Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 7 О новой концепции Федерального закона О науке и государственной научно-технической политике


Комментарий к статье 14 Полномочия органов государственной власти

     Данная статья основана на нормах публичного права Российской Федерации.

Статья 14. Полномочия органов государственной власти

1. К ведению органов государственной власти Российской Федерации относятся:
    разработка и проведение единой государственной научно-технической политики;
    выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Российской Федерации;
    формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ;
    финансирование научной деятельности за счет средств федерального бюджета;
    установление системы экономических и иных льгот в целях стимулирования научной деятельности и использование ее результатов;
    содействие развитию научной деятельности субъектов Российской Федерации;
    управление подведомственными научными организациями, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
    реализация обязательств по международным договорам Российской Федерации;
    охрана прав на объекты интеллектуальной собственности;
    формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела;
    установление государственной системы аттестации научных работников.
    Правительство Российской Федерации определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области формирования и реализации единой государственной научно-технической политики, утверждает федеральные программы по приоритетным направлениям развития науки и техники.
    Формирование и практическое осуществление государственной научно-технической политики гражданского назначения обеспечивают уполномоченный орган федеральной власти совместно с академиями наук, имеющими государственный статус.
    Формирование и практическое осуществление государственной политики поддержки приоритетных направлений оборонной промышленности и связанных с ними науки и образования обеспечивают органы исполнительной власти, ведущие государственные оборонные заказы.
    2. К совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся общие проблемы науки, в частности:
    формирование экономического механизма осуществления государственной научно-технической политики;
    организация научно-технического прогнозирования;
    размещение объектов научно-технического потенциала и создание инфраструктуры для научной деятельности;
    формирование рынков научной продукции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
    формирование научно-технической базы научных организаций;
    разработка и реализация мер по социальной защите и материальному обеспечению научных работников;
    формирование совместных фондов научного и технологического развития;
    международные научные связи.
    3. К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:
    участие в выработке и реализации государственной научно-технической политики;
    определение приоритетных направлений развития науки и техники в субъектах Российской Федерации;
    формирование научных программ субъектов Российской Федерации;
    финансирование научной деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
    формирование органов управления в области научной деятельности субъектов Российской Федерации;
    управление подведомственными научными организациями, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
    контроль за деятельностью научных организаций по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
    создание условий для эффективного использования имеющихся материальных и информационных ресурсов;
    формирование межрегиональных и региональных фондов научного и технологического развития;
    осуществление иных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
    4. По вопросам совместного ведения органы государственной власти Российской Федерации при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации в форме:
    подготовки совместных предложений о совершенствовании организационно-экономического механизма научной деятельности;
    участия представителей соответствующих органов государственной власти в составах научных и координационных советов по проблемам науки и техники, комиссий, экспертных и рабочих групп;
    взаимной передачи отдельных полномочий по координации научной деятельности;
    подготовки и реализации совместных мер по содержанию и развитию научных организаций.
    5. Правительство Российской Федерации вправе выделять субвенции, субсидии или трансферты организациям и гражданам Российской Федерации, а также определять порядок их предоставления для проведения, организационно-технического обеспечения или авторского сопровождения конкретных научных исследований, в том числе на: затраты по приобретению научного оборудования, реактивов или материалов; затраты, непосредственно связанные с участием и выступлением на научных всероссийских или международных съездах, выставках, семинарах или симпозиумах, а также затраты на подготовку научных сообщений или заявок на патенты.

    6. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок ведения систем государственной регистрации, государственной аттестации, государственной аккредитации и иных систем в области науки
     Органы государственной власти, уполномоченные на исполнение функций указанных систем вправе затребовать у обладателей необходимую информацию.