Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 3 О совершенствовании системы образования в Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ

     
     На современном этапе развития государства родители все чаще стремятся дать своим детям качественное среднее образование, все больше людей хотят получить профессиональное образование, соответствующее мировым стандартам, что требует определенных изменений в системе современного российского образования. Нельзя не отметить тот факт, что обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения - основа социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе. Учитывая развивающийся финансовый кризис, к выпускникам высших учебных заведений предъявляются особо высокие требования.  Может ли российская система образования дать тот багаж знаний, который будет соответствовать требованиям рынка труда?  Будет ли получение образования доступным для всех слоев общества? Чтобы ответить на эти вопросы нам необходимо рассмотреть те шаги, которые  были  сделаны или которые планируется сделать путем совершенствования системы образования.
    Закон Российской Федерации Об образовании (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г.,  20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.,  13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г.,  10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г.,  6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 21 июля, 1 декабря 2007 г., 24 апреля 2008 г.) провозглашает область образования приоритетной (далее - Закон Об образовании ). Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
К основным общеобразовательным программам относятся:
    1) дошкольного образования;
    2) начального общего образования;
    3) основного общего образования;
    4) среднего (полного) общего образования.
     Основные же профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К основным профессиональным программам относятся:
    1) начального профессионального образования;
    2) среднего профессионального образования;
    3) высшего профессионального образования;
    4) послевузовского профессионального образования.
     В Российской Федерации существуют различные формы получения образования: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Причем допускается сочетание различных форм.  Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.
     Вопросы совершенствования качества профессионального образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям рынков труда, в том числе обеспечение полномасштабного включения российской высшей школы в Болонский процесс, нашли отражение в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, в Комплексе межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года.
    В рамках приоритетного национального проекта Образование осуществляется поддержка вузов, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, создание федеральных университетов и бизнес-школ.
     На национальном уровне система обеспечения качества образования предусматривает:
- пересмотр Государственных образовательных стандартов и их учебно-методического сопровождения с целью приведения содержания и технологий образования в соответствие:
а) требованиям современного общества (переход от передачи "готовых знаний" к формированию компетенций);
б) требованиям социально-экономического развития (преодоление рассогласования с потребностями рынка труда по отраслям и в территориальном разрезе);
в) современному уровню развития соответствующей отрасли и науки.
- формирование эффективных механизмов привлечения институтов гражданского общества (профессиональные и научные сообщества, объединения работодателей и пр.) к вопросам оценки качества образования от разработки стандартов до контроля за результатами;
- полноценные связи профессионального образования с научно-исследовательской и практической деятельностью через развитие эффективных организационных форм (инновационные университеты, базовые кафедры вузов в НИИ, научно-образовательные центры и др.), создание механизмов коммерциализации исследований и разработок (научные парки, центры передачи технологий и пр.);
- совершенствование процедур лицензирования, государственной аккредитации на базе независимой экспертизы, в том числе с привлечением международных организаций и экспертов;
- усиление контроля качества образования в филиалах и негосударственных образовательных учреждениях;
- совершенствование государственной аттестации научно-педагогических кадров;
- разработка стандарта учебно-материальной базы, регламентирующего необходимые и достаточные материально-технические нормы;
- создание внутренних механизмов контроля качества в образовательных учреждениях.
     Создание новых национальных университетов позволит выработать модель перспективного российского университета для распространения на другие регионы. В университетах будут внедрены новые системы управления, а сами вузы станут центрами инновационно-технологического развития и подготовки кадров мирового уровня. Предполагается, что в течение 5-6 лет высшие учебные заведения новой модели войдут в число десяти ведущих вузов России, а к 2020 году - в число ста лучших университетов мира.

*