Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 11 О законодательных дефинициях в образовании


Интернационализм понятий научной и образовательной деятельности

     Научной и образовательной деятельности во многом свойственна интернациональность. Достижения различных стран и народов в области науки и образования раньше или позже с неизбежностью становятся общечеловеческим достоянием. Поэтому для гармоничного развития законодательства Российской Федерации важно соотносить собственные правила, нормы и принципы с правовой идеологией иных стран и международного сообщества в целом. Основой любого нормативного регулирования является точное соотнесение понятийного аппарата, по возможности, точное, но полное и однозначно понимаемое выделение и определение объектов и субъектов деятельности, способов и средств их взаимодействия. Взаимопроникновение и взаимодействие законодательных норм различных стран возможно только при условии правильного соотнесения определений субъектов и объектов деятельности, в том числе системы стандартизации, используемой странами-партнерами. В соответствии со сказанным, Общероссийский классификатор стандартов (ОКС), входящий в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации, должен соответствовать Международному классификатору стандартов (МКС), утвержденному и рекомендованному к применению в странах-членах ОЭСР. Объектами классификации ОКС являются стандарты и иные нормативные документы.
     Одним из способов точного представления или описания свойств и функций объектов и субъектов правоотношений может служить анализ статистических методов, применяемых в разных странах или в группах стран. В качестве источников таких сведений могут служить методические разработки и руководства, различные аналитические материалы, подготовленные Научной и образовательной деятельности во многом свойственна интернациональность. Достижения различных стран и народов в области науки и образования раньше или позже с неизбежностью становятся общечеловеческим достоянием. Поэтому для гармоничного развития законодательства Российской Федерации важно соотносить собственные правила, нормы и принципы с правовой идеологией иных стран и международного сообщества в целом. Основой любого нормативного регулирования является точное соотнесение понятийного аппарата, по возможности, точное, но полное и однозначно понимаемое выделение и определение объектов и субъектов деятельности, способов и средств их взаимодействия. Взаимопроникновение и взаимодействие законодательных норм различных стран возможно только при условии правильного соотнесения определений субъектов и объектов деятельности.
_________________________
Бердашкевич А.П. О некоторых проблемах правового регулирования в системе образования //В сб.: Проблемы правовых и экономических способов предупреждения минимизации ущерба, возникшего в условиях чрезвычайных ситуаций /Международная конференция. Доклады и тезисы выступлений. - М. ВНИИ ГОЧС. 2000. С. 318-325.
    Одним из подходов к точному представлению или описанию свойств и функций объектов и субъектов правоотношений может служить анализ статистических методов, применяемых в разных странах или в группах стран. В качестве источников таких сведений могут служить методические разработки и руководства, или иные аналитические материалы, подготовленные официальными или общественными представительствами различных стран или групп государств, как например, Организация экономического сотрудничества и развития.
    Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была создана в соответствии с Конвенцией, подписанной в Париже 14 декабря 1960 года. Странами-членами ОЭСР со дня основания являются Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция, Франция, Швейцария, Швеция. Многие другие страны стали членами, вступив в организацию впоследствии: Япония (28 апреля 1964 г.), Финляндия (28 января 1969 г.), Австралия (7 июня 1971 г.), Новая Зеландия (29 мая 1973 г.) и Мексика (18 мая 1994 г.), даже Комиссия Европейских Сообществ принимает участие в работе ОЭСР (Статья 13 Конвенции ОЭСР).
_________________________
The Measurement of Scientific and Technological Activities. Proposed Standard Practice for Surveys of Research and Experimental Development: FRASCATI Manual, 1993.
    В соответствии со статьей 1 указанной Конвенции ОЭСР призвана проводить политику, направленную на: достижение максимального устойчивого экономического роста и занятости, повышение уровня жизни в странах-членах при обеспечении финансовой стабильности и, таким образом, обеспечение вклада в развитие мировой экономики; обеспечение вклада в оздоровление экономического роста в странах-членах, а также в других странах в процессе экономического развития; обеспечение вклада в развитие мировой торговли на многосторонней недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.
_________________________
Принципы корпоративного управления ОЭСР / Орг. экон. сотрудничества и развития. - [Париж], 1999. - 50 с.
    Помимо общих социально-экономических проблем сотрудничества страны-участницы ОЭСР ставят задачу координации научно исследовательских работы и не только в своих странах. В июне 1963 г. в Италии, на вилле Фальконьери в городе Фраскати, под эгидой ОЭСР была организована встреча национальных экспертов по статистике исследований и разработок. Плодом их трудов явилась первая официальная версия стандартной практики для обследований исследований и разработок, более известной под названием Руководство Фраскати . Терминологические трудности не всегда позволяют однозначным образом описать квалифицировать и систематизацию организации научных работ в странах-участницах ОЭСР. В большинстве переводных трудов, изданных под эгидой ОЭСР, употребляется словосочетание исследования и разработки
_________________________
Законодательство в научно-технической сфере в Российской Федерации и в странах Организации экономического содействия и развития  (ОЭСР) / Орг. экон. сотрудничества и развития. - Париж, 1996. OECD (1963), Proposed Standard Practice for Surveys of Research and Development , Directorate for Scientific Affairs, DAS/PD/62.47, Pans.
    За десятилетия, прошедшие после выпуска целого ряда подобных изданий, произошли существенные изменения в международном распределении рынка научных заказов и работ. Теперь уже не только российское научное сообщество, но и органы государственной поддержки и управления Российской Федерации становятся все более заинтересованными в единообразном терминологическом описании научной и образовательной деятельности в стране и вообще инфраструктуры страны. В странах ОЭСР использованы международные принятые определения и составляющих последние версии классификации соответствующих статистических классификаций, принятых ООН, учтены рекомендации ЮНЕСКО и терминология, утвержденная Комиссией Европейских Сообществ. Руководство Фраскати стало стандартом во всех странах мира, чему способствовали различные инициативы ОЭСР, в том числе семинары для европейских стран с переходной экономикой и для стран, не являющихся членами ОЭСР. Распространение и использование на многих уровнях публикаций свидетельствуют о той важности, которая придается количественным аспектам выработки терминологии в системах связанных с этим общих международных статистических стандартов, употребляемой среди стран-участниц ОЭСР.
_________________________
OECD (1981), Proposed Standard Practice for Surveys of Research and Experimental Development: Frascati Manual 1980 , The Measurement of Scientific and Technical Activities Series, Paris; Frascati Manual Supplement, The Measurement of Scientific and Technological . 1990, Activities Series, Paris. COMMISSION OF THE EUROPEAN COMMUNITIES (CEC), International Monetary Fund, Organisation for Economic Co-operation and Development, United Nations, and the World Bank (1994), System of National Accounts 1993. OECD (1976), Proposed Standard Practice for Surveys of Research and Experimental Development: Frascati Manual , The Measurement of Scientific and Technical Activities Series, Paris. Опубликовано на английском и французском языках под следующими заголовками соответственно:The Measurement of Scientific and Technological Activities. Proposed Standard Practice for Surveys of Research and Experimental Development: FRASCATI Manual, 2003/La mesure des activites scientifiques et technologiques, Methode type proposee pour les enquetes sur la recherche et le developpement experimental: Manuel de FRASCAT1, 2003.
    В странах-участницах ОЭСР в состав сектора высшего образования включают все университеты, технические колледжи и другие институты послешкольного образования, независимо от источника финансирования или правового статуса. Он также включает все исследовательские институты, экспериментальные станции и клиники, находящиеся под непосредственным контролем учреждений высшего образования или управляемые ими либо с ними связанные. Этот сектор был выделен ОЭСР и ЮНЕСКО отдельно.
_________________________
Международная стандартная классификация образования (МСКО) ЮНЕСКО /Под научн. ред. С.С.Иванова. - М.: Изд-во Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,1999.
    Главной структурно-организационной составляющей сектора высшего образования во всех странах являются университеты и технические колледжи.
     Сектор включает все заведения, основным видом деятельности которых является обеспечение послешкольного образования (третий уровень), независимо от их правового статуса. Они могут быть корпорациями, квазикорпорациями, принадлежащими государственным учреждениям, бесприбыльными учреждениями, рыночными либо контролируемыми и в основном финансируемыми правительством, или бесприбыльными учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства. Как отмечалось выше, ядро сектора составляют университеты и технические колледжи. Количество единиц в этом секторе возросло в связи с созданием новых университетов и специализированных послешкольных учебных учреждений, а также повышением статуса средних учебных заведений, иногда предоставляющих образовательные услуги как среднего, так и послешкольного уровней. Если такие единицы обеспечивают послешкольное образование в качестве основной деятельности, то они всегда являются частью сектора высшего образования. Если же их основной вид деятельности - предоставление среднего образования или подготовки без отрыва от производства, они должны быть отнесен и к конкретному сектору в соответствии с другими общими правилами (рыночное или нерыночное производство, контролирующий сектор и институциональное финансирование и т.д.).
     Включение университетских больниц и клиник в сектор высшего образования оправдано тем, что они предназначены быть как послешкольными образовательными учреждениями (учебные больницы), так и исследовательскими подразделениями, ассоциированными с высшими учебными заведениями (например, предоставление передовой медицинской помощи в клиниках при университетах).
    Академические медицинские исследования традиционно финансируются из многих источников: общего гранта учреждения (общих университетских фондов); из собственных средств; прямо или косвенно (например, через совет по медицинским исследованиям) из государственных средств или частных фондов. Если все или почти все виды деятельности больницы/медицинского учреждения включают компонент обучения или подготовки кадров, то учреждение в целом должно быть включено в сектор высшего образования. Если же, с другой стороны, лишь несколько клиник/отделений в составе больницы/медицинского учреждения имеют компонент высшего образования, то только эти учебные клиники/отделения должны быть классифицированы как часть сектора высшего образования. Все прочие неучебные клиники/отделения следует относить к соответствующему сектору (корпорации и квазикорпорации, принадлежащие государственным учреждениям, а также рыночные бесприбыльные учреждения - к предпринимательскому сектору; бесприбыльные учреждения, контролируемые и в основном финансируемые правительством, - к государственному сектору; бесприбыльные учреждения, контролируемые и в основном финансируемые бесприбыльными учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, - к бесприбыльному сектору).