Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 11 О законодательных дефинициях в образовании

Вводные замечания
     Научно-образовательная общественность заинтересована в том, чтобы российская система образования была интегрирована в мировую систему образования. Это откроет новые экономические и профессиональные возможности для участников образовательной деятельности. Общие тенденции развития национальных систем образования в разных странах имеют общие черты. Обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направлено на приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в образовании, повышение эффективности механизма правового регулирования, создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в области образования. Повышение независимости в вопросах управления, усиление роли самоуправления вузов характерны для России и для других стран. Тем более важным является проблема установления единой системы дефиниций в российском законодательстве в области образования и науки, единой и воспринимаемой в других странах мира.
_________________________
Балыхин Г.А., Бердашкевич А.П., Калинин А.В. Система образования в России: объекты и субъекты правоотношений, формы и методы государственного регулирования. - М.: Издание Государственной Думы, 2009. 208 с; Балыхин Г.А., Сафаралиев Г.К., Бердашкевич А.П. О концепции непрерывного образования в Российской Федерации // Аналитический вестник. Вып. 14. - М., 2009. C. 2-25; Бердашкевич А.П., Калинин А.В. Кодификация законодательства в области образования: проблемы и перспективы. - М.: Издание Государственной Думы, 2007. 176 с.; Бердашкевич А.П., Власов В.Г. Нововведения в законодательстве о высшей школе России // Alma mater. 2010. 1. C. 14-20.
    В последнее десятилетие специалистами в системе образования предпринимаются усилия для переосмысления роли образования. Все более очевидной становится потребность народов, государств в его обновлении. Сформулированы четыре актуальные для настоящего времени задачи образования: первая (древняя) - передать знания, вторая - научить созидать, третья - научить жить, четвертая - научить жить вместе.
     Учиться, чтобы знать, означает гораздо больше, чем овладение определенным объемом знаний. Особенно важно в наше время отношение педагога и самого обучающегося к процессу познания. Человечество накопило огромный объем знаний, и поэтому важно постоянно осуществлять отбор знаний, необходимых для передачи. Это основная проблема государственных образовательных стандартов. Системы образования привязаны, по большей части, к первой цели: учиться, чтобы знать. Учиться созидать - это больше, чем просто овладеть мастерством и приобрести навыки; это применение знаний в новых ситуациях, совмещение труда с обучением на протяжении всей жизни. Данная задача решается сегодня в основном средствами профессионального образования.
    Учиться жить - девиз Международной комиссии по развитию образования, о котором объявлено ЮНЕСКО более 27 лет назад и под которым подразумевается поощрение развития творческих способностей каждой личности во всем богатстве и сложности ее проявлений. Данная задача решается главным образом путем развития сети художественных и спортивных школ и различных курсов обучения. Однако вряд ли найдется в мире хоть одна система образования, которая в полной мере оценила бы и поощрила учащихся или учителей за успехи и достижения в реализации двух последних принципов.
    Учиться жить вместе - это не только терпимо относиться к другим, не похожим на нас, но и стремиться понять этих других, жить, проявляя уважение друг к другу. Эта задача решается на всех ступенях образования - дошкольном, школьном, профессиональном. В статье 26 Всеобщей декларации прав человека сказано: образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности, укрепление уважения к правам человека и основным свободам; должно способствовать пониманию, проявлению терпимости и дружбе между народами, расами или религиозными группами.
    Выработка общих для мирового сообщества принципов и общего функционального направления деятельности системы образования не может произойти без соответствующей унификации понятийного аппарата национальных образовательных систем. Понятийный аппарат системы образования каждой страны должен включать общепринятые в международном социально-политическом обороте понятия и соответствовать современным требованиям, предъявляемым к дефинициям в области образования и науки мирового научно-образовательного сообщества.
    Настоящая работа имеет целью анализ системы дефиниций в российской правовой системе по отношению к наиболее распространенным видам деятельности в системе образования.
    Принятие Закона Российской Федерации Об образовании (1992 г.), а также Конституции Российской Федерации 1993 года имело огромное позитивное значение для развития отечественной системы образования в переходный период. Они заложили правовые основы обновления отношений, а также выполнили важную социальную функцию сохранения и защиты системы образования в период кризисного развития страны. Однако на их основе не в полной мере удалось сформировать упорядоченную и сбалансированную систему законодательства в области образования, обеспечивающую последовательное и системное регулирование отношений в области образования и науки.
    Общей проблемой законодательства в области образования являются неразвитость и противоречивость используемого понятийного аппарата, действующее законодательство в области образования практически не содержит определения используемых терминов. Это относится к определению самого понятия образование , которое фактически ограничивает сферу образования рамками стандартизированного или цензового (уровневого) образования, оставляя в стороне дошкольное, начальное общее и дополнительное образование, которые не являются уровнями образования в соответствии с нормой пункта 5 статьи 27 Закона Российской Федерации Об образовании . Специалистами неоднократно указывалось также на некорректное использование в Законе Российской Федерации Об образовании термина образовательное учреждение , который в зависимости от контекста обозначает либо организационно-правовую форму образовательной организации учреждение , либо родовое понятие для любой некоммерческой организации, осуществляющей образовательный процесс, что порождает неоправданную путаницу в процессе правоприменения. Концепция законопроекта Об образовании в Российской Федерации была утверждена Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности (протокол от 1 июня 2009 г. 20).
_________________________
http://mon.gov.ru/dok/proj/6648/
    С целью устранения указанных выше противоречий и приведения терминологии, используемой в законодательстве в области образования, в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в законопроекте будет использоваться в качестве родового понятия термин образовательная организация . В законодательстве отсутствуют легальные определения специальных понятий, широко употребляемых в образовании, в том числе таких, как образовательные услуги, образовательный уровень (ценз), образовательная программа, учебный план, образовательный процесс, академические права и свободы и так далее. Назревшей является необходимость унификации типологии образовательных организаций. Правовое закрепление типологии образовательных организаций является одним из способов упорядочения общественных отношений, возникающих в сфере образования, в первую очередь, непосредственно связанных с процессом воспитания и обучения. Перечень типов образовательных организаций закреплен в пункте 4 статьи 12 Закона Российской Федерации Об образовании . Однако при его формировании были использованы различные основания для выделения соответствующих типов: по уровню реализуемых образовательных программ, по категории обучающихся в нем лиц и других. Такой подход не позволяет однозначно определить тип той или иной образовательной организации, поскольку одна и та же образовательная организация может одновременно относиться к нескольким типам. Специальные (коррекционные) образовательные организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, выделенные в самостоятельный тип, одновременно могут рассматриваться и как общеобразовательные организации в соответствии с уровнем реализуемых образовательных программ.
     Кроме того, закрепленная Законом Российской Федерации Об образовании типология образовательных организаций с жестким закреплением видов реализуемых образовательных программ за каждым типом образовательной организации в настоящее время стала препятствием для развития современных форм организации образовательной деятельности, в том числе с использованием дистанционных технологий, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, расширения спектра образовательных услуг и так далее. Законодательно не предусмотрены возможности реализации образовательной программы совместно несколькими образовательными организациями различных типов, образовательными и научными организациями с участием промышленных предприятий, что является тормозом создания и функционирования многофункциональных образовательных и научно-образовательных центров (комплексов), социокультурных комплексов, комплексных учебных центров профессиональных квалификаций, развития социального партнерства в сфере образования.
    Основной идеей законопроекта Об образовании в Российской Федерации является установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в образовании, обеспечение стабильности и преемственности в развитии законодательства об образовании, совершенствование законодательных основ отечественной системы образования, обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие в современных условиях. В связи с принятием законопроекта подлежит признанию утратившим силу ряд федеральных законов, в частности, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. 3266-I Об образовании и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. 125-ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании . С учетом последнего обстоятельства в данной работе законопроект Об образовании в Российской Федерации будет обозначен, как проект интегрированного закона . Проект интегрированного закона призван заменить большой набор отраслевых законодательных актов и подзаконных актов.
_________________________
См. сайт Минобрнауки России // http://mon.gov.ru/dok/proj/6649/