АВ 2010г. Выпуск 22 О финансировании системы образования в 2011-2013 годах
_________________________
за 2002/2003 учебный год Ступень 1 МСКО 1997 Ступени 2 и 3 МСКО 1997 Ступени 5 и 6 МСКО 1997
Государство гарантирует доступность образования своим гражданам. Часть бюджетных мероприятий, ориентированных на исполнение указанного направления государственной политики, описаны в предыдущих разделах данной работы.
Понятие востребованности образования можно рассматривать как практическое выражение или свидетельство достаточного качества обучения. Обучение - активный процесс, как со стороны преподавания, так и с позиции обучаемого. Поэтому востребованность обучения, добровольное желание учиться прямо либо косвенно свидетельствует о качестве образования. Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения служит основой для формирования социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе. Россияне сегодня стремятся получить профессиональное образование, что должно привести к значительному росту человеческого капитала. Качество профессионального образования проявляется в первую очередь в уровне востребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда.
В последние десятилетия количество людей, получающих образование сверх обязательного обучения, возросло от незначительного меньшинства до весьма заметной доли, а то и подавляющего большинства общества. Этот рост продолжается, поскольку почти всеобщее участие в обучении на стадии полного среднего образования сопровождается все более увеличивающимися наборами в учреждения профессионального образования. Конституционный принцип доступности качественного образования независимо от места жительства реализуется через повышение охвата детей дошкольного возраста вариативными формами и программами дошкольного образования, через выравнивание стартовых возможностей для получения общего образования, а также через иные мероприятия и процедуры, адекватные всем другим уровням образования.
Развитие современных материально-технических, информационных, кадровых ресурсов (в том числе, оборудованных кабинетов, электронных и печатных учебных пособий, демонстрационного и лабораторного оборудования, здоровьесберегающей мебели, интерактивных и мультимедиа-комплексов), их концентрация в базовых школах стимулирует доступность и качество образования.
То же можно сказать об организации доставки обучающихся к месту обучения и учителей к месту работы (в том числе, размещения образовательных учреждений и ресурсных центров, маршрутов и расписания движения школьного транспорта, поставки и эксплуатации транспортных средств для перевозки школьников, ремонта дорог), а также о создании условий для дифференцированного обучения детей, учитывающих их учебные возможности, интересы и образовательные потребности и иных мероприятий.
Вопросы совершенствования качества профессионального образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям рынков труда, в том числе обеспечение полномасштабного включения российской высшей школы в Болонский процесс, нашли отражение в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, в Комплексе межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года.
В рамках приоритетного национального проекта Образование осуществляется поддержка вузов, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, создание федеральных университетов и бизнес-школ.
Практика свидетельствует, что существующая сеть общеобразовательных учреждений в большинстве субъектов Российской Федерации не вполне соответствует современному уровню демографии и расселения в этих территориях. Это приводит, с одной стороны, к неэффективному использованию имеющихся ресурсов, а с другой - к неспособности данной сети отвечать новым вызовам времени и общества, решать возложенные на нее задачи. В частности, обеспечить необходимое качество образования и уровень социализации детей, обучающихся в малокомплектных школах очень непросто. Особенно это касается сельских школ, где зачастую невозможно обеспечить реализацию образовательных программ по некоторым предметам из-за отсутствия педагогов данного профиля, низкой материально-технической базы, отсутствия социальной инфраструктуры и т.д. При этом стоимость обучения одного учащегося в таких школах неоправданно высока (не соответствует качеству предоставляемых образовательных услуг) и может в разы отличаться от соответствующих затрат в крупной сельской или городской школе.
Муниципальные и ведомственные барьеры зачастую препятствуют реализации права родителей и ребенка на выбор образовательного учреждения и формы получения общего образования. Обеспечению качественного общего образования независимо от места жительства способствует обеспечение возможности получения качественного образования в пределах пешеходной доступности для всех дошкольников и младших школьников, транспортной доступности для учащихся средней и старшей ступени, разработка региональных нормативов и регламентов организации подвоза учащихся, реализация системы школьный автобус (формирование школьных маршрутов, обеспечение специализированным транспортом), учет логики развития общеобразовательных сетей при разработке региональных и муниципальных планов дорожного строительства и ремонта, а также становление новых форм предоставления образовательных услуг в рамках развития сети общеобразовательных учреждений, в том числе: реализация некоторых программ общего образования учреждениями дополнительного и профессионального образования, социальное партнерство учреждений образования и иных областей экономической деятельности, более активное использование дистанционных и информационных образовательных технологий.
Необходимо также вести учет данных мониторинга деятельности образовательных учреждений при реализации и корректировке программ развития общеобразовательных сетей. Регулярное информирование и привлечение широкой общественности к обсуждению процедур и результатов такого мониторинга с целью стимулирования и повышения конкурентоспособности общеобразовательных учреждений, должно привести к снижению риска негативных социальных последствий изменений сети.