АВ 2004г. Выпуск 7 О новой концепции Федерального закона О науке и государственной научно-технической политике
Комментарий к статье 12 Управление и самоуправление научной деятельностью
Статья о самоуправлении является концептуальной, т.к. самоуправление это главная черта, отличающая научное сообщество и научную организацию.
1. Управление научной и деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.
2. Органы государственной власти и субъекты научной деятельности в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной деятельности, разработку и реализацию научных программ, развитие форм интеграции науки, образования и производства, реализацию достижений науки и техники.
3. Управление научной деятельностью осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.
Органы государственной власти, учреждающие научные организации:
утверждают уставы государственных научных организаций;
осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества;
осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
4. Самоуправление обеспечивается посредством наличия коллегиальных органов управления деятельностью научных организаций, реализуемое путем:
участия персонала в выборе руководителя и руководящих органов научной организации;
придания коллегиальным избираемым органам управляющих функций;
проведения открытых конкурсов на замещение всех должностей научных работников;
экспертизы научных результатов;
возможности личного выступления каждого научного работника в печати;
введения института защиты научных диссертаций;
публичного обсуждения присвоения научных степеней, премий и званий.
5. Ученые советы научных организаций разрабатывают и утверждают планы научных работ и развития научных организаций в условиях гласности, исходя из общественных нужд и потребностей, объема бюджетного финансирования, профиля научной организации, профессиональных и экономических интересов.