АВ 2009г. Выпуск 7 Об оплате труда в сфере науки и образования
Идея перехода на новые системы оплаты труда в сфере науки и образования вынашивалась довольно давно. Новая система оплаты труда предполагает, что все источники, за счёт которых выплачивается заработная плата работникам, будут образовывать единый фонд оплаты труда, что является дополнительной гарантией полноценной оплаты труда работников. При этом размер зарплаты работника с введением новой системы может увеличиться в зависимости от результатов и качества его труда, а может остаться на уровне гарантированной её части. Но его оклад не может стать меньше, чем был. Начиная с 1 января 2010 г., объём средств, направляемых учреждением на выплаты стимулирующего характера, должен составить не менее 30% от средств на оплату труда.
Большие полномочия передаются руководителю федерального бюджетного учреждения в вопросах распределения фонда оплаты труда и найма тех специалистов, которые необходимы в данный момент учреждению. Руководитель федерального бюджетного учреждения получает экономическую возможность осуществления своих полномочий по управлению трудовыми ресурсами. То есть, ему теперь не нужно будет наращивать излишнее штатное расписание для увеличения объема средств на оплату труда. Появилась реальная возможность убрать формальное совмещение, когда работники при 8-часовом рабочем дне трудились на нескольких должностях.
Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 583 О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (вместе с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений ) установило, что введение новых систем оплаты труда для работников и гражданского персонала осуществляется:
федеральными государственными органами - в отношении работников этих органов и подведомственных им учреждений;
руководителями учреждений - главных распорядителей средств федерального бюджета - в отношении работников этих учреждений;
федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации - в отношении гражданского персонала.
Установлено, что заработная плата работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), определяемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации. А объем бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций учреждений, воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в части оплаты труда работников и гражданского персонала, предусматриваемый соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, а также объем ассигнований, предусматриваемый в бюджетных сметах подведомственных им учреждений, воинских частей, учреждений и подразделений, могут быть уменьшены только при условии уменьшения объема предоставляемых ими государственных услуг.
Так, две позиции гарантированы Правительством РФ:
_________________________
http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=16675.
Минимальная заработная плата должна быть на уровне минимального размера оплаты труда - 4330 рублей с 1 января 2009 года;
Заработная плата (без учета премий и стимулирующих выплат), устанавливаемая с 1 декабря 2008 года, не может быть меньше заработной платы, получаемой до декабря этого года. При этом повышение с 1 января 2009 года минимального размера оплаты труда до 4330 рублей не будет сопровождаться дополнительным бюджетным ассигнованием.
Положение Об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений , утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 гласит о том, что системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением. Настоящее Положение не распространяется на гражданский персонал воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, а также на работников федеральных государственных органов, система и условия оплаты труда которых устанавливаются в соответствии с пунктами 8 и 9 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. 583.
Системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом:
1. Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
2. Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
3. Государственных гарантий по оплате труда;
4. Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
5. Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
6. Примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета;
7. Рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
8. Мнения представительного органа работников.
Особенность новой системы оплаты труда касается собственно структуры заработной платы. Она будет состоять из трех частей. Прежде всего - оклад, который устанавливается по уровню профессиональной квалификационной группы. Мы считаем это важным, потому что мы хотели уйти от того большого количества ступенек, которые содержала тарифная сетка. Дело в том, что разница между окладами должна быть существенной, она должна стимулировать работника повышать свою квалификацию , - сообщил Газете.Ru заместитель министра образования и науки РФ В.В.Миклушевский. Вторая составляющая заработной платы - это компенсационные выплаты, которые могут быть начислены за внеурочную работу, или северные коэффициенты. Они установлены действующим законодательством. И наконец, самая важная часть, ради которой эта реформа и затевалась - это стимулирующая часть оплаты труда , - заключил В.В.Миклушевский.
_________________________
http://www.gazeta.ru/social/2008/09/18/2839963.shtml.
Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы.
Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 - 30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
Главные распорядители средств федерального бюджета вправе централизовать до 5 процентов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений. Использование централизованных лимитов бюджетных обязательств осуществляется учреждением с учетом исполнения им целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых федеральным государственным органом - главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится это учреждение, по решению указанного органа и в соответствии с разъяснениями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения.
Для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг, учреждение вправе осуществлять привлечение помимо работников, занимающих должности (профессии), предусмотренные штатным расписанием, других работников на условиях срочного трудового договора за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, - также за счет средств государственных внебюджетных фондов).
Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом, начиная с 1 января 2010 года объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.
Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, - также средства государственных внебюджетных фондов), направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера.
Ирина Абанкина, директор Института развития образования ГУ-ВШЭ в интервью Российской газете 16 апреля 2009 года на вопрос о том, как рассчитывается базовая часть, ответила: Она зависит от норматива - затрат на обучение одного ученика в год. Норматив определяется региональными органами власти, в частности, образования и финансов. И поэтому, как вы понимаете, он везде разный. Из норматива высчитывается стоимость ученико-часа. Сейчас она от 1 рубля 80 копеек до 4 рублей 50 копеек. В Якутии, к примеру, 1 рубль 93 копейки. Так вот, в лицее N 23 г.Якутска после того, как зарплаты стали рассчитывать по-новому, заработки некоторых педагогов увеличились с 6 тысяч рублей до 14 тысяч рублей. Но у кого-то зарплата поднялась не так значительно - с 12 тысяч рублей до 15 тысяч рублей. Многое в данном случае зависит от того, сколько учеников в классе. Остальное - коэффициенты и доплаты. Допустим, за высшую категорию учителю начисляют 25%, за то, что преподает, так называемые, приоритетные дисциплины - русский язык, математику, якутский язык, - еще 10% и так далее. Все коэффициенты уже разработаны, но школа может что-то изменить самостоятельно. В Чувашии же не стали привязывать зарплату к ученико-часам. Там базовый оклад зависит от прожиточного минимума в регионе. А надбавки и стимулирующие выплаты в этом случае рассчитываются по общей методике . Стимулирующая надбавка устанавливается на год, полгода или четверть, как в Калининградской области. Она может выплачиваться раз в месяц, квартал, или даже раз в год. Например, Московская область применяла такую практику, и учителя сразу получали 60 тысяч рублей.
_________________________
Абанкина И. Российская газета, 16 апреля 2009 года Егоршева Н., Российская газета , 4 октября 2007 года