Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 11 О законодательных дефинициях в образовании


Образовательная деятельности и деятельность в области образования

     Личное право на образование, гарантированное гражданам Конституцией Российской Федерации, следует рассматривать в соответствии с целями, для достижения которых граждане реализуют предоставляемые им права. В общем случае в процессе реализации образовательной деятельности взаимодействуют обучаемый и носитель организованной и формально упорядоченной целевой информации - знания.
     Образовательная деятельность составляет лишь часть образовательного процесса. Обеспечение образовательной деятельности включает в себя широкий круг обязанностей и видов деятельности. В государственной системе образования наличествует широкий спектр субъектов деятельности в области образования, обеспечивающих разные формы поддержки учебного процесса. Участие государства в гражданских правоотношениях обусловлено прежде всего необходимостью реализации публичных задач, стоящих перед ним, и не может не отражаться на его гражданской правоспособности.
_________________________
Алдошин О.Н. Ответственность государства по обязательствам во внутреннем гражданском обороте // Журнал российского права. 2001. 1.
    Организация обеспечения образовательной деятельности в значительной степени относится к административному праву. Для обеспечения учебного процесса создают методические руководства, учебные планы и иные документы, которые можно отнести к категории процессуальных действий в области образования.
    Право на образование является личным неотъемлемым правом граждан России, а частично и обязанностью. Государство гарантирует соблюдение прав граждан на образование. Правовой статус потребителя образовательных услуг на территории Российской Федерации в рамках действующего законодательства можно представить следующим образом.
    Права потребителя образовательных услуг имеют своей основой:
    гарантированные конституцией Российской Федерации личные права на образование;
    нормы и принципы законодательства Российской Федерации об образовании;
    общепризнанные принципы и нормы международного права в области образования;
    обычаи делового оборота в области образования;
    частные интересы гражданина в области образования (в той мере, в какой они не вступают в конфликт с законом и не нарушают права и свободы других лиц).
     Из того факта, что наличествуют разные источники прав потребителей образовательных услуг следует, что в зависимости от природы и источника прав существуют разные механизмы обеспечения гарантий реализации прав потребителей образовательных услуг и, соответственно, защиты прав. Для реализации конституционных гарантий прав потребителей образовательных услуг должны быть отмобилизованы все государственные возможности и ресурсы. Для обеспечения дополнительной законодательной поддержки прав потребителей образовательных услуг должны быть использованы текущие экономические, материально-технические и кадровые консолидированные возможности государства. При этом требования закона не должны расходиться с государственными нуждами и публичными запросами.
    В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об образовании для разных уровней образования установлены разные условия государственной поддержки, а также разные степени государственных гарантий для участников образовательной деятельности. Если для уровня общего образования наличествует государственная гарантия полной всеохватности , бесплатности и доступности для каждого гражданина, то государственная поддержка, обеспечивающая бесплатность обучения в высшей школе производится только для проявивших особые способности и прошедших по конкурсу лиц. В указанном смысле права соответствующих потребителей образовательных услуг различны в зависимости от уровня образования, на котором обучается обладатель права .
    Для анализа степени удовлетворения прав потребителей образовательных услуг нужно ввести соответствующие показатели, на основе которых могут быть выстроены количественные и (или) качественные оценки описываемого явления. Права потребителей образовательных услуг зачастую связывают с не вполне ясными факторами, такими как доступность образования, качество образовательных услуг или с иными показателями, которые, не имеют точного социально-экономического содержания и сами нуждаются в разъяснениях.
     Ограничение прав потребителя образовательных услуг проявляется через неудовлетворение спроса на такие услуги. Удовлетворение прав потребителя есть результат равновесия спроса и предложения на рынке образовательных услуг. Относительно качества образовательных услуг можно сделать аналогичные замечания. Низкое качество образовательных услуг не обеспечит его целевого использования, потому не должно и не будет пользоваться спросом.
     Международный и иностранный спрос на образовательные услуги может быть рассматриваем, как один из параметров качества образовательных услуг. Общие правила взаимодействия, законы конкуренции и принципы ценообразования на рынке платных образовательных услуг те же, что и на любом другом рынке товаров и услуг. Главным для потребителя платных услуг в области образования является соотношение цены и качества , хотя иногда существенное влияние могут оказывать и иные факторы. Поэтому не всегда следует ориентироваться только на предоставление элитных образовательных услуг, что может оказаться не по карману пользователям. При выработке и реализации ведомственной политики в области образования, при определении конкретной тактики учебного заведения необходимо учитывать ожидания потребителя и идти им навстречу. Это становится тем более важным, когда касается межгосударственных отношений и иностранных пользователей услугами российских учебных заведений.
    Защита прав потребителей образовательных услуг не может быть осуществлена в полной мере без предоставления потребителю выбора. Но выбор между исполнителями образовательных услуг не может быть реализован без оценки и мониторинга образовательного процесса. Следовательно, важным инструментом защиты прав потребителя образовательных услуг может служить ведение текущего рейтинга между учебными заведениями на разных образовательных уровнях, а также мониторинг и текущие оценки эффективности образования.
     Потребитель образовательных услуг имеет не только права, но и обязанности, состоящие в том, что должен активно участвовать в образовательном процессе. При неисполнении такого рода обязательств обучение невозможно.
     Образование, как функциональный процесс или организационная процедура, занимает особое место среди информационных межсубъектных контактов. Главным отличием образовательных отношений от иных является требование к активному взаимодействию обучающего и обучаемого. Ни одна из сторон не вправе проявить пассивность, так как в тот же момент обучение остановится. Можно согласиться с мнением ряда специалистов (Сырых В.М. и другие) о том, что образовательные отношения есть особая форма взаимодействия субъектов деятельности. Можно выделить разные категории субъектов образовательных отношений, например: субъекты, предоставляющие образовательные услуги; субъекты, потребляющие образовательные услуги, и субъекты, которые обеспечивают, поддерживают и организуют предоставление или потребление образовательных услуг.
    Меры, применяемые по отношению к недобросовестным исполнителям образовательного процесса по заявлению потребителя (устному или письменному), достаточно суровы, начиная с назначения комиссии для проверки заявления вплоть до отзыва лицензии на право ведения образовательной деятельности.
    Конкретизация понятия потребитель образовательных услуг позволила бы признать за ним право на возмещение убытков в виде упущенной выгоды. А ведь упущенная выгода может быть достаточно велика. Это и потерянное время, это и незаработанные деньги, это и не состоявшееся продвижение по службе. Государство может разработать и предложить правила и условия обеспечения возмещения убытков в виде упущенной выгоды. Приказ Минобразования России от 10.07.2003 2994 Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования , зарегистрированный в Минюсте РФ 13.08.2003 4971, содержит следующее положение: В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по настоящему договору они несут ответственность, предусмотренную гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей, на условиях, установленных этим законодательством . Но таких условий нет. Потому их нужно создать.
_________________________
Российская газета, 2003, 19 августа.
    Наибольшее внимание специалистов-правоведов привлекают договоры о предоставлении образовательных услуг в системы высшего профессионального образования. Но ничуть не менее важными являются договоры о предоставлении образовательных услуг на иных уровнях образования. Даже при бюджетном финансировании процесса обучения стороны, вступившие в образовательные отношения (обучающий и обучаемый) должны точно представлять свои права и обязанности, а также ответственность по взятым на себя обязательствам. Договор возмездного оказания образовательных услуг в системе высшего профессионального образования - это допускаемое законом письменное соглашение образовательного учреждения высшего профессионального образования, студента или слушателя и физического и (или) юридического лица (лиц) об установлении правоотношения, в которое вступают они с целью получения высшего профессионального образования. По договору возмездного оказания образовательных услуг образовательное учреждение (исполнитель) обязуется оказать образовательные услуги обучающемуся, обязанному выполнять учебный план. Для признания договора заключенным надлежащим образом необходимо соответствие воли и волеизъявления сторон. В противном случае договор может быть признан недействительным. Предметом исполнения обязательства исполнителем по договору возмездного оказания образовательных услуг являются образовательные услуги, которые он обязуется оказать обучающемуся, предметом же исполнения обязательства заказчиком являются деньги, которые должны быть своевременно уплачены исполнителю, предметом исполнения обязательства обучающимся являются задания, предусмотренные учебным планом. Обязательство по оказанию образовательных услуг исполняется, как правило, по частям - по учебным годам, состоящим из семестров. Выполнение обучающимся учебной программы по избранной специальности также происходит по частям. Каждый период обучения заканчивается сессией, результаты которой позволяют исполнителю контролировать качество усвоения обучающимися образовательных услуг. Договор обязан учитывать все особенности учебного процесса, его цикличность, непрерывность и эффективность.
    При выработке государственной образовательноё политики необходимо учитывать, что основными пользователями российских образовательных услуг являются страны ближнего зарубежья, а также иные развивающиеся страны, в том числе Индия и Китай. Опыт, накопленный при решении проблем образования в отдалённых районах России, может быть использован как экспортный продукт для иностранных государств с протяжёнными или трудно доступными территориями.
    Необходимо оказывать субсидиарную поддержку государства образовательным учреждениям, участвующим в экспорте образовательных услуг, обеспечивая им кадровую и материально-техническую поддержку.
     Значительную долю экспорта образовательных услуг могла бы реализовывать российская система образования, если бы уделяла больше внимания непрерывному образованию, дополнительному образованию взрослых и иным инновационным для России формам образовательной деятельности.
    Российское законодательство не защищает национальную систему образования от зарубежной экспансии нерезидентов - субъектов образовательной деятельности и зачастую ставит отечественные учебные заведения в неравноправное положение по отношению к иностранным или международным организациям.