Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 27 О налоговом законодательстве РФ по отношению к образованию и науке (Часть 1)


 

Постановление Пленума ВАС от 28 февраля 2001 г. N 5

Постановление Пленума Высшего арбитражного суда от 28 февраля 2001 г. N 5 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15. В силу пункта 1 статьи 56 Кодекса льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В связи с этим впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
2.     

Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются настоящим Кодексом.
Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с настоящим Кодексом.
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Права граждан на образование и на занятие научной деятельностью прямо установлены Конституцией Российской Федерации. Если налоги послужат препятствием для работы в области образования и науки, то такие налоги должны быть признаны незаконными.
Законодатель не делает различий между налогом и сбором . Следовательно, сборы тоже есть предмет налогового законодательства. ВАС по отношению к таможне, считает иначе: 2. При рассмотрении споров, возникающих в связи с взиманием таможенных платежей, судам следует учитывать, что на основании части второй статьи Кодекса соответствующие правоотношения регулируются Таможенным кодексом Российской Федерации. (Пленум ВАС 5 от 28.02.2002)

Конституционные права граждан на образование и науку не должно нарушать путем установления высокого налога.
Таможенные сборы имеют прямое отношение к передаче оборудования или приборов в области образования и науки. Не все налоги включены в НКРФ. Нужно в тексте НКРФ сделать оговорку.