АВ 2010г. Выпуск 13 О законодательном обеспечении модернизации системы педагогического образования
Функциональные качества преподавательского сообщества
Подавляющее большинство преподавателей всех уровней, кроме высшего образования - женщины. Хотя доля мужчин и чуть увеличилась в СПО (с 17,8 до 18,3%), НПО (с21,3 до 22,7%) и школах (с 6,8 до 7,7), однако эти изменения незначимы. В вузах доля мужчин осталась на уровне около 39%, в системе ДОВ - 20% (2006 г.).
_________________________
Источник: Опросы преподавателей учреждений ДОВ, ВПО, СПО, НПО, школ, ДДУ, 2006-2007
По данным Росстата из общей численности учителей общеобразовательных учреждений на 1 октября 2008 г. имели:
среднее специальное образование -15 процентов учителей;
незаконченное высшее образование -2,2 процента учителей;
высшее образование -82,8 процента учителей.
Более 90 процентов учителей школ Российской Федерации имеют квалификационные категории. В том числе: 36 процентов учителей - вторую квалификационную категорию, 36 процентов - первую, 21 процентов - высшую квалификационную категорию. Семь процентов учителей не имеют квалификационной категории. Практически на всех уровнях образования более 40% преподавателей имеют какие-либо степени и звания (научные и преподавательские): более 72% в школах (в основном - учитель 1 или 2 категории, заслуженный учитель и т.д.), 64-66% в вузах (в основном - кандидата наук и доцента). Доля имеющих такие степени или звания в системе СПО упала (с 57,8% до 49,4%), а в НПО - выросла (с 55 до 67,7%): как правило, это также в основном учитель 1 или 2 категории, в НПО также - мастер производственного обучения.
Более 60% преподавателей на каждом образовательном уровне в течение последних трех лет проходили процесс повышения квалификации в той или иной форме. Чаще всего это прохождение обучения по программам повышения квалификации, прежде всего касающееся учителей школ (73,2% в 2006 г., 71,5% в 2006 г.), преподавателей системы НПО (61,6 и 69,2% соответственно), воспитателей детских садов (66,7% в 2007 г.). Существенно реже преподаватели разных уровней участвуют в стажировках (чаще всего - преподаватели вузов, 16,1 % в 2006 г. и 14,8% в 2007 г.), в летних и т.п. выездных школах и семинарах (чаще всего - учителя школ, 21,5 и 18.6% по годам), в поездках и стажировках в рамках научного обмена (чаще всего - преподаватели системы СПО, 8,3 и 6,5% соответственно), в магистерских программах и аспирантуре (чаще всего - преподаватели вузов, 13,6% в 2006 и 12,3% в 2007 г.). В целом в динамике участие преподавателей в различных формах повышения квалификации по большинству уровней образования несколько снизилось (школы, СПО) или осталось на том же уровне (ВПО), и лишь в системе НПО наблюдался рост.
Результативность научной работы преподавателей вузов в целом осталась примерно на одном уровне: имели какие-либо публикации, патенты, сданные отчеты, выступления на конференциях и т.д. 83,4% в 2007 г. и 85,5% в 2006 г. Чаще всего преподаватели публикуют статьи и главы в монографиях (около 60%) и различные методические материалы (кроме учебников) - примерно 44%. Немного снизилась доля выступавших на научных (с 37,5 до 33,4%) и методических (с 22,3 до 17,3%) конференциях. Уровень публикаций учебников (27 и 25,4%) и монографий (7,1% и 8%) изменился незначимо.
Подавляющее большинство преподавателей учебных заведений всех уровней (кроме ДОВ) являются штатными сотрудниками своих учебных заведений, то есть работают на преподавательской должности на полную ставку или являются внутренними совместителями. Чаще всего привлекают внешних совместителей учреждения дополнительного образования взрослых (37,6% преподавателей в 2006 г.) ВПО (чуть больше 10% преподавателей), СПО (около 10%).
Дополнительную оплачиваемую работу, помимо преподавания в данном учебном заведении, чаще всего имели преподаватели вузов (почти 67%), ДОВ (58,6%), системы СПО (42%) и школ (около 40%). Реже всего дополнительно заняты воспитатели детских садов (22,6%). Вторичная занятость преподавателей системы НПО выросла с 29,8% в 2006 до 35,7% в 2007 г. Динамика по остальным группам преподавателей незначима. В результате подработки на сторону учителей остаётся слишком мало времени на подготовку к урокам по основному месту работы, а также на освоение современных методик преподавания и изучение новых теорий и концепций. У активно подрабатывающих педагогов не остаётся времени и для выполнения важнейшей задачи школы - воспитания подрастающего поколения. Сегодня школьный учитель всё в большей мере становится лишь транслятором некоторого набора знаний, постепенно утрачивая необходимую для начальной и основной школы воспитательную функцию. Такие вопросы, как творчество, свобода выбора; в преподавании, формирование социальной среды в школе и вокруг школы - всё то, что характеризовало не только таких корневых деятелей российской школы, как Станислав Шацкий, Игорь Иванов, Василий Сухомлинский, но и армию их последователей - сегодня вряд ли заботят учителей школы. Точно так же, как и у массового преподавателя вуза, их ежедневно решаемой задачей стал заработок, работа ради дохода... Возвращение к педагогическому творчеству требует преодоления бедности .
_________________________
Кузьминов Я.И. Образование в России. Что мы сможем сделать?//Вопросы образования. 2004. 1.С.15-16
Объем рабочего времени преподавателей вузов на разные виды деятельности практически не изменился в 2006-2007 гг. Большая часть времени уходила на аудиторные занятия (около 16-17 часов в неделю) и административную работу (19 часов в 2006 и 16,4 часа в 2007 г.), несколько меньше - на подготовку к занятиям (11,2 часов), научную работу (около 10 часов) и преподавание в других учебных заведениях (также около 10 часов). Примерно 6-7 часов в неделю уходило на репетиторские занятия, и еще 11-12 часов - на все другие формы дополнительной работы. Для внештатных сотрудников основная работа занимала примерно 23 часа в неделю.
_________________________
Источник: Опросы преподавателей учреждений ДОВ, ВПО, СПО, НПО, школ, ДДУ, 2006-2007.
Стабильными оставались затраты времени преподавателей СПО на аудиторные занятия (22-23 часа в неделю), научную работу (около 6 часов), репетиторство (5-6 часов), для нештатных сотрудников - на основную работу. Несколько снизились затраты времени на другие формы работы: подготовку к занятиям (с 11,5 до 8,5 часов в неделю), административную работу (с 25,7 до 22,7 часов), другую дополнительную работу (с 11,3 до 8 часов) и выросли - на преподавание в других учебных заведениях (с 7,9 до 12,5 часов).
Затраты рабочего времени в неделю преподавателей НПО незначительно выросли на аудиторные занятия - с 24,3 до 26,5 часов, снились с 13 до 10 часов - на подготовку к занятиям и с 26,8 до 21 часа - на административную работу. Практически остались неизменными объемы времени, расходуемого на преподавание в других учебных заведениях (около 15 часов), репетиторство (8-9 часов), научную работу (6-7 часов). Затраты времени на другие виды дополнительной работы упали с 13 до 7,7 часов в неделю, а на основную работу (для нештатных сотрудников) - с 33 до 26 часов.
Школьные учителя больше всего времени тратят на аудиторные занятия (уроки) - 21-22 часа в неделю, а также на административную работу (эти затраты снизились с 26 до 21,3 часа) и подготовку к занятиям (15,3 часа в 2006 и 13,2 часа в 2007 г.). Те, кто занимается репетиторством, тратят на это около 6 часов в неделю, а на преподавание в других учебных заведениях - около 10 часов, так же как на другие формы дополнительной работы. Внештатные сотрудники школ заняты на основной работе 26-28 часов в неделю.
Знание иностранного языка на высоком уровне (хорошо или очень хорошо, по самооценке) чаще всего встречалось среди преподавателей ДОВ (43,3% в 2006 г.) и вузов (36,8% в 2006 и 37,9 в 2008). Существенно хуже им владеют преподаватели других уровней образования, но ситуация меняется к лучшему: хорошее и отличное владение иностранным языком отметили среди преподавателей СПО - 17,2% в 2006 и 25% в 2008 г., НПО - соответственно 8,6 и 15,2%, среди учителей школ - 17,9 и 19,2%.
С каждым годом возрастают возможности преподавателей, связанные с опытом работы на компьютере. Так, хорошо владели навыками работы со стандартными компьютерными программами среди преподавателей вузов в 2006 г. 60,8%, а в 2008 г. - 65,6%; среди преподавателей системы СПО - 40,6 и 53,1% соответственно; в системе НПО - 24,9 и 43,7%, среди школьных учителей эта доля выросла с 30,5 до 44,7%. Высок уровень возможностей преподавателей ДОВ (53,6% в 2006 г.), но низок - воспитателей ДДУ (18,8% в 2007 г.).
Все чаще преподаватели разных уровней образования пользуются компьютером. Если не реже 1-2 раз в неделю пользовались компьютером в 2006 г. 79,2% преподавателей учреждений ВПО, 61,1% - СПО, 40,1% - НПО, 49,9% - учителей школ, то в 2008 г. - 85,9% преподавателей системы ВПО, 69,7% - СПО, 58,8% - НПО, 67,6% - учителей школ. Реже всего пользуются компьютером воспитатели ДДУ - только четверть хотя бы раз в неделю.
Растет доля пользователей Интернета и электронной почты. Больше всего тех, кто пользуется возможностями сети не реже 1 раза в неделю, среди преподавателей вузов (62,3% в 2006 г. и 73,3% в 2008 г.) и учреждений ДОВ (53,7 в 2006 г.). Остальные категории преподавателей - существенно менее активные пользователи, однако динамика достаточно велика: пользовались Интернетом не реже раза в неделю среди преподавателей системы СПО 26,4% в 2006 г. и 50,5% в 2008 г., НПО - соответственно 12,7 и 32,4%, учителей школ - 21,3 и 42,5 %. Наименее активно работают в Интернете воспитатели детских садов - чаще 1 раза в неделю только 10% (2007 г.).
Правовой статус работника высшей школы достаточно подробно расписан законодательством в области образования и науки.