Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 14 О Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования


Система аттестации и остаточные знания

     Особую опасность практика проверки остаточных знаний представляет, если предмет перегружен информацией из разных областей науки и преподается по разным учебникам, где авторы воплощают свое видение предмета. Например, концепции современного естествознания излагаются в 10-15 учебниках, каждый из авторов которых имеет свое видение и свою классификацию революций в естествознании или иное знаковое событие в науке.
     Если учебник пишет астрофизик, то для него революцией являются открытия Птолемея и Коперника, для биолога революцией будет теория Дарвина, открытие клеточного строения, для инженера - паровая машина. Никто не может представить заранее, какими революциями измеряют достижения естествознания создатели тестов. Понятие остаточных знаний ни формально, ни тем более, юридически, никак не определено, поэтому неясно, какие знания необходимо проверять и на какой основе. Преподаватель попадает в ситуацию, когда, сколько бы он ни вкладывал в обучение труда, мысли, творческой фантазии, контрольные органы ему могут всегда объявить, что ученики плохо знают предмет.
     Под остаточными знаниями , как частью структуры знаний, можно понимать объем информации, имеющейся у индивидуумов в определенной области знаний в фиксированный момент времени.
     Под остаточными учебными знаниями можно понимать объем учебной информации, соотнесенный с образовательными стандартами, учебными планами и программами, сохранившейся в памяти обучаемого на фиксированный момент времени и реализуемый в процессе его учебной и профессиональной деятельности.
     Под квалиметрическим оцениванием можно понимать процедуру оценки структуры знаний и уровня обученности на основе квалиметрического подхода, включающего отбор диагностирующих материалов методом групповых экспертных оценок, определение их рейтинга и статистическую обработку результатов педагогического контроля.
_________________________
Кислякова Юлия Геннадьевна. Квалиметрическая технология диагностики остаточных знаний студентов: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Ижевск, 2002.
    В философских и когнитивных психологических подходах к эпистемологии и когнитивистике обычно различаются различные формы знания. Память часто употребляется как фактический синоним знания. Такие составные термины, как эпизодическое знание и декларативное знание , могут быть используемы взаимозаменяемо с терминами эпизодическая память , декларативная память .
_________________________

Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

     Во многом невнятной становится ситуации в период формирования профильной программы обучения, когда ни традиции, ни подходы еще не отработаны коллективом учебного заведения, а также профессиональным научно-образовательным сообществом.
     Исходя из здравого смысла, остаточными знаниями должны являться наиболее важные сведения или законы для выпускника данной профилизации. При сегодняшней практике тестирования к остаточным знаниям можно отнести любые виды знаний, от узко специальных до фундаментальных. К остаточным знаниям неправомерно относить, но относят неподтвержденные гипотезы, а также даты и факты, знакомые узкому кругу специалистов.
    Утверждение, что какая-то часть материала должна остаться в памяти на неопределенно долгое время, а остальное может быть без особого вреда забыто вскоре после завершения курса отражает объективную реальность. Но делать из этого вывод о целесообразности изучения только первой части материала - абсолютно неправомерно. Здесь надо иметь в виду многие обстоятельства. Некий состав остаточных знаний, признанный приемлемым, - это всегда своего рода программа-минимум. Ученик в силу своих природных данных или под воздействием каких-то внешних факторов может запомнить на долгое время ряд других сведений. Искусственно мешать ему в этом и тем самым обеднять его знания не стоит. Изучаемый материал всегда неоднороден в отношении формирования знаний.
     Не претендуя на строгую научность, можно выделить четыре вида получаемых в процессе обучения сведений:
-  подлежащие запоминанию и усвоению надолго (остаточные знания) - это активный запас знаний в последующей профессиональной деятельности и в жизни вообще;
-  неизбежно забываемые, но оставляющие следы в запасниках сознания и легко восстанавливаемые в случае необходимости - это пассивный запас знаний, являющийся в определенной степени резервом активного запаса;
-  запоминаемые на короткое время и необходимые для обеспечения усвоения других материалов курса; их можно назвать вспомогательными знаниями;
-  выполняющие те же функции, что и предыдущие, но по отношению к материалам других дисциплин.
     Подготовка к проверке остаточных знаний заключается в установлении сроков ее проведения, выборе объектов и форм проверки и составлении вопросов для студентов.