АВ 2010г. Выпуск 16 Проблемы образования и практика управления в Российской Федерации
Айрапетян Мамикон Сергеевич
Главный советник, заместитель Председателя Научно-экспертного совета по антикризисной политике Аналитического управления Аппарата Государственной Думы, доктор экономических наук
О консервативном - непрерывном образовательном процессе
Формирование эффективной системы образования имеет, безусловно, важнейшее значение для проведения в России модернизации экономических, социальных и политических систем.
Однако, создание такой системы необходимо рассматривать в контексте совершенно иной, чем принято, трактовке понятия модернизация . А именно в контексте модернизации - как глобального или локального процесса различной по уровням, но непрерывной в целом пространственно-временной адаптации экономических и политических систем к мировым историческим, а именно, мировым цивилизационным и, в том числе экономическим циклам.
Собственно, именно в таком контексте модернизация - это и есть то, что представляет собой понятие консервативная модернизация . Это означает, что консервативная модернизация экономических, социальных и политических систем - это именно циклическая концепция модернизации указанных систем. Модернизации, которая включает механизмы сдерживания, а также смягчения негативных последствий циклического развития - причем, не только спада, но и генезиса, роста этих систем, минимизации вызываемых ими экономических, социальных и политических потерь.
Поэтому речь должна идти о создании также непрерывной, постоянно адаптируемой к этим циклам - консервативной системе образования .
Академик Аганбегян А.Г. представил в целом философскую постановку проблемы образования, утверждая, что "в стране нет более важного дела, чем образование", и размышляя над вопросами о том, "что вообще оправдывает наше существование на Земле?" и "зачем существует взрослый человек?".
В действительности, ситуация гораздо сложнее.
Так, взрослый человек, как правило, упускает из виду, что прежде, чем стать специалистом в какой-либо прикладной области, он проходит (более или менее длительный) процесс становления как собственно человека через систему первичного образования на уровне мифологии и религии. Это и есть та основа, которая выделяет человека из животного состояния, сдерживает его инстинкты, социализирует, а также, во многом, детерминирует его будущее и создаваемые им экономические, социальные и политические системы и ценности.
Именно такой, философский, подход и должен быть положен в основу непрерывного образования, преже всего в социально-гуманитарной сфере.
Такой подход включает две главные части.
Во-первых, это - собственно философия как наука о сущности социальных (культурных) систем и ценностей в их статических состояниях, или онтология и гносеология субстанциального (пространственного) бытия .
Во-вторых, это - философия истории как наука о сущности этих систем и ценностей в их динамических состояниях, то есть онтология и гносеология исторического (временного) бытия . Состояниях, которые являются главным предметом исследования трех основных - регрессивных, прогрессивных и циклических философско-исторических концепций.
Современный мировой экономический кризис резко повысил интерес к циклическим процессам в мировой экономике, к выявлению их первыичных, фундаментальных причин, что, частично, восстановило необходимость учета этих процессов в практике управления.
При этом, однако, упускается из виду, что, в действительности, любые экономические (а также иные) исследования являются составной частью как философских, так и философско-исторических исследований. А теории экономических циклов - это в большей степени именно философско-исторические исследования, то есть исследования ритмов (длительности) и режимов (механизмов) экономических процессов.
Несмотря на это, эти исследования и теории не занимают в настоящее время подобающее им - центральное место в системах образования и политики, и это недопустимо. Такое положение требует кардинального изменения за счет активизации собственно философско-исторических исследований, повышения их теоретического (академического и образовательного), а также прикладного (в сфере политики, права и государства) статуса.
Такое изменение является возможными лишь на основе консервативной философско-исторической концепции - как самостоятельного направления наиболее адекватной группы философско-исторических концепций - группы детерминированных и циклических философско-исторических концепций.