Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 12 О законотворчестве в области инновационной деятельности


О государственной инновационной политике

     В Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 года Президент Российской Федерации отметил, что очень многие отечественные предприятия остаются неконкурентоспособными, что сохраняется сырьевая направленность экономики, что Россия проигрывает в конкуренции на мировом рынке, все более и более ориентирующимся на инновационные секторы, на новую экономику - экономику знаний и технологий.
Особенности правового регулирования отношений, связанных с выполнением и использованием результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и иных аналогичных работ, была включены в законодательство СССР на рубеже 50-60 годов*. Под влиянием научно-технического прогресса научно-технические знания все в большей степени превращались в непосредственную производительную силу**. Правовой механизм, который бы учитывал специфику научно-технических знаний как особого продукта духовного производства, был постепенно создан в результате принятия ряда подзаконных актов***. Научно-техническая продукция стала рассматриваться как особый объект интеллектуальной собственности, который на договорных началах, в том числе на основе договорных цен, мог передаваться заинтересованным пользователям на условиях, оговоренных самими сторонами.

_________________________
*
Сергеев А.П. Правовая охрана нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности в Российской Федерации  Изд-во С.-Петербургского университета Санкт-Петербург 1996
**Грачев Н. Н., Ломакин О. Е., Шленов Ю. В. Введение в психологию инновационной научно-технической деятельности : Учеб. пособие / Центр Элитарного обучения. - М.: Высш. шк., 1996. - 304 с.
*** Постановления Совета Министров СССР от 6 августа 1958 г. "Об улучшении научно-технической работы в области строительства и промышленности строительных материалов" // СП СССР. 1958. N 14. Ст.110; от 1 апреля 1961 г. "О переводе отраслевых научно-исследовательских и конструкторских организаций на хозяйственный расчет" // СП СССР. 1961. N 7. Ст.54; от 20 февраля 1964 г. "О дальнейшем развитии научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях" // СП СССР. 1964. N 3. Ст.15; от 22 марта 1967 г. "Об изменении порядка планирования затрат на научно-исследовательские работы и о расширении прав руководителей научно-исследовательских учреждений" // СП СССР. 1967. N 9. Ст.50; от 24 сентября 1968 г. "О мероприятиях по повышению эффективности работы научных организаций и ускорению использования в народном хозяйстве достижений науки и техники" // СП СССР. 1968. N 18. Ст.122 и др

      В целом ряде законов многих субъектов Российской Федерации по инновационной тематике даны определения понятиям инновационная деятельность , инновационная политика либо такие понятия введены опосредовано. К таким законам относятся, например: Закон Оренбургской области Об инновационной деятельности в Оренбургской области , принятый 15.06.98, Закон Алтайского края от 09.12.98 О государственной поддержке инновационной деятельности в агропромышленном комплексе Алтайского края , принятый 30.11.98, Закон Владимирской области О научно-технической политике и мерах государственной поддержки научной деятельности инноваций во Владимирской области , принятый 24.03.99, Закон Вологодской области Об осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Вологодской области , принятый 30.10.97. В настоящее время существует более 400 нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в той или иной мере использующих приведенные понятия, но в своем толковании. Это указывает на необходимость объединяющего консолидирующего федерального закона об инновационной деятельности.
    Термин инновационная деятельность не является новым и широко используется в нормативных правовых актах органов государственной власти Российской Федерации. При этом разночтения в понимании и интерпретации этого термина зачастую бывают весьма заметны.
В письме Инновационного Совета при Председателе Совета Министров РСФСР от 19.04.91 за -448 и Министерства финансов РСФСР от 14.05.91 за 16/135В дано следующее определение: Инновационной (внедренческой) считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке . Далее в тексте сказано, что к этой деятельности относится, в частности, совокупность или сочетание следующих направлений научно-технических и посреднических работ: организация экспертиз, внедрение и тиражирование изобретений, ноу-хау , научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, коммерческих обозначений и других произведений, на которые распространяются международно-признанные права, относящиеся к интеллектуальной собственности в сфере науки и техники, а также создание опытных образцов, проведение опытных испытаний, создание и передача новых образцов техники, технологий и научно-технической документации, подготовка производства проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий патентно-лицензионная деятельность. Разъяснения по отнесению конкретных видов деятельности к инновационным при необходимости давались Инновационным советом при Председателе Совета Министров РСФСР по согласованию с Министерством финансов РСФСР. В письме предлагалось руководствоваться данным разъяснением при решении вопросов о предоставлении предусмотренных законом льгот по налогообложению.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.98 за 832 О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы были введены следующие термины: инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. В Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения за технологическими инновациями предприятия (организации), принятой Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 03.08.98 за 80 Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за наукой и инновациями на 1999 год даны более подробные разъяснения, что следует понимать под инновационной деятельностью предприятия. В промышленности различают два типа инноваций: продуктовые инновации и процессные инновации. Продуктовые инновации включают разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт - это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом использовании, либо на использовании результатов исследований и разработок. Технологически усовершенствованный продукт - это существующий продукт, для которого улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность производства путем использования более высокоэффективных компонентов или материалов, частичного изменения одной или более технических подсистем (для комплексной продукции). Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов,  включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но могут предназначаться также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов. Кроме того, в процессные инновации включаются новые или усовершенствованные производственные методы, уже реализованные в производственной практике других предприятий и распространяемые через технологический обмен (беспатентные лицензии, ноу-хау, консультации и т.п.).
     Не относят к технологическим инновациям в промышленности следующие изменения: эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет ввода в производство не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже достаточно известных на рынке сбыта видов продукции (возможно непрофильной), с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов предприятия.
    Услуга считается технологической инновацией, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование значительно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее может охватывать изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или значительно усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства или передачи существующих услуг. Внедрение новых или значительно усовершенствованных услуг, методов их производства (передачи) может осуществляться на основе принципиально новых технологий или новых комбинаций существующих технологий либо на основе новых знаний. При этом технологии могут быть воплощены в новые или усовершенствованные машины, оборудование, программные средства, а новые знания могут быть результатом исследований, приобретения или использования специальной квалификации или навыков.
    Особое значение для законодательной работы имеет определение понятия государственная инновационная политика . Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации установлены предметы ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статьи 73 и 11 Конституции Российской Федерации исключают иное распределение предметов ведения и относят все не указанные в Конституции Российской Федерации виды деятельности к исключительному предмету ведения субъектов Российской Федерации.
      Инновационная деятельность не упомянута в статьях 71 и 72 Конституции Российской Федерации, а, следовательно, должна быть отнесена к предмету ведения субъектов Российской Федерации. Исходя из сделанного вывода, определение государственной инновационной политики, данное через понятие инновационная деятельность , дает основание отнести государственную инновационную политику к предмету исключительного ведения субъектов Российской Федерации. Поэтому определение понятия государственной инновационной политики должно быть изменено в сторону расширения этого понятия, например, как неотъемлемой части государственной политики, направляемой с учетом соответствующих приоритетов, установленных органами государственной власти Российской Федерации, и реализуемая при помощи взаимоувязанных экономических, нормативно-правовых и иных механизмов государственной поддержки. Кроме того, должно быть предусмотрено, что государственная инновационная политика Российской Федерации формируется с учетом предложений субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований Российской Федерации.
      Финансовая поддержка организаций и видов деятельности производится не только путем прямого выделения средств, но и путем налоговых преференций****. Налоговые льготы имеют важнейшее значение для научных организаций России. Например, правовая норма об освобождении от налога на имущество научных организаций приводит к экономии средств по расходам на науку в сумме около 3 млрд. рублей. Аналогичная поправка об освобождении от налога на землю дает увеличение финансирования науки примерно на 5,8 млрд. рублей. Несколько миллиардов рублей каждый год приносит науке поправка в законодательство об освобождении от налога на добавленную стоимость (далее - НДС) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств бюджета и государственных бюджетных и внебюджетных фондов.
    _________________________
**** Геммерлинг Г.А., Ломакин О.Е., Шленов Ю.В.Ваше дело: Практический курс предпринимательства / Центр элитар. обучения. - М.: БИНОМ, 1997. - 410 с. : илл
      Низкая результативность инновационной деятельности в российской промышленности в полной мере иллюстрируется и показателями экспорта инновационной продукции. Удельный вес экспорта инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационных предприятий, сам по себе незначительный, отличается к тому же стойкой тенденцией к понижению - с 4.1% в 1995 г. он упал до 1.5% в 1999 г. Несмотря на то, что подавляющая часть экспортируемой инновационной продукции реализуется в странах дальнего зарубежья, ее объемы настолько малы, что трудно говорить о серьезной конкурентоспособности отечественных инноваций на мировом рынке. Невысокая эффективность инновационной деятельности выражается в низком уровне новизны промышленной продукции. Доля принципиально новой продукции в 1999 г. составила 7.2% общего объема продаж инновационных предприятий. Наиболее высокие показатели зафиксированы в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли (17.8%), мебельной промышленности (17.0%) и машиностроении (14.7%).
        В 1999 году всего 397 предприятий, или 2.4% от общего числа обследованных в сфере услуг, осуществляли разработку и внедрение технологических инноваций. При этом наиболее распространенным видом инновационной деятельности в сфере услуг является закупка программных средств, которую осуществляли около 70% инновационно-активных предприятий этого сектора экономики. Другой популярный вид инновационной деятельности - приобретение машин и оборудования, связанное с реализацией нововведений (59.4% предприятий). Однако доля предприятий, выполняющих исследования и разработки, составила здесь лишь 13.4%.
Объем российского экспорта высокотехнологичной продукции в 1998 г. составил 2.2 млрд. евро, увеличившись на 24.4% по сравнению с 1996 г. Этот прирост был обеспечен за счет более чем двукратного роста экспорта авиакосмической техники.
         По абсолютным объемам экспорта высокотехнологичной продукции Россия более чем вдвое уступает Дании, Греции и Австрии (5.0-5.2 млрд. евро). Разрыв с Кореей и Малайзией достигает примерно 13 раз, Германией и Великобританией - 27, Японией - 38, США - 70 раз.
        Незначительная доля высокотехнологичного экспорта в общем его объеме - 3.4% в 1998 г. - ярко демонстрирует сырьевую ориентацию отечественной экономики и низкую конкурентоспособность российских предприятий на международном рынке наукоемкой продукции. В сравнении с развитыми индустриальными государствами эта величина сопоставима лишь с показателями, достигнутыми в Португалии (3.6%) и Греции (4.2%), тогда как в среднем по странам ЕС она составляет 17.1%, Японии - 24.6%, США - 27.6%.
       Позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции характеризуются ее удельным весом в суммарном экспорте по конкретным товарным группам. Наиболее высокие удельные веса приходятся на неэлектрические машины (1.7%), радиоактивные материалы и иные химические продукты (1.1%), авиакосмическую технику (1%).
        В таком сегменте мирового рынка, как вооружения (в вышеуказанной номенклатуре), российский высокотехнологичный экспорт обеспечивает 0.5%; несколько выше среднего значения его доля также по приборам (0.4%). По средствам телекоммуникаций и фармацевтическим препаратам соответствующие показатели составляют лишь 0.11-0.12%, компьютерам - 0.03%.
       В целом основные различия в структуре российского и мирового высокотехнологичного экспорта сводятся преимущественно к двум параметрам: заметно заниженному удельному весу сегментов, связанных с так называемыми тонкими технологиями (электроника, компьютеры, фармацевтика); повышенной доле тяжелого машиностроения (авиация, турбины и реакторы, вооружения) и радиоактивного сырья в российском экспорте по сравнению с общемировым. Во многом это - отражение прежней многолетней нацеленности отечественной промышленности на военные нужды и ее слабой конкурентоспособности в сфере массового производства продукции, основанной на микроэлектронике, тонкой химии и биотехнологиях*****.
_________________________
*****Гохберг Л.М. Инновационная деятельность в российской экономике. -Состояние и проблемы АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК Совета Федерации специальный выпуск к пятому Петербургскому экономическому форуму ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ 15 (146) стр.91-100
        Важным показателем эффективности использования государственных средств, направленных в науку, является патентно-лицензионная деятельность, проявляющаяся в создании технологий, как коммерческого продукта. В 1993 году на территории Российской Федерации действовало 44321 патентов, в 1994 - 60321, в 1995 - 76186, в 1996 - 109467, в 1997 - 155247, в 1998 - 173081 патентов.
       В 1993 году в Роспатент России было подано 32216 патентных заявок, а выдано новых патентов - 13214; в 1994 году, соответственно, 23081 и 40263; в 1995 году, соответственно, 22202 и 31556; в 1996 году, соответственно, 23211 и 33574; в 1997 году, соответственно, 19992 и 45975; в 1998 году, соответственно, 21362 и 23762.
Общий стоимостной объем экспорта технологий по 401 международному соглашению Российской Федерации в 1998 году составил 728416,1 тысяч рублей. В то же время стоимость импорта технологий по 101 международному соглашению в 1998 году составила 870054,0 тысяч рублей. Из общего объема экспорта технологий в 728416,1 тысяч рублей по секторам деятельности распределение следующее: предпринимательский сектор - 482522,5; государственный сектор - 195766,2 сектор высшего образования - 40667,4; частный бесприбыльный сектор - 9460. Из общего объема импорта технологий в 870054,0 тысяч рублей по секторам деятельности распределение следующее: предпринимательский сектор - 862321,1; государственный сектор - 5527,9; частный бесприбыльный сектор - 1951; сектор высшего образования - 254 тысяч рублей.
         В состав государственного сектора входят организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом, а также бесприбыльные организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством. Предпринимательский сектор включает в себя все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи, в том числе находящиеся в собственности государства; частные бесприбыльные организации, обслуживающие вышеназванные организации. В сектор высшего образования включены университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования и правового статуса, а также находящиеся под их контролем либо ассоциированные с ними научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники. Частный бесприбыльный сектор состоит из частных организаций, не ставящих своей целью получение прибыли (профессиональные общества, общественные организации и т.д.), и частных индивидуальных организаций.
В химической и нефтехимической промышленности (без химико-фармацевтической) объем экспорта технологий составил 163927,8 тысяч рублей; в машиностроении и металлообработке (без производства медицинской техники) - 25575,9; в черной металлургии - 15097,0 тысяч рублей. Структура объема экспорта технологиями, распределенная по странам, имеет следующий вид: США - 442521,7; Франция - 47576,4; Китай - 38997,3; Украина - 27204,7; Германия - 23836,0 тысяч рублей. Еще с пятью странами (Швейцария, Италия, Нидерланды, Республика Корея и Кипр) объем экспорта был от 17000 до 10000 тысяч рублей. Из общего объема торговли технологиями (870054 тысяч рублей) объем импорта технологий в промышленности составил 386015,9 тысяч рублей, в строительстве - 318954,0; в области транспорта и связи - 161856,4. По отраслям деятельности распределение по секторам было следующим: химическая и нефтехимическая промышленность (без химико-фармацевтической промышленности) - 114803,8; черная металлургия - 895760; машиностроение и металлообработка (без производства медицинской техники) - 47346,5 тысяч рублей. Структура импорта технологий, распределенная по странам, несколько иная, чем структура экспорта технологий: США - 176546,2; Болгария - 131250; Германия - 124663,5 Нидерланды - 114721; Израиль - 69163; Кипр - 64890,8; Австрия - 35132,2; Канада - 34276,6; Хорватия - 28330; Великобритания - 27019,7 тысяч рублей.
        Принятый 01 декабря 1999 года Государственной Думой, и одобренный 23 декабря 1999 года Советом Федерации Федерального закона Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике был отклонен Президентом Российской Федерации. После этого подверглась пересмотру сама концепция закона. Вопросы, относящиеся к тематике закона, обсуждались на заседании круглого стола , посвященного инновационной деятельности и государственной инновационной политике, проведенного в Минпромнауки России в апреле 2001 года с участием ведущих специалистов и руководителей профильных министерств и ведомств, а также Федерального Собрания Российской Федерации. В этой связи особо заслуживает внимание позиция выступившего на круглом столе Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации А.А.Котенкова, по мнению которого напрашивается вывод о том, что требуется поменять и дефиниции, и предмет регулирования, и название самого закона . По результатам работы круглого стола создана межведомственной рабочая группа при Правительстве Российской Федерации из представителей министерств и ведомств по разработке проекта федерального закона, получившего теперь новое название О государственной поддержке инновационной деятельности .
        Настоящая работа посвящена анализу основных нормативно-правовых и социально-экономических предпосылок по отношению к проблемам государственного регулирования в области инновационной деятельности. В работе использованы статистические данные, опубликованные в открытой печати различными министерствами, ведомствами и иными организациями, в частности Счетной палатой Российской Федерации, Центром экономической конъюнктуры и иными.