Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 14 О Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования


Государственная и бюджетная политика

     Мировая практика показывает, что важным показателем является удовлетворенность потребителей услугами государственных и муниципальных органов. Такие исследования применяют в форме массовых опросов или качественных методов (например, фокус-группы). Они необходимы при подготовке и принятии политических и управленческих решений в поле деятельности образования. Результаты социологических исследований активно используют, в частности, в управлении образованием. В мировой практике используют показатели, связанные с общественным мнением о деятельности и ее результатах, о качестве получаемых населением от государства и органов местного самоуправления благ. На их основе осуществляется реформа бюджетного процесса (performance management и performance budgeting,), направленная на переход к методам бюджетирования, ориентированного на результат (далее - БОР или result-oriented budgeting).
_________________________
    Гохберг Л.М., Шувалова О.Р. Общественное мнение о науке: 1997. М., 1.ЦИСН, 1998.
     Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 8. 2004 г. 5249 (в редакции от 23 декабря 2004 г.) О мерах по повышению результативности бюджетных расходов // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.05.2004. 22. Ст. 2180; 27.12.2004. 52 (ч. II). Ст. 5502

    В ряде случаев построенные на основании социологических опросов и обследований показатели используют и в практике управления и бюджетирования, ориентированных на результат. В каждой стране БОР, как систему формируют по-своему, однако существуют и общие черты. Индикаторы, как правило, определяют не законодательно, а на основании рекомендаций общественных или профессиональных организаций. БОР делает процесс финансирования прозрачным для общественности. Неизбежная открытость образовательной политики, основанной на прозрачных количественных показателях, понятных общественности, является одним из важных факторов, заставляющих правительства не спешить с внедрением БОР.
     Социальные опросы, проведенные в России в последние годы, показывают, что распространенность позитивных и негативных позиций относительно близости идеального и реального образов национальной системы образования почти одинакова - 45 и 41% соответственно. Молодежь чаще давала позитивные ответы (52 и 38%), а респонденты с высшим образованием - негативные (45 и 46%).
_________________________
Железов Б.В., Кудюкин П.М., Шувалова О.Р. Эффективность системы образования: взгляд потребителя образовательных услуг //  Вопросы образования. 2009. 12. С. 187- 210.
     Для получения интегральной характеристики использовали наиболее общий вопрос - о степени удовлетворенности качеством образования, предоставляемого местными образовательными учреждениями. Он был обращен ко всем респондентам, независимо от того, обучаются они или члены их семьи в образовательных учреждениях или нет. Оказалось, что респонденты более-менее информированы (по крайней мере, имеют свою точку зрения о качестве обучения). Относительно большое число респондентов - 15% опрошенных - затруднились оценить качество образования в местных школах. Детским дошкольным учреждениям не смогли дать оценку 23%, учреждениям профессионального образования - более одной трети, а учреждениям дополнительного образования взрослых - почти половина опрошенных.
     Такие результаты являются основанием для постановки вопроса о слабой информированности населения об учреждениях профессионального образования, особенно в поле деятельности дополнительного образования, которое, вообще говоря, становится все более важным направлением в связи с актуализацией процесса непрерывного образования. По соотношению оценок был рассчитан показатель индексного типа, который учитывает только содержательные ответы (по шкале от -10 до +10). Наиболее высокими его значения оказались в области дошкольного образования (3,63 балла) и дополнительного образования детей (3,30). Примерно на одном уровне - качество школьного (2,78), среднего профессионального (2,76) и высшего (2,84) образования. Самые низкие значения индекса - в отношении начального профессионального образования и дополнительного образования взрослых (2,26 балла).
    Судя по содержательным оценкам, население в наибольшей степени удовлетворено качеством общего образования: доля ответивших полностью удовлетворен или скорее удовлетворен составила 61-63% в отношении школьного и дошкольного образования. В системе профессионального образования этот показатель несколько ниже (51%).
    На вопрос Как бы вы оценили уровень подготовки студентов/школьников в образовательных учреждениях к предстоящей трудовой деятельности, к семейной и общественной жизни, к формированию здорового образа жизни? ответили почти все респонденты. Они оценивали местные образовательные учреждения. Наиболее низкие оценки получили такие компетенции, как подготовка к семейной жизни и навыки здорового образа жизни. Наилучшим образом оценены подготовка к предстоящей трудовой деятельности, особенно на уровнях профессионального образования, а также подготовка к общественной жизни.
    Удовлетворенность полученными знаниями для профессиональной деятельности измеряли в 2003, 2007 и 2008 гг. Во всех трех опросах большинство респондентов позитивно оценили объем полученных знаний: около трех четвертей считают его достаточным для своей профессиональной деятельности. Среди них около 40% дают оценку вполне достаточно и еще около четверти - скорее достаточно , а от 5 до 10% считают, что знаний даже больше, чем нужно . Негативных оценок немногим более четверти, причем это в основном мягкий негатив - скорее недостаточно . За изучаемый период наблюдается уменьшение доли наиболее позитивных формулировок ( вполне достаточно и больше, чем нужно ) с 49 до 44% в пользу оценок скорее достаточно , тогда как доля мягкого негатива остается постоянной (21%).
    Участие населения в непрерывном образовании - показатель, свидетельствующий об образовательных традициях стран и отдельных слоев населения, а также о воспитании в школе умения и желания учиться. Этот показатель измеряется в европейских обследованиях рабочей силы (Labour force survey) с 1999 г. Ежегодно опрашиваются респонденты в возрасте от 25 до 64 лет на предмет участия за последние четыре недели в формальном образовании и различных видах дополнительного образования, а также в самообразовании.
     В 2004 г. в 29 странах Европы было проведено единовременное обследование участия населения в непрерывном образовании за последние 12 месяцев с подробным описанием форм и условий обучения. В России подобное обследование было проведено в 2006 г., а в 2008 г. в рамках обследования Удовлетворенность населения качеством государственных услуг в сфере образования получены основные показатели, позволяющие анализировать изменения, произошедшие за два года.
     Позитивная динамика наблюдается в участии населения в дополнительном образовании и самообразовании. Такие формы обучения позволяют компенсировать диспропорции профессионального образования и рынка труда. Международные сопоставления показывают, что участие российского населения в непрерывном образовании находится на очень низком уровне, и стимулирование обучения взрослых может быть весьма продуктивным и полезным в свете стремления нашей страны к усилению инновационной активности, а также для преодоления экономического кризиса. В среднем по 25 странам - членам ЕС участвуют в непрерывном образовании 42% населения, в России же только каждый четвертый. По этому показателю Россия находится лишь на 25-м месте из 30 европейских стран, в которых были проведены обследования. Наибольшие различия между странами проявляются в уровне участия в дополнительном образовании и самообразовании, что объясняется разными образовательными традициями.
     Можно констатировать, что в целом оценки российской системы образования довольно высокие. Об этом свидетельствует растущая уверенность респондентов в том, что наша система образования не слабее, чем в развитых странах мира, или по крайней мере на том же уровне. Наиболее высокие оценки система образования получила и в рейтинге семи видов государственных услуг. В то же время большинство наших соотечественников уверено, что система образования не в полной мере соответствует той системе образования, которая сейчас необходима России, а каждый десятый считает, что совершенно не соответствует. Негативно оцениваются и меры, которые предпринимает правительство в отношении системы образования. В работе местных образовательных учреждений наилучшие оценки получили качество образования и образовательных стандартов, качество преподавания, подготовка к предстоящей трудовой деятельности и общественной жизни, безопасность, состояние зданий и оборудования, в дошкольных учреждениях - также.
    Результаты работы системы образования, выраженные в объеме полученных знаний и навыков для профессиональной деятельности, были оценены также достаточно высоко (71% опрошенных выразили ту или иную степень удовлетворенности). В то же время доля работающих не по специальности, полученной в учебном заведении, составила 43%. А по уровню участия населения в непрерывном образовании Россия далеко позади большинства европейских стран.
     Как свидетельствует зарубежный опыт, для получения непосредственной обратной связи, достоверной информации об отношении населения к системе образования следовало бы внедрить проведение регулярных социологических опросов по проблемам развития образования с четко и конкретно сформулированными вопросами. При этом для получения данных об оценке развития системы образования в целом необходимо использовать общенациональную систему индикаторов, сопоставимую с международной. Использование данных социологических обследований для управления и бюджетирования в образовании требует серьезных усилий по преобразованию сырых данных в систему обобщенных индексов, которые давали бы возможность оценивать результативность проводимой политики и эффективность использования вложенных бюджетных средств.