Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 10 Актуальные вопросы военного управления и строительства


 Землина О.М.*
_________________________
* Землина Ольга Михайловна - старший преподаватель кафедры военной администрации,
     административного и финансового права Военного университета, кандидат юридических наук
    
Актуальные вопросы ответственности военных организаций и их должностных лиц за нарушение бюджетного законодательства

     
     Одной из важнейших функций государства во все времена являлось обеспечение потребностей обороны посредством организации сбалансированного и эффективного распределения и перераспределения финансовых ресурсов в целях удовлетворения нужд Вооруженных Сил на уровне необходимом и достаточном для поддержания их боеспособности и обеспечения военной безопасности государства в целом. При этом государство вполне обоснованно проявляло заинтересованность в привлечении дополнительных источников финансирования военных расходов. В связи с этим обстоятельством в процессе военно-финансовой деятельности традиционно осуществляются меры, направленные на формирование у участников финансовой деятельности в Вооруженных Силах позитивных либо негативных установок в интересах повышения эффективности их деятельности в целях финансового обеспечения потребностей обороны. Самое существенное значение для решения указанной задачи имеет совокупность применяемых для правовой охраны военно-бюджетных отношений юридических средств. В связи с изложенным вопросы ответственности  военных организаций и их должностных лиц за нарушения бюджетного законодательства имеют особое теоретическое и практическое значение.
    С 1 января 2008 года вступила в силу новая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). По сути, это новый Кодекс, поскольку изменения, внесенные Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. 63-ФЗ, настолько существенны, что позволяют утверждать о формировании не столько измененной, сколько кардинально реформированной системы норм, обеспечивающих правовое регулирование бюджетных отношений в современной России. Речь идет даже не о формальных моментах, хотя в результате внесенных изменений из БК РФ исключено 99 статей, включено новых 57, при этом, например, из главы второй исключены все 22 статьи. Значительно важнее то, что Кодекс претерпел более чем значительные содержательные изменения, которые коснулись принципов бюджетного устройства России, стадий бюджетного процесса, порядка осуществления бюджетных процедур и т. д. В том числе, внесены изменения и в часть четвертую БК РФ Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ , результаты анализа которых применительно к таким субъектам, как военные организации, и предполагается представить в данной статье.
    Анализируя основания и порядок привлечения военных организаций и их должностных лиц к ответственности за нарушения бюджетного законодательства, следует сразу же оговориться о том, что именно БК РФ в основном и регламентируются отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования централизованных фондов денежных средств государства. Согласно ст. 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, а также в процессе исполнения бюджетов и контроля за их исполнением.
    Следует отметить, что понятие нарушения бюджетного законодательства, являющегося основанием привлечения к финансовой ответственности, содержится в ст. 281 БК РФ, согласно которой неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения .
     В преамбуле БК РФ утверждается, что в данном нормативно-правовом акте определены основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства . Далее, в п. 2 ст. 1 БК РФ указано: Настоящий Кодекс устанавливает+ правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации . Часть четвертая Кодекса полностью посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
    Финансово-правовая ответственность по бюджетному законодательству представляет собой определенные законодательными актами неблагоприятные материальные последствия, которые обязан претерпеть нарушитель бюджетного законодательства. Эти последствия выражаются во взыскании либо неполучении соответствующих сумм. Отмечается, что основанием для привлечения к бюджетной ответственности является нарушение бюджетного законодательства (бюджетное правонарушение).
_________________________
См.: Кучеров И.И. Бюджетное право России / Курс лекций. - М., 2002. - С. 285.

    Однако БК РФ не содержит понятия бюджетное правонарушение . Данный термин подменен понятием нарушение бюджетного законодательства , что не является одним и тем же и не позволяет контрольным и правоохранительным органам устанавливать в выявленном противоправном деянии состав правонарушения и, следовательно, привлекать к ответственности на законных основаниях.
    Такое решение законодателя, видимо, объясняется тем, что до последнего времени российская правовая система не знала иных видов юридической ответственности, кроме традиционных: гражданской, дисциплинарной, административной и уголовной. Меры ответственности за нарушения норм большинства отраслей законодательства, если только по своей тяжести они не влекли уголовную ответственность, включались в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее также - КоАП РФ). Этими же причинами было обусловлено и исключение из текста статей рассматриваемой части БК РФ указаний о конкретном размере штрафов за бюджетные правонарушения. В статьях БК РФ установлены лишь меры государственного принуждения, применяемые за то или иное нарушение бюджетного законодательства, конкретный же размер штрафов, равно как и порядок их применения, должны определяться КоАП РФ.
    Ответственность за нарушение бюджетного законодательства выражается не только в применении мер принуждения, предусмотренных БК РФ. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства, содержащего признаки административного правонарушения либо состава преступления, предусматривается соответственно законодательством об административных правонарушениях либо Уголовным кодексом РФ (далее также - УК РФ). Так, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ (административная ответственность - ст. 15.14 КоАП РФ), изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению (финансово-правовая ответственность - ст. 289 БК РФ), а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные УК РФ (уголовная ответственность - ст. 285.1 УК РФ).
_________________________
Введена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. 162-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации .

    Статья 283 БК РФ устанавливает основания для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
    Сопоставляя и анализируя ст. 283 БК РФ и нормы Бюджетного кодекса, устанавливающие отдельные виды бюджетных правонарушений, можно констатировать их несовершенство. Так, в единый перечень правонарушений, содержащийся в ст. 283 БК РФ, не включены бюджетные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 290, 291, 298-302 Кодекса. Соответственно, не являются основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства следующие, имеющие существенное значение для обеспечения законности финансовой деятельности в Вооруженных Силах деяния: осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка (ст. 301 БК РФ); нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо на передачу их в доверительное управление (ст. 302 БК РФ).
    Наибольшую сложность при рассмотрении и применении соответствующих видов ответственности вызывают меры административной и бюджетной ответственности. Прежде всего, это связано с тем, что и административная, и бюджетная ответственность представляют собой определенные виды денежных взысканий. Субъектом бюджетной ответственности является только хозяйствующий субъект, допустивший нарушение законодательства. В отличие от административной ответственности меры бюджетной ответственности не могут быть применены одновременно к юридическому и к виновному должностному лицу.
    В то же время законодательством предусмотрена возможность наложения на правонарушителя одновременно мер административной и бюджетной ответственности. Например, БК РФ в ряде статей (например, в ст. 289-303) предусматривает возможность наложения административного штрафа. При этом в редакции БК РФ, действовавшей до 1 января 2008 г. указывалось, что этот вид ответственности наступает в соответствии с КоАП РСФСР, что вызывало вполне естественное недоумение.
    С внесением Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. 63-ФЗ изменений, вступивших в силу с 1 января 2008 г., ситуация приобрела и вовсе удивительный характер. Дело в том, что в новой редакции санкции статей БК РФ, в которых устанавливаются нарушения бюджетного законодательства и ответственность за их совершение (ст. 289-306 БК РФ), содержат отсылку к Кодексу об административных правонарушениях. Однако в силу внесенных изменений в четырех статьях БК РФ (ст. 289, 290, 291, 301) содержится отсылка к КоАП РФ, а в остальных 14 случаях (ст. 292, 293, 294, 295, 296, 297, 298, 299, 300, 302, 303, 304, 305, 306) законодатель продолжает отсылать нас к КоАП РСФСР.
    Объяснить это можно только тем обстоятельством, что КоАП РФ содержит лишь несколько статей, устанавливающих административную ответственность за правонарушения в бюджетной сфере. Это статьи 15.14, 15.15, 15.16, 15.8 КоАП РФ. Перечисленные статьи дублируются статьями Бюджетного кодекса РФ (ст. 289-291, 304). Кроме этого, статья 19.7 КоАП РФ Непредставление сведений (информации) описывает правонарушения, предусмотренные в ст. 292 Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, и их исполнения и контроля за их исполнением и ст. 294 Несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателя бюджетных средств БК РФ. Оставшиеся виды нарушений бюджетного законодательства, предусмотренные статьями 293, 295-303, 305, 306 БК РФ, не названы в КоАП РФ, хотя данные статьи предусматривают наложение административных штрафов.
    Таким образом, напрашивается вывод, что нормы бюджетного законодательства, заложенные в БК РФ, не согласованы с нормами КоАП РФ. Данное несоответствие приводит к тому, что при совершении правонарушений, предусмотренных статьями 293, 295-303, 305, 306 БК РФ, невозможно применить предусмотренную в них меру ответственности - штраф на руководителей военных учреждений.
    По нашему мнению, выходом из сложившейся ситуации может стать существенная переработка части четвертой БК РФ, посвященной ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, в целях обеспечения прямой реализации ее норм.