Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 14 О Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования


Выводы и предложения

     На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы.
    1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования  была разработана в 2002 году и сыграла большую роль для понимания теории процесса, для построения разных моделей перехода к профильному обучению, а также для практической реализации эксперимента по профильному обучению.
    2. Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования  необходимо доработать и уточнить как по текущим результатам эксперимента, так и по отношению к изменившейся социально-экономической ситуации. Разработку законодательной поддержки становления профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования целесообразно вести, руководствуясь уточненной версией Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования.
    Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования  должна быть дополнена целым принципиальных положений.
    3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования  должна учитывать региональные социально-экономических  особенности территорий (спрос и предложения на рынке труда, менталитет и уровень образованности населения, а также иное) и содержать разветвленные рекомендации и предложения, ориентированные на типовые ситуации в разных муниципальных образованиях. Поэтому возрастает роль мониторинга и прогноза экономической ситуации на рынке труда.
    4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования  правильно указывает на важную роль гармонизации частных, публичных и государственных интересов при переходе к профильному обучению, но оставляет в стороне механизмы и процедуры  реализации упомянутой гармонизации.
    Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования  нужно дополнить положениями о необходимости мониторинга результатов и спроса на профильную подготовку.
    5. Введение профильного обучения может иметь далеко идущие социальные последствия для учащихся конкретной школы. Как правило, профильное  обучение ориентирует учащихся на поступление в престижные вузы страны, тем самым, понуждая их покидать места своего рождения, куда они, как правило, не возвращаются после учебы.
    Таким образом, профильное обучение создает предпосылки для поддержки утечки мозгов из провинции. Преимущества или недостатки указанной социальной тенденции не имеют строгой доказательной базы, и, как правило, являются предметом длительных, нескончаемых дискуссий.
     6. Значительными ресурсами в части модернизации образования путем введения профильного обучения обладает каждое учебное заведении, каждая школа. Многое зависит от личного отношения каждого преподавателя к профильной ориентации учебного процесса, а также от общей мотивации всего педагогического коллектива школы. В рамках действующих федеральных государственных образовательных стандартов допустим широкий спектр разных моделей реализации профильного обучения.
    Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования  должна учитывать разные уровни и степени профилизации учебного процесса. Углубленное преподавание предмета значительно более зависит от подготовки и профессионального мастерства педагога, чем от решительной перекройки учебного плана или увеличения финансирования.
    Поэтому профессиональная подготовка и творческий настрой педагогического  состава школы является важным фактором и базовой основой профильного обучения.
    7. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования  является первым этапом реализации индивидуальной образовательной траектории для обучения на протяжение всей жизни.  Это, в частности, означает, что уже на этапе школьного образования следует допускать возможность  индивидуального подхода к изучению и усвоению школьной программы. Таким образом, Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования  должна предусматривать реализацию персонифицированных учебных планов для каждого из учеников старших классов школы.
    Степень индивидуализации учебного процесса  должна коррелировать с уровнем творческой одаренности обучаемого. Рутинные процедуры и требования часто выхолащивают талант, подавляют самостоятельность и инициативу.
    8. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования  имеет основой для своей реализации государственные и публичные нужды и интересы, а также личную мотивацию участников учебного процесса, которая в данном случае является первичным фактором.
    Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования  не может быть реализована, если не получит социальной поддержки  заинтересованных субъектов образовательной деятельности. Поэтому общественный менталитет играет важную роль для организации профильного обучения и, соответственно, пропаганда в СМИ имеет большое значение для организации публичной поддержки всего процесса профильного обучения. Вообще при проведении модернизации системы образования важно контролировать ситуацию в части деятельности СМИ Факты ярко выраженной негативной оценки качества государственных услуг гораздо сильнее влияют на общественное мнение, чем факты позитивной оценки. Поэтому  важнее уменьшать количество негативных оценок, чем стремиться повышать количество позитивных. Например, в определенных ситуациях власти, возможно, лучше смириться с неэффективным, но менее прозрачным финансированием отрасли, чем пытаться следовать более эффективной, но и более уязвимой для критики финансовой политике.
_________________________
Железов Б.В., Кудюкин П.М., Шувалова О.Р. Эффективность системы образования: взгляд потребителя образовательных услуг //  Вопросы образования, 2009, 12, стр. 187-  210;  Kampen J.K., Van de Walle St., Geert Bouckaert G. (2003) Interpreting soft indicators of performance in the public sector. The impact of the predisposition of citizens towards government. Public Management Institute, K.U. Leuven, Belgium.