Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 44 Сущность коррупции. Условия возникновения и последствия (часть I)


Исторический экскурс

     История коррупции не уступает по древности известной нам истории человеческой цивилизации, где бы она ни творилась - в Египте, Риме или Иудее. Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.
     К временам Алексея Михайловича Романова относится практически единственный народный бунт антикоррупционной (с точностью до используемой в те времена терминологии) направленности. Он произошел в Москве в 1648 г. : часть города сгорела вместе с немалым количеством мирных жителей,  но царем были отданы на растерзание толпе два коррумпированных "министра" - глава Земского приказа Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов.
    При Петре Великом расцветали и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерен эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. А потом, через три года, четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова - того, кто изобличил Гагарина.
    На протяжении всего царствования дома Романовых коррупция оставалась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве "агента влияния") - двенадцать тысяч в той же валюте.
    Смена государственного строя и формы правления в октябре 1917 г. не отменила коррупцию как явление.
    Декрет СНК "О взяточничестве " от 8 мая 1918 г. стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). В этом декрете покушение на получение или дачу взятки приравнивалось к совершенному преступлению и реализовывался  классовый подход: если взяткодатель принадлежал к имущему классу и стремился сохранить свои привилегии, то он приговаривался "к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам", а все имущество подлежало конфискации.
    История борьбы Советской власти с коррупцией характеризуется несколькими интересными и важными чертами.
    Во-первых, власти не признавали слово "коррупция", позволив ввести его в употребление лишь в конце 80-х годов. Вместо него использовались термины "взяточничество", "злоупотребление служебным положением", "попустительство" и т.п.
    Во-вторых, в качестве причин коррупции  назывались только недостатки в работе партийных, профсоюзных и государственных органов, в первую очередь, в области воспитания трудящихся, что  было, конечно, упрощением.
    В-третьих, в ходе борьбы с коррупцией      были практически неприкосновенны высшие советские и партийные работники. К редким исключениям можно отнести дела Тарады и Медунова из высшего краевого руководства в Краснодаре, дело Щелокова.
    Последний шанс повлиять на положение дел в описываемой сфере  Советская власть предприняла в июле 1991 г., когда было принято Постановление Секретариата ЦК КПСС "О необходимости усиления борьбы с преступностью в сфере экономики".
    В-четвертых, весь послевоенный период, рост коррупции происходил в нашей стране на фоне ослабления государственной машины. Он сопровождался следующими процессами: уменьшением централизованного контроля, распадом идеологических скреп, экономической стагнацией, а затем и падением уровня  производства, распадом СССР.  В  посткоммунистической России централизованно организованная коррупция  распалась на множество коррумпированных систем.
    Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить:
    стремительный переход к новой экономической системе,
    неподкрепленный необходимой правовой базой и правовой культурой;      распад партийной системы контроля.