Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 15 Об автономных учреждениях в Российской Федерации


Участие в гражданском обороте

     Вовлечение  автономных учреждений в гражданский оборот происходит с учетом того, что автономное учреждение, помимо целевой правоспособности, обладает элементами общей правоспособности.
     При принятии решения о изменении организационно-правовой формы бюджетного учреждения на автономное или создании нового автономного учреждения следует проанализировать все положительные и отрицательные стороны существования такого юридического лица в зависимости от его деятельности, определить возможность получения дополнительных доходов от деятельности учреждения, объем закрепленного за ним имущества, степень контроля за его деятельностью со стороны учредителя. Подобный предварительный анализ позволит выбрать наиболее подходящую организационно-правовую форму и позволит населению пользоваться наиболее широким спектром услуг, предоставляемых таким учреждением.

_________________________
Яговкина В.А. Правовое положение и порядок финансирования автономных учреждений // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2009, N 3

     Департамент государственного регулирования в экономике рассмотрел обращения о применении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд к автономным учреждениям и сообщает свое мнение. В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ Об автономных учреждениях автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также иных сферах. Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

_________________________
Катамадзе А.Т.Об отсутствии оснований для применения автономными учреждениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (Письмо Минэкономразвития РФ от 02.02.2009 N Д05-490)

     Исходя из этого, автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств, не могут выступать государственными или муниципальными заказчиками на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и не подпадают под действие Закона.
    Расходы на развитие учреждения не включают в расчет нормативов затрат на реализацию государственного задания и могут производиться за счет субсидии, выделяемой на реализацию программы развития автономного учреждения, а также за счет иных источников, включая доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

_________________________
Вифлеемский А.Б. Каков порядок утверждения программы развития автономного учреждения? Обязательно ли софинансирование из внебюджетных источников программы развития АУ? // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, 2009, N 4

     Правовой статус автономного учреждения гораздо шире, чем бюджетного, - у него больше полномочий в отношении закрепленного имущества и шире ответственность по обязательствам.
    Следует признать, что специфика конструкции автономного учреждения заключается в ее двойственности. Существуют два идентичных разъяснения проблемы статуса автономных учреждений в бюджетных правоотношениях в письмах от 18 января 2008 г. N Д04-90 и от 18 июня 2008 г. N Д05-2409, подписанных заместителем директора Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации  А.Т. Катамадзе, содержание которых сводится к тому, что, поскольку автономные учреждения прямо не названы в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ получателями бюджетных средств, они не могут быть государственными или муниципальными заказчиками, ибо не подпадают под признаки государственных и муниципальных заказчиков, перечисленные в ст. 4 Федерального закона N 94-ФЗ. автономные учреждения были исключены из перечня участников бюджетного процесса. доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение.

_________________________
Письмо Министерства экономического развития и торговли РФ от 18 января 2008 г. N Д04-90 "По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ" ; Письмо Министерства экономического развития РФ от 18 июня 2008 N Д05-2409 "По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ" Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2117 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"

     Кроме заданий учредителя и своих обязательств автономные учреждения по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях. Автономные  учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе. Управление автономным учреждением осуществляют его органы. Структура, компетенция органов автономных учреждений, порядок их формирования, сроки полномочий и формы деятельности определяются уставом автономных учреждений.

_________________________
Сотникова Л.В. Автономные учреждения: особенности управления, порядок принятия решения // Аудиторские ведомости, 2008, N 11