АВ 2009г. Выпуск 12 Актуальные проблемы формирования системы национальной и региональной безопасности
10. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В АЗИИ
_________________________
См.: Дутбаев Н. Региональная безопасность в Азии //Мысль, 2003 // http://www.nomad.su/?a= 5-200307210010.
Благодаря проводимому Президентом нашей страны взвешенному внешнеполитическому курсу Казахстан установил дружественные и взаимовыгодные отношения с соседними и другими государствами мира, по периметру казахстанских границ создан пояс добрососедства и взаимопонимания.
Вместе с тем в ряде сопредельных с нами стран сохраняются конфликты на этнической и межконфессиональной основе, предъявляются взаимные территориальные претензии, существуют сепаратистские и автономистские тенденции, имеются радикально настроенные группировки, стремящиеся к насильственному свержению власти, действуют международные террористы, проявляющие интерес к оружию массового поражения, обостряются споры по вопросам деления трансграничных водных и углеводородных ресурсов, назревают масштабные экологические проблемы. Все это - источники потенциальных угроз национальной безопасности республики. В связи с этим одной из приоритетных задач КНБ, в особенности его разведывательных подразделений, является тщательное и внимательное отслеживание развития ситуации в регионе и выявление угроз суверенному поступательному развитию нашей страны.
Наиболее серьезными "кризисными точками" в нашем окружении можно назвать индо-пакистанское противостояние в Кашмире, войну в Ираке, действия сепаратистов в Чечне, внутриафганский конфликт. Вызывает обеспокоенность неурегулированность вопросов территориального разграничения на Каспии и совместного использования трансграничных водных ресурсов с соседними центральноазиатскими республиками. Хотелось бы сосредоточиться на последних трех наиболее значимых для национальной безопасности нашей страны вопросах.
Угроза дестабилизации ситуации в Афганистане сохраняется. Это связано с тем, что переходное правительство практически не контролирует ситуацию в регионах и власть в провинциях по-прежнему находится в руках полевых командиров и лидеров этнополитических группировок. По этой причине Кабул, располагающий всего лишь тремя тысячами солдат, не может осуществить реального разоружения местных вооруженных формирований, которые, осуществляя передел сфер влияния, периодически ведут боевые действия между собой.
Однако наибольшая опасность исходит от активизировавшихся в последние месяцы на юго-востоке и юге страны отрядов движения "Талибан", "Аль-Каиды" и афганских радикальных исламистов во главе с небезызвестным Гульбеддином Хекматиаром. Они участили вооруженные вылазки против правительственных войск, а также американского военного контингента и международных сил безопасности, дислоцированных в Афганистане, предпринимая ракетные обстрелы военных баз, нападения на посты и патрули, устраивая теракты против функционеров администрации Х. Карзая, иностранных военнослужащих и сотрудников международных организаций.
Лидеры "Талибана" и их союзники, пользуясь всплеском антиамериканских настроений в исламском мире в связи с войной в Ираке, намерены начать новый виток "джихада" в Афганистане. Об этом, в частности, 30 марта в интервью британской радиостанции Би Би Си заявил известный талибский полевой командир Дадулла Ахунд, сославшись на личное указание лидера "Талибана" муллы Омара.
Если в Афганистане начнется новая эскалация гражданской войны, то это, без сомнения, окажет негативное влияние на военно-политическую ситуацию в центральноазиатских странах.
Это связано с тем, что, несмотря на существенные потери в ходе антитеррористической операции в Афганистане, отряды "Исламского движения Узбекистана" (ИДУ), действующего в тесной связке с синьцзянскими сепаратистами из "Исламского движения Восточного Туркестана" (ИДВТ), сохранили свой костяк и теперь дислоцируются в неконтролируемых центральными властями районах Афганистана на юге и юго-востоке страны. В настоящее время лидеры ИДУ и ИДВТ восстанавливают связи со спонсорами из международных террористических организаций и своими сторонниками в других странах, в том числе и государствах Центральной Азии, осуществляют сбор денежных средств и вербовку новых боевиков, готовятся к возобновлению своей террористической деятельности. В частности, в граничащей с Таджикистаном афганской провинции Бадахшан зафиксировано появление нескольких группировок ИДУ, которые, по некоторым данным, готовятся к проникновению в Ошскую область Кыргызстана.
В настоящее время деятельность формирований ИДУ и ИДВТ в определенной мере сдерживается действиями афганских властей и международного контингента по поддержанию безопасности. Однако если в стране опять начнется эскалация военных действий из-за активизации отрядов "Талибана", то руки узбекских и уйгурских экстремистов будут развязаны и они вновь предпримут террористические акции в регионе, в т. ч. в центральноазиатских странах. Ситуация усугубляется наметившимся в последнее время сближением сторонников ИДУ с членами исламской радикальной организации "Хизб ут-Тахрир", имеющей разветвленную сеть подпольных ячеек в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, некоторых областях Казахстана и даже в Синьцзяне, что может многократно усилить позиции религиозных экстремистов, выступающих за создание в Центральной Азии Исламского халифата.
Другим следствием продолжающейся нестабильности в Афганистане является мощный поток наркотиков из этой страны через Центральную Азию в Европу. При этом с разгромом талибов, запретивших выращивание опиумного мака, из-за слабости нынешней центральной власти наркопроизводство в Афганистане резко возросло. В 2002 году на его территории собрано рекордное количество опия-сырца в размере 4,8 тыс. тонн, что позволяет выработать из него примерно 450 тонн героина. В 2003 году ожидается еще больший урожай опиумного мака. Как результат - резко возрос наркотрафик из Афганистана в наш регион. В частности, за три месяца текущего года только российскими пограничниками на афгано-таджикской границе изъято 1100 килограммов различных наркотиков, что в 4,5 раза превышает показатели за аналогичный период 2002 года.
По пути следования в Европу и США часть афганских наркотиков оседает в центральноазиатских государствах, в том числе и в нашей стране. Как результат - резко возросло число наркозависимых казахстанцев. Только по официальной статистике, количество состоящих на учете наркоманов составляет более 47 тысяч, из которых около 5 тысяч - женшины, почти 2 тысячи - несовершеннолетние. Однако специалисты утверждают, что в действительности их на порядок больше.
На сегодняшний день межгосударственные связи в Центральной Азии характеризуются достаточно высоким уровнем доверительности. Государства региона активно развивают сотрудничество на двусторонней и многосторонней основах. В то же время их отношения отягощены неурегулированностью проблем территориального разграничения и совместного использования ресурсов трансграничных рек, что, несмотря на принимаемые властями меры, нередко вызывает межэтнические конфликты на приграничных территориях.
Так, в ноябре 2002 года в одном из приграничных районов Баткенской области Кыргызской Республики (КР) произошли столкновения кыргызской и таджикской молодежи, в результате которых пострадали местные жители и разрушено несколько домов. Ранее, во время празднования Дня независимости КР, подобные инциденты между кыргызами и узбеками имели место в городах Джалал-Абад и Ош. В ходе беспорядков появились призывы к "высылке всех узбеков из Кыргызстана". В свою очередь межнациональная напряженность провоцирует сепаратистские настроения среди этнических узбеков, проживающих в Джалал-Абадской и Ошской областях Кыргызстана.
Складывающуюся ситуацию усугубляют сложные проблемы организации совместного использования водных ресурсов. Несмотря на активную работу государственных органов центрально- азиатских государств в этом направлении, по-прежнему сохраняется вероятность возникновения конфликтов между жителями приграничных районов по поводу раздела поливной воды, чему в значительной степени способствуют наблюдающиеся в последние годы продолжительные засухи и нарастающая перенаселенность зон поливного земледелия в Центральной Азии.
Вполне возможно, что радикальные исламисты будут паразитировать на этих "болевых проблемах" взаимоотношений государств Центральной Азии, пытаясь обострить их, с тем, чтобы вызвать ухудшение межгосударственных отношений и тем самым дестабилизировать ситуацию в регионе. Об этом косвенно свидетельствует то, что центральноазиатский штаб "Хизб ут-Тахрир" перебазировался из Узбекистана в характеризующиеся межэтнической напряженностью Ошскую и Джалал-Абадскую области Кыргызской Республики.
Неоднозначной с точки зрения обеспечения национальной безопасности остается ситуация в Каспийском регионе, которая характеризуется наращиванием военных потенциалов прикаспийских государств при нерешенности проблемы территориального разграничения этих стран на Каспии.
Российские власти усилили Каспийскую флотилию новыми боевыми кораблями, самолетами-амфибиями и патрульными вертолетами морского базирования. Укрепляются военно-морские базы в Махачкале, Каспийске и Астрахани. В морские пограничные бригады, осуществляющие охрану рубежей РФ в акватории Каспия, поступают современные быстроходные катера, вооруженные противокорабельными ракетами.
Иран прилагает значительные усилия по совершенствованию системы военного управления, перевооружению армии, авиации и сил морского базирования. Наряду с развитием военно-технического сотрудничества с Россией и закупками военной техники Тегеран начал создавать военно-морские силы быстрого развертывания.
Меры по усилению морских пограничных частей принимает и Азербайджан. В рамках азербайджано-турецкого договора активно развиваются программы военно-технического сотрудничества с перспективой совместного производства отдельных видов военной техники и вооружений. В Бакинском военно-морском училище приступают к подготовке морских пограничников, в том числе специалистов-подводников.
Туркменистан также усиливает свои военно-морские части на Каспии и модернизирует боевую авиацию. Ашхабад планирует подписать с Москвой стратегическую программу партнерства по дополнительным поставкам военной техники. На украинских оборонных предприятиях размещен заказ на строительство двадцати пограничных катеров.
На мой взгляд, повышение военной активности прикаспийских государств по охране своих рубежей на Каспии, деятельности нефтяных компаний на шельфе и защите морских природных ресурсов, при отсутствии четко обозначенных государственных границ и неопределенности правового статуса Каспийского моря, создает опасность вооруженных инцидентов между ними, Уже имеется прецедент применения Ираном в 2001 году своих военно-морских сил для оказания психологического давления на Азербайджан с целью прекращения им работ на оспариваемых двумя государствами морских нефтяных месторождениях.
Для своевременного выявления и предупреждения вышеназванных и других потенциальных угроз национальной безопасности нашей страны необходимо целенаправленно сосредоточить внимание на развитии событий в сопредельных государствах, политике ведущих держав мира и крупных транснациональных компаний в Центральноазиатском регионе, на деятельности международных террористических организаций и крупных преступных формирований, занимающихся наркобизнесом и другими видами трансграничной преступности. Это позволяет органам КНБ заблаговременно определять "критические проблемы", информировать о них Президента и правительство страны, принимать меры по своевременной локализации источников угроз безопасности нашей республики.
Важным резервом в деятельности органов КНБ по обеспечению внешней безопасности Казахстана является активное сотрудничество с зарубежными спецслужбами на двусторонней и многосторонней основах, в том числе в рамках Шанхайской организации сотрудничества, Антитеррористического центра СНГ в Москве и Региональной антитеррористической структуры, которая к концу 2003 года начнет свою работу в кыргызской столице. Здесь Комитет исходит из того, что безопасность республики тесно увязана со стабильностью в ближайшем окружении и ведущих государствах мира. Об этом емко сказано в книге главы государства Н. Назарбаева "Критическое десятилетие": "Национальная безопасность Казахстана должна быть тесно связана с безопасностью Центральноазиатского региона. Безопасность Центральноазиатского региона следует рассматривать как составляющую безопасности Центральной Евразии. Центрально-Евроазиатский регион должен быть частью евроазиатской безопасности, являющейся частью глобальной системы безопасности. В этой связи необходимо создание так называемых "поясов безопасности" по всем азимутам потенциальных угроз и вызовов".
Этим и объясняются активные меры контрразведывательных подразделений КНБ по оказанию помощи зарубежным государствам в розыске террористов, совершивших преступления на их территориях. По запросам иностранных спецслужб и в ходе повседневного поиска органами КНБ выявлено и задержано несколько членов различных террористических организаций, совершивших преступления в России, Китае и Узбекистане. Все они переданы спецслужбам соответствующих государств.
Свою повседневную деятельность по обеспечению безопасности страны мы осуществляем не только в тесном контакте с другими государственными органами РК, но и опираясь на поддержку рядовых граждан. Важную роль в осознании всеми казахстанцами того, что обеспечение национальной безопасности в современных условиях является делом каждого, должны бы сыграть и отечественные средства массовой информации. На мой взгляд, СМИ могут сегодня активно разъяснять нашим соотечественникам, что противодействие международному терроризму, религиозному экстремизму и наркобизнесу является не только задачей спецслужб, но и широких слоев общественности, поскольку они несут угрозу безопасности как государству, обществу, так и каждому человеку.
_________________________
Автор статьи - Куделев В.В. //См.: http://www.nomad.su/?a=5-200307210010