АВ 2007г. Выпуск 2 Состояние и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (службу), и членов их семей
ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ
Состояние и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (службу),
и членов их семей
7 июня 2007 г.
Рассмотрев состояние, проблемы и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (службу), и членов их семей участники парламентских слушаний отмечают.
1. Часть первая статьи 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Часть первая статьи 39 гарантирует каждому гражданину России социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
Гарантируемое Конституцией Российской Федерации и устанавливаемое законами пенсионное обеспечение является одним из важных видов социального обеспечения граждан.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, установлен Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года 4468-1 (далее - Закон).
Правовые нормы, обеспечивающие исполнение положений Закона, установлены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
2. Вместе с тем, отдельные положения Закона имеют признаки дискриминации лиц, уволенных с военной службы, в вопросах пенсионного обеспечения по признаку их профессиональной принадлежности, а именно:
минимальные размеры пенсий лицам, уволенным с военной службы, а также надбавки и повышения к пенсиям, предусмотренные Законом, определяются исходя из минимального размера пенсии по старости, в то время как лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом О трудовых пенсиях в Российской Федерации , трудовые пенсии исчисляются исходя из базовой ее части;
лицам, уволенным с военной службы, не выплачивается вторая пенсия по случаю потери кормильца;
лицам, уволенным с военной службы, - участникам Великой Отечественной войны выплата пенсии по инвалидности не предусмотрена.
Указанным гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", не выплачивается вторая пенсия по инвалидности.
Кроме того, с октября 2003 года по 31 декабря 2005 года пенсии за выслугу лет, по случаю потери кормильца и инвалидности, установленные Законом, не индексировались.
Правительством Российской Федерации не исполнены решения Конституционного Суда Российской Федерации в части:
выработки в срок не позднее 1 января 2007 года правового механизма, гарантирующего выплату работающим по трудовому договору гражданам, уволенным с военной службы, военной пенсии страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации;
исчисления пенсий гражданам, уволенным с военной службы, с учетом стоимости продовольственного пайка, а не размера денежной компенсации за него;
определения стоимости продовольственного пайка в нормативном правовом акте.
В этой связи участники парламентских слушаний констатируют, что в Российской Федерации не завершено создание нормативной правовой базы, обеспечивающей гарантированное исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации, законодательно не установлены меры ответственности федеральных органов государственной власти и должностных лиц за их неисполнение.
3. В последние годы среди военных пенсионеров, инвалидов вследствие военной травмы и их семей существенно обострились проблемы правового положения, материального обеспечения и социальной защиты.
Доля денежного довольствия, из которого исчисляется пенсия от общего денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, снизилась на момент увольнения по выслуге лет с 80 % в 1985-1990 годах до 40 % в 1995-2000 годах, и до 30 % в 2006 году. Соответственно уменьшалась и размер пенсии от денежного довольствия военнослужащих. В 2007 году он составил примерно 25 %.
Средний размер пенсий составляет: за выслугу лет - 6 162 рубля; по инвалидности, если инвалидность наступила в период прохождения военной службы - 3 607 рублей; пенсия по потере кормильца, если смерть наступила при исполнении обязанностей военной службы - 2 772 рубля.
В связи с этим объем совокупных текущих денежных доходов у данной категории граждан не превышает, а, в некоторых случаях, ниже регионального прожиточного минимума. Рост цен в сфере розничной торговли и услуг еще более усугубляют проблему материального обеспечения военных пенсионеров и их семей.
В этих условиях приобретают все более массовый характер действия по подаче судебных исков к Министерству обороны Российской Федерации, в том числе и в Страгсбурский Суд. В ряде регионов уже прошли, и не исключены на будущее, массовые стихийные и организованные ветеранскими организациями протестные акции военных пенсионеров.
Такая ситуация отрицательно сказывается на престиже военной службы, доверии военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей к государственным органам власти, а также международному авторитету России в области прав и свобод человека.
4. По мнению участников парламентских слушаний, необходимо принятие дополнительных, конкретных и неотложных мер в области пенсионного обеспечения, которые позволят оказать заметное воздействие на повышение качества жизни такой многочисленной категории населения, как граждане, уволенные с военной службы, их семьи, члены семей погибших при исполнении воинского долга военнослужащих. Среди них:
принятие мер по унификации содержания денежного довольствия военнослужащих, применяемого для исчисления пенсий гражданам, уволенным с военной службы;
выработка реальных правовых механизмов реализации законодательно установленного порядка индексации пенсий;
увеличение пенсионных выплат за счет включения в денежное довольствие для исчисления пенсий стоимости продовольственного пайка, а не суммы денежной компенсации за него, или принятие других решений обеспечивающих адекватный размер пенсии;
установление пенсий за выслугу лет в размере второй пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации для соответствующих категорий пенсионеров;
установление минимального размера пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца в размерах базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом О трудовых пенсиях в Российской Федерации для соответствующих категорий пенсионеров;
выработка механизма выплаты военным пенсионерам, которые после увольнения с военной службы продолжили трудовую деятельность и уплачивали страховые взносы право на получение трудовой пенсии по старости с сохранением права на пенсию за выслугу лет;
предоставление права на получение двух пенсий (надбавки к пенсии) лицам, уволенным с военной службы, награжденным знаком Жителю блокадного Ленинграда .
Участники парламентских слушаний рекомендуют:
Государственной Думе (Комитету по обороне, Комитету по делам ветеранов, Комитету по труду и социальной политике) совместно с представителями Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Главной военной прокуратуры, Общественной палаты Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в период осенней сессии работы Государственной Думы подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и членов их семей;
внести изменения в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года 4468-1 О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей в части предоставления военным пенсионерам, награжденным знаком Жителю блокадного Ленинграда , права на получение двух пенсий (надбавки к пенсии).
Правительству Российской Федерации:
проинформировать Государственную Думу о порядке и сроках реализации определения Конституционного Суда от 11 мая 2006 г. 187-О, а также реализации поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина, которое было им дано Министру финансов Российской Федерации А.Л.Кудрину 6 августа 2006 года в части решения проблемы продовольственного пайка и денежной компенсации за него;
до 1 июля 2007 года внести в Государственную Думу подготовленный в соответствии поручением Правительства Российской Федерации от 20 января 2006 г. СИ-П4-154 федеральными органами исполнительной власти проект федерального закона О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения ;
разработать предложения для внесения изменений в части совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих и пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;
Верховному Суду Российской Федерации:
рассмотреть на Пленуме Верховного Суда Российской Федерации судебную практику по делам о пересмотре пенсий военным пенсионерам за период с 1 января 1995 года по 28 февраля 1998 года в связи с увеличением военнослужащим денежных окладов по воинской должности на 25 процентов;
Генеральному прокурору Российской Федерации:
в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав граждан, уволенных с военной службы, на пенсионное обеспечение, установленное Конституцией Российской Федерации и законами, осуществить меры прокурорского реагирования в отношении противоправных действий федеральных органов исполнительной власти, организующих работу по пенсионному обеспечению.
Рекомендации парламентских слушаний направить Президенту Российской Федерации, в комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, в федеральные органы исполнительной власти и другие организации, представители которых принимали участие в парламентских слушаниях.