страны.
     К 2013 году прогнозируется некоторое снижение уровня приема в учреждения профессионального образования в сравнении с уровнем 2009 года.
    В составе расходов федерального бюджета по подразделу начального профессионального образования предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение функций бюджетными учреждениями (оказание государственных услуг) в 2011 году в сумме 3 329,6 млн. рублей, что на 9,3 % больше предыдущего года, в 2012-2013 годах - 3 406,8 млн. рублей ежегодно, что на 2,3 % больше 2011 года. Изменения бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели, обусловлены индексацией денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц с 01.04.2011 года и фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений с 01.06.2011 года на 6,5%, а также индексацией расходов на услуги связи, транспортные и коммунальные услуги в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
    В составе расходов федерального бюджета по подразделу среднего профессионального образования предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение функций бюджетными учреждениями (оказание государственных услуг) в 2011 году в сумме 33 124,0 млн. рублей, что на 12,2 % больше предыдущего года, в 2012-2013 годах в сумме 33 930,2 млн. рублей, что на 2,4 % больше 2011 года.
    Изменения бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели, обусловлены индексацией денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц с 01.04.2011 года, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений с 01.06.2011 года и стипендиального фонда студентов с 1.09.2011 года на 6,5%, а также индексацией расходов на услуги связи, транспортные и коммунальные услуги в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и, кроме того, увеличением бюджетных ассигнований федеральным государственным образовательным учреждениям среднего профессионального образования на:
    - обеспечение деятельности техникумов-интернатов, подведомственных Минздравсоцразвития России в 2011 году в сумме 136,9 млн. рублей, в 2012-2013 годах - 155,2 млн. рублей ежегодно;
    - развитие материально-технической базы образовательных учреждений в 2011 году в сумме 71,5 млн. рублей;
    - материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011-2013 годах в сумме 7,8 млн. рублей ежегодно.
    В составе расходов федерального бюджета по подразделу профессиональная подготовка, переподготовки и повышения квалификации предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение функций государственными органами (оказание государственных услуг) в 2011 году в сумме 706,1 млн. рублей, что на 11,3 % больше предыдущего года, в 2012- 2013 годах в сумме 693,5 млн. рублей, что составляет 98,2 % к 2011 году, в том числе обеспечение реализации государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих в сумме 418,9 млн. рублей. Изменения бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в 2011-2013 годах году против 2010 года, обусловлены увеличением бюджетных ассигнований на: обеспечение подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства в 2011-2013 годах в сумме 29,0 млн. рублей ежегодно; выделением дополнительных ассигнований на реализацию федеральной программы Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010-2015 годы) в 2011 году в сумме 9,9 млн. рублей и проведение второго форума ректоров академий государственной службы ШОС в РАГС при Президенте Российской Федерации в 2011 году в сумме 1,9 млн. рублей. По данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение функций бюджетными учреждениями (оказание государственных услуг) 2011 году в сумме 4 650,4 млн. рублей, что на 24,5 % больше предыдущего года, в 2012 году - 4 786,3 млн. рублей, в 2013 году - 4 786,8 млн. рублей.
    В составе расходов федерального бюджета по подразделу высшего профессионального образования предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение функций бюджетными учреждениями (оказание государственных услуг) в 2011 году в сумме 291 131,0 млн. рублей, что на 11,2 % больше предыдущего года, в 2012 году - 298 314,7 млн. рублей, что на 2,5 % больше предыдущего года, в 2013 году - 325 780,1 млн. рублей что на 9,2 % больше предыдущего года Изменения бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели, обусловлены:
     индексацией денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц с 01.04.2011 года, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений с 01.06.2011 года и стипендиального фонда с 01.09.2011 года на 6,5% , а также индексацией расходов на услуги связи, транспортные и коммунальные услуги, вещевое и продовольственное обеспечение в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации;
     выделением дополнительных бюджетных ассигнований на:
    поддержку ведущих российских вузов в 2013 году в сумме 30 000,0 млн. рублей;
     финансовое обеспечение вновь введенных объектов в 2011 году в сумме 1 315,1 млн. рублей, в 2012-2013 годах в сумме 1 233,1 млн. рублей ежегодно;
    укрепление материально-технической базы высших учебных заведений в 2011 году в сумме 1 290,1 млн. рублей, в 2012-2013 годах - 1208,1 млн. рублей ежегодно;
    обеспечение безопасности учебного процесса в федеральных образовательных учреждениях в 2011 году в сумме 283,5 млн. рублей;
    материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2011 году в сумме 207,7 млн. рублей, в 2012 году - 205,5 млн. рублей, в 2013 году - 206,2 млн. рублей;
    регламентное и техническое обслуживание техники, закупленной в счет средств, направленных на поддержку отечественных автопроизводителей, в 2011-2013 годах в сумме 10,0 млн. рублей ежегодно;
    организацию обучения слушателей из республики Ирак и Палестинской национальной администрации на базе Дипломатической академии МИД России в 2011 году в сумме 5,3 млн. рублей.
    На реализацию мероприятий приоритетного национального проекта Образование предусмотрены бюджетные ассигнования в 2011 году в сумме 10 050,0,0 млн. рублей, в 2012 году - 11 950,0 млн. рублей, в 2013 году - 4 324,0 млн. рублей, в том числе:
    развитие сети национальных университетов и других образовательных учреждений в 2011-2012 годах 9 000,0 млн. рублей ежегодно, в 2013 году -
     1 274,0 млн. рублей. Кроме того финансовое обеспечение данного мероприятия будет осуществляться в рамках Федеральной целевой программы Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы;
    строительство и реконструкция объектов для размещения Высшей школы менеджмента федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный университет в 2011 году в сумме 1 000,0 млн. рублей, в 2012 году - 2 900,0 млн. рублей, в 2013 году - 3 000,0 млн. рублей;
    обучение в высших учебных заведениях лиц, прошедших военную службу по контракту, в 2011-2013 годах в сумме 50,0 млн. рублей ежегодно.
    По данному подразделу на выполнение международных обязательств дополнительно предусмотрены бюджетные ассигнования на развитие международных отношений с Республикой Намибия (поставка оборудования в государственный университет) в 2011 году в сумме 55,0 млн. рублей.
     В данном подразделе предусмотрены субсидии юридическим лицам и некоммерческим организациям в 2011 году в сумме 12 664,4 млн. рублей, в 2012 году - 25 388,0 млн. рублей, в 2013 году - 41 193,0 млн. рублей, в том числе:
    субсидии федеральным автономным учреждениям в 2011 году в сумме
    11 066,5 млн. рублей, в 2012 году - 11 616,6 млн. рублей, в 2013 году - 10 372,6 млн. рублей;
    субсидии для проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, в сумме 706,0 млн. рублей ежегодно (на уровне 2010 года);
     субсидии на мероприятия, направленные на развитие федеральных автономных и бюджетных учреждений в 2011 году в сумме 443,9 млн. рублей, в 2012 году - 12 607,4 млн. рублей, в 2013 году - 29 656,4 млн. рублей (новая субсидия);
     субсидии образовательным учреждениям в странах СНГ и общественным организациям в 2011 году в сумме 340,1 млн.рублей, в 2012 -2013 годах - 350,1 млн. рублей ежегодно;
    субсидии отдельным общественным организациям и иным некоммерческим объединениям в 2011-2013 годах в сумме 107,9 млн. рублей ежегодно.
    По данному подразделу на выполнение международных обязательств дополнительно предусмотрены бюджетные ассигнования на развитие международных отношений с Республикой Намибия (поставка оборудования в государственный университет) в 2011 году в сумме 55,0 млн. рублей. По данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия в рамках международных культурных, научных и информационных связей в 2011 году в сумме 73,2 млн. рублей, в 2012 году - 73,7 млн. рублей, в 2013 году - 74,4 млн. рублей с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.
    В данном подразделе предусмотрены субсидии юридическим лицам и некоммерческим организациям в 2011 году в сумме 12 664,4 млн. рублей, в 2012 году - 25 388,0 млн. рублей, в 2013 году - 41 193,0 млн. рублей, в том числе:
    субсидии федеральным автономным учреждениям в 2011 году в сумме
    11 066,5 млн. рублей, в 2012 году - 11 616,6 млн. рублей, в 2013 году - 10 372,6 млн. рублей;
    субсидии для проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, в сумме 706,0 млн. рублей ежегодно (на уровне 2010 года);
     субсидии на мероприятия, направленные на развитие федеральных автономных и бюджетных учреждений в 2011 году в сумме 443,9 млн. рублей, в 2012 году - 12 607,4 млн. рублей, в 2013 году - 29 656,4 млн. рублей (новая субсидия);
     субсидии образовательным учреждениям в странах СНГ и общественным организациям в 2011 году в сумме 340,1 млн.рублей, в 2012 -2013 годах - 350,1 млн. рублей ежегодно;
    субсидии отдельным общественным организациям и иным некоммерческим объединениям в 2011-2013 годах в сумме 107,9 млн. рублей ежегодно.
    В составе расходов федерального бюджета по подразделу молодежной политики и оздоровления детей предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение функций государственными органами (оказание государственных услуг) в 2011 году в сумме 523,5 млн. рублей, в 2012-2013 годах - 423,5 млн. рублей ежегодно, в том числе:
    на организационно-воспитательную работу с молодежью, приоритетные направления которой определены Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной Правительством Российской Федерации и предусматривающей совершенствование государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, защиты их нравственности, вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития, развитие созидательной активности молодежи, интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества в 2011-2013 годах в сумме 423,5 млн. рублей ежегодно;
    поддержку молодежных проектов Всекавказского молодежного форума в 2011 году в сумме 100,0 млн. рублей.
    По данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение деятельности образовательных учреждений Минобороны России в 2011 году в сумме 174,8 млн. рублей, в 2012-2013 годах - 176,7 млн. рублей ежегодно.
     В составе расходов федерального бюджета по подразделу прикладных научных исследований в области образования предусмотрены бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение выполнения функций бюджетными учреждениями (оказание государственных услуг) в 2011 году в сумме 1 913,7 млн. рублей, в 2012 году - 1 958,0 млн. рублей, в 2013 году - 1 958,0 млн. рублей.
    Изменения бюджетных ассигнований обусловлены индексацией фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений с 01.06.2011 года на 6,5%, а также индексацией расходов на услуги связи, транспортные и коммунальные услуги в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, а также выделением дополнительных бюджетных ассигнований Санкт-Петербургскому государственному университету на материально-техническое обеспечение проводимых прикладных научных исследований в сумме 20,0 млн. рублей.
    На предоставление субсидий юридическим лицам и некоммерческим организациям предусмотрены бюджетные ассигнования в 2011 году в сумме 10 919,1 млн. рублей, в 2012 году в сумме 10 920, 8 млн. рублей, в 2013 году в сумме 70,8 млн. рублей, в том числе:
    субсидии на государственную поддержку развития кооперации российских образовательных учреждений высшего профессионального образования в 2011 году в сумме 5 910,0 млн. рублей, в 2012 году - 6 910,0 млн. рублей;
    субсидии на государственную поддержку научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в 2011 году в сумме 4 940,0 млн. рублей, в 2012 году - 3 940,0 млн. рублей;
     субсидии федеральным автономным учреждениям в 2011 году в сумме 69,1 млн. рублей, в 2012-2013 годах - 70,8 млн. рублей ежегодно.
    В составе расходов федерального бюджета по подразделу Другие вопросы в области образования предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение функций государственными органами (оказание государственных услуг) в 2011 году в сумме 1 759,3 млн. рублей, в 2012 году - 1 749,6 млн. рублей, в 2013 году - 1 688,3 млн. рублей, в том числе руководство и управление в сфере установленных функций Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
     По данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта Образование в 2011- 2012 годах в сумме 330,0 млн. рублей ежегодно (на уровне 2010 года), в 2013 году - 300,0 млн. рублей, в том числе: государственная поддержка талантливой молодежи в сумме 200,0 млн.рублей; организационно-аналитическое сопровождение мероприятий приоритетного национального проекта Образование в 2011-2012 годах в сумме 130,0 млн. рублей, в 2013 году - 100,0 млн. рублей.
    По данному подразделу предусмотрены межбюджетные трансферты на осуществление полномочий Российской Федерации по контролю качества образования, лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования предусмотрены в 2011 году в сумме 1 062,6 млн. рублей, в 2012 году - 1 034,8 млн. рублей, в 2013 году - 1 034,8 млн. рублей. На выполнение международных обязательств, реализуемых в рамках выполнения функций государственными органами, по данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования в 2011-2013 годах в сумме 19,0 млн. рублей ежегодно. В данном подразделе предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии юридическим лицам и некоммерческим организациям в 2011 году в сумме 751,8 млн. рублей, в 2012 году - 714,6 млн. рублей, в 2013 году - 564,6 млн. рублей.