АВ 2010г. Выпуск 13 О законодательном обеспечении модернизации системы педагогического образования
Общие положения
Нормативное правовое обеспечение модернизации системы педагогического образования имеет своим источником и основой государственный заказ на обеспечение и удовлетворение спроса на рынке образовательных услуг.
Педагогическое образование включает в себя систему подготовки педагогических кадров (учителей, воспитателей) для общеобразовательной школы и учебно-воспитательных учреждений в педагогических институтах, училищах и университетах; в широком смысле - подготовка педагогических и научно-педагогических кадров для учебных заведений всех типов, включая профессионально-технические, средние специальные и высшие. Реформа педагогического образования уже давно обсуждается в России. Программа модернизации была утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 1313 от 01.04.2003 г. Предполагалось оптимизировать структуру и совершенствовать организацию профессиональной подготовки педагогов, скорректировать содержание этой подготовки с учетом обновления содержания и технологий общего образования.
Следует заметить, что педагогические вузы в России пережили на своем веку ряд крутых перемен. В дореволюционной России основным типом учебных заведений для подготовки учителей начальной школы были учительские семинарии. Учителей начальной школы готовили также педагогические классы женских гимназии, женских епархиальных училищ и женский педагогический институт в Петербурге. До революции создавались так называемые женские учительские институты: например, в Рязани такой вуз был открыт в 1915 году, в Белгороде - в 1876 году.
Революция 1917 года изменила характер народного образования, систему подготовки учителей, классовый и национальный состав студенчества в педагогических учебных заведениях. В 20-е гг. в РСФСР сложилась следующая система: педагогические техникумы (с 1937 - педагогические училища), педагогические институты и университетские педагогические факультеты. Педагогические институты и педагогические факультеты университетов, как правило, имели отделения социального воспитания, подготовки преподавателей техникумов и политико-просветительные.
В 90-е годы XX века наступила пора либерализации административных и экономических правоотношений в области образования и науки, что, прежде всего, проявилось в том, что пединституты стали преобразовываться в университеты. Так им казалось более выгодным. Но можно привести и иные примеры реорганизационных преобразований. Например, Орловский государственный университет был основан в 1931 году как Орловский индустриально-педагогический институт, в 1932 году переименован в Орловский государственный педагогический институт, а в 1993 году - в Орловский государственный педагогический университет.
Московский государственный педагогический университет (МПГУ) входил в состав 2-го МГУ до 1930 г., а потом начал свою историю как самостоятельный вуз. Сегодня на 18 факультетах МПГУ учатся более 14 тысяч студентов на дневных и вечерних отделениях. Университет готовит учителей средней школы по всем предметам, а также дефектологов, социологов, работников детских дошкольных учреждений, преподавателей педагогики и психологии в средней и высшей школе, методистов системы образования. Для реорганизации педагогических вузов не может быть общих рецептов, и торопиться с решениями об интеграции (или полной ликвидации) не следует. Ведь если разрушить педагогическое образование, то восстанавливать его придется очень долго.
Необходимость новой волны реформирования была продиктована разработкой второго поколения стандартов общего образования и началом реализации стратегии Наша новая школа . В августе 2009 года Минздравсоцразвития Российской Федерации утвердило новые квалификационные характеристики должностей работников образования. В настоящее время обсуждается новое положение об аттестации педагогических работников. Разрыв между программами подготовки будущих учителей в педвузах и школьной практикой, а также растущими требованиями общества вполне очевиден.
Наиболее революционными представляются предложения по оптимизации сети педвузов, часть из которых, отличающихся слабой фундаментальной подготовкой, предлагается присоединить к классическим университетам, часть - преобразовать в гуманитарные вузы. Остальные сохранить в качестве педагогических в том случае, если процент трудоустройства их выпускников превышает 80%. Отчасти идеи по обновлению сети нашли отражение в Послании Президента Российской Федерации Д.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации в 2009 г., в котором сказано, что педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы в крупные базовые центры подготовки учителей либо в факультеты классических университетов .
_________________________
Дашковская Ольга Педагогическое образование накануне перемен http://ps.1september.ru/view_article
На протяжении не одного столетия существуют различные точки зрения на проблему подготовки учителя. Для одних он просто преподаватель конкретного учебного предмета, в основе которого лежит та или иная наука, для других учитель - не только преподаватель-предметник, но, прежде всего воспитатель и наставник молодежи, человек, способствующий становлению личности ученика.
Можно выделить две основные концепции педагогического образования. Согласно первой, оно рассматривается как специфическое направление с углубленным изучением педагогики, психологии, физиологии; согласно второй - как дополнение к базовой фундаментальной подготовке, предполагающее изучение методики преподавания предмета и психолого-педагогических дисциплин. Последняя модель может быть успешно реализована в условиях двухуровневой системы, когда в рамках бакалавриата дается фундаментальная подготовка по предмету, а за счет спецкурсов выделяется группа студентов, склонных к педагогической деятельности и способных продолжить образование в педагогической магистратуре. Две эти концепции все время друг с другом соревнуются, и с учетом того, что XXI век - это век открытости и вариативности, использование только одной какой-то образовательной модели несовременно и бесперспективно. Возможно, разумнее дать педвузам право на самоопределение, а не спускать сверху директивные решения.
Развитие образования в России предполагает формирование через систему образования социальных отношений, наиболее благоприятных для развития каждого человека и страны в целом, развития гражданского общества. что предполагает формирование уже в базовом образовании востребованных на сегодня компетентностей инновационного поведения , создание возможностей гибких индивидуальных программ..
_________________________
Государственная программа Образование и инновационной экономики: внедрение современной в 2009-2012 гг.
Задачи, стоящие перед образованием Российской Федерации, предъявляют принципиально новые требования к подготовке педагогических кадров. Современный педагог, способный обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, способный развивать креативные способности учащихся и научить одному из центральных умений - умению учиться самостоятельно , сам должен владеть принципиально иными, по сравнению с традиционными, средствами организации учебно-воспитательного процесса. Облик школы, результативность ее деятельности определяет личность учителя, который должен обладать широкими познаниями в научной специализации, в области психологии, культуры, педагогики и методики обучения тому или иному учебному предмету. Учитель сам должен обладать всеми теми личностными качествами, которые он хочет воспитать у своих учащихся. Это относится к умственному развитию, нравственному, художественно- эстетическому, гражданскому воспитанию. Личность учителя - самый важный фактор воспитания детей.
Одним из важнейших ресурсов, на основе которого можно содержательно менять систему профессионального педагогического образования, является качественно иная по содержанию и форме психологическая подготовка современного педагога. Необходимо понимать, что ориентация на формирование компетенций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей не достигается за счет простого увеличения числа психологических дисциплин в образовательных программах высшего педагогического образования и количества часов, отводимых на их изучение. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое означает необходимость задавать в программах подготовки педагога такое содержание, которое позволит ему осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Главным ( универсальным ) содержанием, объединяющим в единое направление профили подготовки - воспитатель , учитель начальных классов , социальный педагог , педагог дополнительного образования , является формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для этих видов профессиональной деятельности компетенций, которые позволят им вне зависимости от конкретных профессиональных задач организовывать и осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся в данном случае условием развития учащихся, а формирование требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося. Включение в направление Психолого-педагогическое образование профиля психолог образования , основанного на общем с другими профилями базовом профессиональном цикле подготовки, позволит более эффективно решить проблемы взаимодействия психолога с воспитателями, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования и обеспечит возможность для реального, а не декларативного построения индивидуальных траекторий обучения учащихся, формирования их компетенций, необходимым условием чего является общий профессиональный язык , т.е. одинаковое понимание организации в условиях учебно-воспитательного процесса индивидуальной и совместной деятельности учителя и самих учащихся. Поэтому стоило бы подумать о том, чтобы приобщение студентов к осознанию самой педагогической науки начиналось с рассмотрения общей теории воспитания в соответствии с обозначенным выше ее пониманием. В таком случае сюда естественно войдет и раскрытие предмета педагогики как науки, и ее значения для педагога-практика в любой сфере педагогической деятельности.
_________________________
Пискунов А.И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура // http://portalus.ru
Включение в данное направление новых профилей таких, как психолого - педагогическая деятельность с одаренными детьми или психолого - педагогическая деятельность в инклюзивном образовании , обусловлено необходимостью подготовки специалистов по работе с учащимися с особыми потребностями. Использование психологических методов в профессиональной деятельности социального педагога и психолого - педагогической деятельности профессионального образования также является основанием для включения этих профилей в психолого-педагогическое направление.
_________________________
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Положения об инклюзивном образовании включены в О правах инвалидов , одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.
Различные подходы к концепции педагогического образования находят отражение при обсуждении структуры общеобразовательной школы и при определении различных аспектов учебной работы: продолжительность обучения, базисный учебный план, организационные формы и методы обучения и т.п. Главный недостаток сложившейся в нашей стране системы подготовки учителей и в средних, и в высших педагогических учебных заведениях состоит в изолированном рассмотрении этих аспектов. В рамках общепедагогической подготовки, которую иногда называют профессионально- педагогической, почти общепризнано жесткое разделение дидактики и теории воспитания, или воспитательной работы , что с точки зрения педагогической науки едва ли допустимо, поскольку такой подход игнорирует единство и неразрывность воспитательно-образовательного процесса в школе.
Все это существенно сказывается на проблемах педагогического образования, в котором в настоящее время по-прежнему главное внимание уделяется предметно-научной подготовке будущих учителей, а формирование педагогов в широком смысле слова как бы отодвигается на второй план. Об этом свидетельствует, в частности, содержание стандартов высшего педагогического образования и первого, и второго поколений, правда, второе несколько лучше.