АВ 2001г. Выпуск 44 Правовая основа борьбы с коррупцией в России (часть III)
Свой подход к правовому регулированию борьбы с коррупцией содержится в проекте закона Основы антикоррупционной политики . Речь идет о системном подходе к антикоррупционной политике. Проект закона подготовлен инициативной рабочей группой , возглавляемой В.Н. Лопатиным, доктором юридических наук, ведущим научным сотрудником Института государства и права.
Этот проект не является альтернативой другим законопроектам, в основном направленным на решение хотя и конкретных, но частных задач в сфере прежде всего уголовной антикоррупционной политики. Данный проект в отличие от ранее заявленных носит системообразующий, "рамочный" характер. Его реализация потребует
внесения серьезных изменений в действующее законодательство, а также принятия целого ряда новых Законов: "О криминологической экспертизе", "О парламентском расследовании", "О лоббистской деятельности" и др.
Проект Федерального закона "Основы антикоррупционной политики" учитывает правовые акты и рекомендации мирового сообщества, в том числе содержащиеся в конвенциях Совета Европы об ответственности за коррупцию, парафированных от имени РФ в 1999 г., а также в Конвенции по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при совершении международных деловых операций, принятой Организацией экономического сотрудничества и развития в 1997 г., конвенции Совета Европы об уголовной и гражданской ответственности за коррупцию, преследующих цель создания эффективных барьеров на пути использования подкупа в сфере международных, в том числе экономических отношений, а также Глобальную программу ООН против коррупции, принятую в 2000 г.
В этом законопроекте приоритетными сферами правового регулирования антикоррупционной политики в РФ признаются:
реализация избирательных прав и права на референдум; деятельность политических партий; государственная и муниципальная службы; служба в коммерческих и некоммерческих организациях; деятельность органов государственной власти, в том числе: законотворческая, судебная и правоохранительная; бюджетный процесс; банковская деятельность; кредитование; эмиссия ценных бумаг; приватизация государственного и муниципального имущества; государственные закупки; регистрация и лицензирование видов деятельности; экспертиза, сертификация товаров и услуг; предоставление и получение международной финансовой и гуманитарной помощи.
В соответствии с проектом закона предупреждение коррупционных нарушений осуществляется путем применения следующих мер:
мониторинг коррупционных правонарушений в целом и отдельных их видов;
разработка антикоррупционных стандартов, препятствующих возникновению или ограничивающих интенсивность либо сферу действия явлений, способствующих совершению коррупционных правонарушений в целом или отдельных их видов;
антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов;
пропаганда антикоррупционных стандартов, в том числе стандартов профессиональной этики;
содействие гласности и открытости решений, принимаемых лицами, обладающими публичным
статусом, если иное прямо не предусмотрено законом;
опубликование отчетов о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики;
антикоррупционные образование и воспитание;
установление мер поощрений для государственных и муниципальных служащих, связанных с длительной безупречной службой;
установление нормативных перечней государственных должностей, должностей по государственной и муниципальной службам, а также службе в коммерческих организациях независимо от формы собственности, а также в некоммерческих организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или. муниципальными учреждениями, замещение которых запрещено или ограничено для лиц, имеющих судимости за коррупционные преступления, перечисленные в настоящем Федеральном законе или подвергавшихся административным либо дисциплинарным взысканиям за иные коррупционные правонарушения, до истечения установленных соответствующим законодательством сроков действия данных взысканий;
ведение обособленных регистров лиц, в том числе юридических, которые в соответствии с судебными решениями подвергнуты уголовным наказаниям или административным взысканиям за совершение коррупционных правонарушений;
составление и опубликование рейтингов территорий и объектов, характеризующихся наиболее низкими показателями коррупционной пораженности;
официальное предписание о необходимости устранения коррупциогенных факторов;
введение особого режима функционирования объектов, характеризующихся наиболее высокими показателями коррупционной пораженности;
административный надзор за лицами, имеющими судимости за тяжкие или особо тяжкие коррупционные преступления.
Пресечение коррупционных административных и дисциплинарных правонарушений осуществляется путем применения управомоченными на то органами (должностными лицами) к правонарушителям предусмотренных нормативными правовыми актами мер административного и дисциплинарного воздействия, в том числе мер задержания, досмотра личных вещей и транспортных средств, изъятия вещей и документов, когда исчерпаны другие меры воздействия. Пресечение коррупционных преступлений осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
К мерам ответственности за коррупционные правонарушения проект закона относит меры гражданско- правовой, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности, предусмотренные соответствующими законами (кодексами).
Возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями
Вред, причиненный коррупционными правонарушениями лиц, имеющих публичный статус, подлежит возмещению из средств соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, коммерческих организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также в некоммерческих организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями с последующим предъявлением регрессных требований к лицам, виновным в причинении такого вреда.
Вред, причиненный российским гражданам, учреждениям и организациям коррупционными правонарушениями лиц, имеющих публичный статус в зарубежных и международных организациях, подлежит возмещению в соответствии с международными правовыми актами, в том числе международными договорами Российской Феде- рации. При возмещении вреда, причиненного коррупционными правонарушениями, учитывается моральный вред. В бюджетах соответствующего уровня предусматривается целевое финансирование расходов по возмещению вреда, причиненного коррупционными правонарушениями лиц, обладающих публичным статусом в государственных и муниципальных органах, организациях и учреждениях.
Законопроект предусматривает антикоррупционную экспертизу правовых актов - вид криминологической экспертизы, порядок проведения которой, статус экспертов и последствия поступления отрицательных заключений при проведении такой экспертизы определяются Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Антикоррупционная экспертиза федеральных законов, устанавливающих ответственность за правонарушения, а также иных нормативных правовых актов, относящихся к приоритетным сферам правового регулирования антикоррупционной политики, является обязательной. Решение о проведении официальной антикоррупционной экспертизы иных нормативных правовых актов федерального уровня принимается Советом безопасности РФ. Совет безопасности РФ вправе принять решение о проведении официальной антикоррупционной экспертизы любого нормативного правового акта.
Решение о проведении официальной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъекта РФ, может быть принято уполномоченным органом субъекта РФ или полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе. Решение о проведении официальной антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов может быть принято уполномоченным органом местного самоуправления или субъекта РФ, либо полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе. Решение о проведении официальной антикоррупционной экспертизы правовых актов индивидуального действия может быть принято судом или прокурором при рассмотрении жалоб лиц, интересы которых затрагивает соответствующий правовой акт, на несоответствие таких актов федеральному законодательству.
Решения о проведении неофициальной антикоррупционной экспертизы принимаются субъектами антикоррупционной политики самостоятельно и финансируются ими из своего бюджета.
Проект закона предлагает также внедрить в практику следующие антикоррупционные стандарты приоритетных сфер правового регулирования антикоррупционной политики.
В сфере реализации права на референдум, избирательные права и деятельность партий устанавливаются:
1) гарантии на равное участие в составе избирательных комиссий представителей кандидатов на соответствующие должности с момента их выдвижения;
2) ограничения на: предоставление кандидатами на соответствующие должности или от их имени в качестве подарков избирателям во время проведения избирательной кампании либо лицам, имеющим право на участие в референдуме в период его проведения, имущества, прав на него, услуг или льгот имущественного характера; признание недействительными результатов голосования по выборам на соответствующие должности, в случае совершения кандидатами в период, предшествующий выборам, любого из коррупционных преступлений, если не истекли сроки давности, установленные УК РФ;
3) запреты на: использование кандидатами на должности органов государственной власти или местного самоуправления финансовой и иной поддержки юридических и физических лиц за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законодательством; использование во время избирательной кампании кандидатами на соответствующие должности своего публичного статуса и связанных с ним возможностей для достижения целей избирательной кампании; отнесение к конфиденциальной информации данных об имуществе, обязательствах имущественного характера, доходах и расходах кандидатов на замещение соответствующих должностей в органах государственной власти и местного самоуправления, их супругов и близких родственников; участие в составе комиссий референдума, а также в составе избирательных комиссий по выборам на соответствующие должности лиц, имеющих или когда-либо имевших судимость за коррупционные преступления, либо подвергавшихся административным или дисциплинарным взысканиям за совершение коррупционных правонарушений; регистрацию в качестве кандидатов на соответствующие должности, лиц имеющих или когда-либо имевших судимость за коррупционные преступления.
В сфере государственной и муниципальной служб устанавливаются:
1) гарантии на: поощрение лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, за честное и безупречное исполнение своих полномочий, в том числе при решении вопросов представления к государственным наградам, почетным званиям, воинским и специальным званиям, классным чинам и иным знакам отличия; назначение на более высокие государственные должности, продвижения по государственной или муниципальной службе лиц, имеющих знаки отличия за честное и безупречное исполнение своих полномочий;
2) ограничения на: внеконкурсное и вневыборное замещение государственных и иных должностей, установленных федеральным и муниципальным законодательством для непосредственного исполнения полномочий органов государственной власти или местного самоуправления, старших, ведущих, главных и высших должностей государственной или муниципальной службы; максимальную численность государственных и муниципальных служащих; совмещение государственных должностей и (или) должностей государственной или муниципальной службы; минимальные размеры и наличную форму оплаты труда лиц, замещающих государственные должности, а также должности государственной или муниципальной службы; сроки и единоличный характер рассмотрения жалоб, заявлений, запросов и иных обращений физических и юридических лиц; пребывание в должностях, назначение на более высокие должности или продвижение по службе, предоставление льгот или иных преимуществ, лицам, замещающим государственные должности, а также должности государственной или муниципальной службы, совершившим коррупционные правонарушения; принятие лицами, замещающими государственные должности, а также должности государственной или муниципальной службы, подарков в связи с исполнением полномочий, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законодательством; бесплатное пользование услугами; неприкосновенность от уголовного преследования в случаях совершения любого из коррупционных преступлений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией РФ;
3) запреты на: участие лиц, замещающих государственные должности, а также должности государственной или муниципальной службы, в предпринимательской деятельности в любых формах, в том числе до истечения определенного в соответствии с законом срока после прекращения их полномочий; отнесение к конфиденциальной информации данных об имущественном положении, размерах вознаграждений, выплачиваемых лицам, замещающим государственные должности, а также должности государственной или муниципальной службы, и о размерах и видах льгот и преимуществ, предоставленных им в связи с исполнением полномочий; внесудебный порядок увольнения, лишения государственных наград и почетных званий, воинских и специальных званий, классных чинов, законных льгот и иных привилегий лиц, замещающих государственные должности, а также должности государственной или муниципальной службы; назначение на государственные должности, а также должности государственной или муниципальной службы, лиц, имеющих или когда-либо имевших судимость за коррупционные преступления.
В сфере службы в коммерческих и иных организациях устанавливаются:
1) гарантии на: поощрение служащих коммерческих и иных организаций, за честное и безупречное исполнение своих полномочий; предоставление государственной поддержки, льгот и иных преимуществ для организаций с низким уровнем коррупционной пораженности;
2) ограничения на: отнесение к сведениям, составляющим коммерческую или банковскую тайну, данных о размерах и видах благотворительной помощи, получаемой и предоставляемой такими организациями; о размерах вознаграждений, выплачиваемых в разрешенных федеральным законодательством случаях лицам, замещающим государственные должности, а также должности государственной или муниципальной службы; стоимость, количество и безусловность передаваемых в дар лицам, замещающим государственные должности, должности государственной или муниципальной службы, а также должности в зарубежных и международных организациях, имущества или прав на него, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством; виды, стоимость и порядок предоставления от имени коммерческих и иных организаций лицам, замещающим государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, имущества или прав на него, услуг или льгот; права пользования, владения и распоряжения имуществом, приобретенным в результате коррупционных правонарушений, а также свободный переход обязательств, связанных с таким имуществом;
3) запреты на: назначение или избрание на должности, связанные с выполнением управленческих функций в таких организациях, лиц, имеющих не снятую или не погашенную судимость за любое из коррупционных преступлений; принятие на службу в такие организации и (или) заключение трудовых контрактов с лицами, замещающими государственные должности, должности государственной или муниципальной службы, в том числе до истечения предусмотренных федеральным законодательством сроков после прекращения полномочий таких лиц; принятие на службу в такие организации и (или) заключение трудовых контрактов с лицами, являющимися супругами или близкими родственниками лиц, замещающих государственные должности, должности государственной или муниципальной службы, в том числе до истечения предусмотренных федеральным законодательством сроков после прекращения полномочий таких лиц, при условии, что данные полномочия позволяют или позволяли оказывать прямое влияние на деятельность соответствующих коммерческих и иных организаций; отнесение к конфиденциальной информации данных о состоящих на службе или в трудовых отношениях с коммерческими и иными организациями супругах и близких родственниках лиц, замещающих государственные должности или должности государственной или муниципальной служб; ограничение доступа к информации о льготах и иных преимуществах, предоставленных или предоставляемых государством для коммерческих и иных организаций.
В сфере правотворчества устанавливаются:
1) гарантии на: участие общественности и средств массовой информации в подготовке и обсуждении проектов нормативных правовых актов; минимальные размеры финансирования из бюджетов соответствующих уровней разработки проектов законов и иных нормативных правовых актов, в том числе выплаты вознаграждений авторам проектов законов и иных нормативных правовых актов, в должностные обязанности которых не входит разработка соответствующих проектов;
2) ограничения на: принятие подзаконных нормативных правовых актов; внеконкурсный порядок разработки проектов нормативных правовых актов; вступление в силу правовых актов без опубликования их в официальных средствах массовой информации; лоббирование правовых актов; анонимное участие в разработке проектов правовых актов; разработку и принятие без предварительного открытого обсуждения правовых актов, устанавливающих льготы и иные привилегии для лиц, замещающих государственные должности, либо состоящих на государственной или муниципальной службе; использование в правовых актах норм, допускающих неоднозначное их толкование правоприменителем; использование в правовых актах относительно-определенных и альтернативных санкций за совершение правонарушений;
3) запреты на: разработку правовых актов без проведения экспертизы, в том числе без проведения антикоррупционной экспертизы в предусмотренных федеральным законодательством случаях; принятие правовых актов без учета результатов экспертизы, в том числе в предусмотренных федеральным законодательством случаях результатов антикоррупционной экспертизы; принятие правовых актов без определения порядка их исполнения.
В сфере судебной и правоохранительной деятельности устанавливаются:
1) гарантии на: независимость судебных органов от органов исполнительной власти и местного самоуправления; финансирование судебной и правоохранительной систем, в том числе оплаты труда работников суда и правоохранительных органов, не ниже уровня финансирования, в том числе оплаты труда, сопоставимых категорий лиц, заменяющих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы в иных государственных органах и их учреждениях; опубликование в официальных средствах массовой информации сведений о кандидатах в судьи в объеме и порядке, предусмотренном для кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
2) ограничения на: закрытое и (или) единоличное рассмотрение дел о правонарушениях; произвольное толкование судом и правоохранительным органом или их должностными лицами применяемых законов и иных нормативных правовых актов; внесудебный порядок назначения мер ответственности за правонарушения; продолжительность этапов рассмотрения дел о правонарушениях; неприкосновенность судей, совершивших коррупционные правонарушения;
2) запреты на: незаконное вмешательство в судебную и правоохранительную деятельность; рассмотрение дел о правонарушениях судьями или должностными лицами правоохранительных органов, прямо или косвенно заинтересованными в их исходе; рассмотрение дел о коррупционных преступлениях должностным лицом правоохранительного органа, в котором служит или полномочия которого непосредственно исполняет обвиняемый.
В сфере бюджетного процесса и бюджетного кредитования устанавливаются:
1) ограничения на: внеконкурсное предоставление бюджетных кредитов, ссуд, субсидий и субвенций, в том числе неконкурсное и закрытое предоставление РФ государственных кредитов иностранным государством, их юридическим лицам и международным организациям; единоличное рассмотрение вопросов, связанных с предоставлением бюджетных кредитов, ссуд, субсидий и субвенций; внеконкурсный и закрытый порядок осуществления государственных и муниципальных заимствований, предоставления государственных и муниципальных гарантий по обеспечению исполнения обязательств перед третьими лицами, распределения дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности; максимальные размеры резервных фондов Президента РФ, государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; обслуживание бюджетных счетов негосударственными банками; внеконкурсный порядок подготовки федеральными органами исполнительной власти плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год; принятие законов и иных нормативных правовых актов об утверждении бюджетов или внесении в них изменений без проведения антикоррупционной экспертизы их проектов; размер субсидий, представляемых на приобретение за счет бюджетных средств жилых помещений и транспортных средств для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы;
2) запреты на: предоставление льгот по налогообложению имущества и иных доходов, полученных лицами, замещающими государственные должности, должности государственной и муниципальной службы; использование дотаций федерального бюджета субъектам РФ в целях повышения или поддержания уровня оплаты труда и иных подобных расходов на содержание лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, превышающего уровень соответствующих расходов на содержание таких лиц, непосредственно финансируемые за счет средств федерального бюджета.
В сфере кредитно-банковской деятельности устанавливаются:
1) ограничения на: максимальные размеры ссуд и кредитов, предоставляемых банками и негосударственными кредитными организациями лицам, занимающим государственные должности, государственным и муниципальным служащим, государственным и муниципальным органам, организациям и учреждениям; размеры банковских операций, осуществляемых с наличными денежными средствами; открытие лицам, занимающим государственные должности, предусмотренные Конституцией РФ, конституциями или уставами субъектов РФ, счетов в зарубежных банках; максимальный размер использования полученной Банком России и его учреждениями прибыли для удовлетворения собственных нужд, в том числе для формирования фонда заработной платы; принятие на должности, связанные с осуществлением управленческих функций в банках и иных кредитных организациях, супругов и близких родственников лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, в компетенцию которых прямо или косвенно входят или входили лицензирование банковской деятельности, контроль над банковской деятельностью, судебная и правоохранительная деятельность, в том числе до истечения срока, определенного федеральным законом с момента прекращения полномочий таких лиц;
2) запреты на: установление неравных условий предоставления кредитов, ссуд и субсидий для лиц, являющихся клиентами банков, в зависимости от их статуса; принятие на должности, связанные с осуществлением управленческих функций в Банке России и его учреждениях, супругов и близких родственников лиц, замещающих государственные должности, установленные Конституцией РФ, конституциями или уставами субъектов РФ, которые могут или могли оказывать влияние на деятельность Банка России, в том числе до истечения срока, определенного Федеральным законом с момента прекращения полномочий таких лиц.
В сфере эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг устанавливаются:
1) гарантии на: установление и поддержание равенства участников рынка ценных бумаг, в том числе на эмиссию ценных бумаг, не имеющих свободного обращения на рынке;
2) ограничения на: определение объемов эмиссии и стоимости государственных и муниципальных ценных бумаг без проведения предварительной антикоррупционной экспертизы; закрытое и единоличное принятие решений о проведении эмиссии ценных бумаг и утверждении ее проспектов; выпуск неименных государственных и муниципальных ценных бумаг; максимальные объемы приобретения государственных и муниципальных ценных бумаг государственными и муниципальными органами, их учреждениями и должностными лицами, которые оказывали или могли оказывать влияние на принятие решений, связанных с эмиссией таких ценных бумаг или ее результатами, а также супругами и близкими родственниками таких лиц или их доверенными лицами;
3) запреты на: разглашение и распространение конфиденциальной информации в сфере эмиссии ценных бумаг и ее использование кроме случаев, установленных федеральным законодательством.
В сфере приватизации государственного и муниципального имущества устанавливаются:
ограничения на: продажу государственного имущества без проведения антикоррупционной экспертизы планов и программ приватизации такого имущества; введение исключительного порядка и условий приватизации государственного и муниципального имущества; продажу государственного и муниципального имущества лицам, замещающим государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, их супругам и близким родственникам, в том числе до истечения определенных федеральным законодательством сроков с момента прекращения полномочий таких лиц; приобретение государственного и муниципального имущества лицами, имеющими судимость за коррупционные преступления; направление средств, полученных в результате приватизации государственного и муниципального имущества. на увеличение численности государственных должностей и должностей государственной или муниципальной службы; создание любых преимуществ для лиц, выполняющих или выполнявших до истечения предусмотренного Федеральным законом срока с момента прекращения их полномочий, управленческие функции на приватизируемых государственных или муниципальных унитарных предприятиях; участие в управлении принадлежащих государству или муниципальному образованию долей приватизированного имущества лиц, совмещающих такую деятельность с выполнением полномочий по государственной должности, государственного или муниципального служащего; исключение государственного и муниципального имущества из перечней объектов, не подлежащих приватизации; единоличное и закрытое принятие решений.
В сфере лицензирования и регистрации отдельных видов деятельности, экспертизы и сертификации продукции и услуг устанавливаются:
1) гарантии на открытое рассмотрение вопросов, связанных с выдачей лицензий или регистрацией субъектов предпринимательской или иной законной деятельности;
2) ограничения на: единоличное рассмотрение вопросов, связанных с выдачей лицензий или регистрацией субъектов предпринимательской или иной законной деятельности; применение внеконкурсных процедур при лицензировании видов деятельности. на осуществление которой может быть выдано ограниченное количество лицензий; создание закрытых систем сертификации однородной продукции; внеконкурсный порядок определения лиц, осуществляющих однородную экспертизу; внебюджетное финансирование работ по сертификации, государственному контролю и надзору за сертификацией товаров и услуг за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством;
3) запреты на: введение и сохранение разрешительного порядка лицензирования и регистрации предпринимательской и иной законной деятельности за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством; предъявление к субъектам предпринимательской и иной законной деятельности требований или условий получения лицензии или регистрации, не предусмотренных федеральными законами или принятых в соответствии с иными нормативными правовыми актами; немотивированный отказ в выдаче лицензии или в регистрации субъекта предпринимательской или иной законной деятельности или отказ от принятия соответствующих решений по мотивам нецелесообразности; применение закрытых процедур при лицензировании видов деятельности, на осуществление которой может быть выдано ограниченное количество лицензий; введение любых ограничений, препятствующих свободному доступу средств массовой информации, заинтересованных граждан и организаций к сведениям об участниках и объектах сертификации, процедурах и правилах управления сертификацией продукции, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством; введение обязательной сертификации продукции и услуг за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
В сфере предоставления и получения зарубежной финансовой и гуманитарной помощи устанавливаются:
1) ограничения на: виды и размеры предоставляемой и получаемой помощи; единоличное и закрытое принятие решений в соответствующей сфере; непропорциональное представительство заинтересованных российских органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций, а также стран и международных организаций, являющихся субъектом или объектом получения соответствующей помощи, в коллегиальных органах, создаваемых для ее распределения и надзора за соблюдением порядка и условий предоставления и получения такой помощи; внеконкурсный и закрытый порядок выбора лиц, осуществляющих независимую экспертизу проектов и решений, связанных с предоставлением или получением такой помощи и ее использованием; минимальные и максимальные размеры вознаграждений, выплачиваемых лицам, выполняющим посреднические консультационные и экспертные функции в части, относящейся к проектам и решениям, связанным с предоставлением или получением соответствующей помощи; свободное использование предоставленной или полученной помощи; любые формы соединения безвозмездно предоставляемой или получаемой помощи с платными услугами, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором РФ;
2) запреты на: монополизацию посреднических услуг в соответствующей сфере; внеконкурсное определение объектов получения соответствующей помощи, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и международными договорами РФ; разработку и реализацию проектов предоставления или получения соответствующей помощи без проведения антикоррупционной экспертизы; создание любых препятствий для свободного доступа средств массовой информации, заинтересованных граждан и организаций к сведениям об объектах и субъектах предоставления или получения такой помощи, процедурах подготовки и реализации соответствующих проектов и решений, их инициаторах, разработчиках и экспертах; участие в разработке проектов, принятии, реализации и экспертизе решений, связанных с предоставлением или получением соответствующей помощи лиц, имеющих или имевших судимости за коррупционные преступления, либо совершивших иные коррупционные правонарушения.
Разумеется данный обзор не претендует на исчерпывающий характер и всеобъемлющую полноту. В нем представлен анализ только наиболее существенных, на взгляд автора, нормативных актов и их проектов. Объем издания не позволяет рассмотреть другие интересные нормативные акты, предложения и инициативы, хотя, безусловно, при принятии соответствующего закона Государственной Думы они должны быть учтены.