Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 17 Законодательное обеспечение государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса в соответствии с целями и задачами реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации

Введение

     13 мая 2009 года Президент Российской Федерации Д.А.Медведев утвердил своим Указом Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года . Президент отметил, что главную идею Стратегии можно определить как безопасность через развитие . Целью развития является создание ...высокотехнологичного общества с высокотехнологичной же промышленностью, с современным оборонным потенциалом . (http://news.kremlin.ru/transcripts/3529).
    В документе определено, что реструктуризация, оптимизация и развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в среднесрочной перспективе согласовываются с решением задач по всестороннему и своевременному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными видами вооружения и специальной техники . Эта часть Стратегии логичным образом конкретизирована в Основах государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса страны до 2020 года и дальнейшую перспективу также утвержденных Президентом России 1 марта 2010 года. Выступая на итоговом совещании по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса 5 апреля 2010 г. Председатель Правительства РФ В.В.Путин подчеркнул, что   основным приоритетом для нас должна стать коренная модернизация производственной базы оборонно-промышленного комплекса. Новый облик Вооруженных Сил невозможно представить без нового облика самого оборонно-промышленного комплекса. В ближайшее время нам необходимо сделать все, чтобы устранить опасную диспропорцию между технологическими возможностями оборонных предприятий и потребностями Вооруженных Сил . (http://www.government.ru/gov/priorities/docs/10084).
    Очевидно, что  решение современных задач программно-целевого планирования в сфере оборонно-промышленного комплекса должно опираться на четкую и определенную законодательную базу, которая, по мнению экспертного сообщества, также нуждается в совершенствовании.  Об этом шла речь на организованных 3 июня 2010 года Комитетом Государственной Думы по обороне парламентских слушаниях   Законодательное обеспечение государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса в соответствии с целями и задачами реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации . В них приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Совета Безопасности, Военно-промышленной комиссии при Правительстве, федеральных органов исполнительной власти, Счетной палаты, интегрированных структур и государственных корпораций, Российской академии наук, профсоюзов и организаций, деятельность которых непосредственно связана с вопросами оборонно-промышленного комплекса и обеспечением Вооруженных Сил современными комплексами вооружения и военной техники.
     В ходе слушаний  затрагивались  вопросы соответствия нормативной правовой базы задачам повышения научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса и стимулирования выполнения Государственного оборонного заказа, давались оценки возможностей существующей системы программно-целевого планирования обеспечивать решение задач оснащения Вооруженных Сил современными комплексами вооружения в необходимом количестве и стимулировать развитие оборонно-промышленного комплекса. Многие выступающие говорили о проблемах, связанных с налогообложением, таможенными сборами, ценообразованием, кредитной политикой, состоянием и перспективами решения кадровых вопросов.
     В числе главных направлений  развития оборонно-промышленного комплекса участники мероприятия отмечали: совершенствование системы программно-целевого планирования развития, совершенствование организационно-технологической и институциональной структуры, технологическую модернизацию, создание эффективно действующей системы экспорта и импорта высоких технологий и инноваций, развитие кадрового и наращивание интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса.
    По итогам парламентских слушаний были приняты соответствующие рекомендации.