АВ 2001г. Выпуск 38 Терроризм в современном мире: некоторые факты, организации, причины (часть II)
Правовые основы борьбы с терроризмом в России
В Российской Федерации правовые основы борьбы с терроризмом составляют прежде всего Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года и Федеральный закон от 25 июля 1998 г. 130-ФЗ О борьбе с терроризмом .
До недавнего времени в отечественном уголовном законодательстве отсутствовала норма о терроризме. Лишь Федеральным законом РФ от 1 июля 1994 г. в УК РСФСР была включена ст. 2133, предусмотревшая уголовную ответственность за терроризм. Принятие этой нормы восполняло существовавший пробел в законе, однако текст этой нормы был далек от совершенства; сформулированные в ст. 2133 УК РСФСР признаки терроризма не отражали в должной мере общественной опасности этого преступления, недостаточно полно были перечислены цели терроризма, не предусматривалась повышенная ответственность за неоднократность, ненаказуемой была угроза совершения терроризма.
Казалось бы, определение своей ниши для терроризма в сфере уголовного законодательства, переход от социально-политического к юридическому толкованию этого термина должен был обеспечить решительный перелом в деле борьбы с этим злом, создающим угрозы для безопасности личности, общества и государства. Однако этого не произошло. Попытка весь богатый ряд форм террористических проявлений вогнать в прокрустово ложе диспозиции одной статьи уголовного кодекса априори была обречена на неуспех, так как террористические действия и акции зачастую исключительно уникальны по своим объектам, субъектам, целям, мотивации, движущим силам, исполнителям, формам и пр. Отсюда и несовершенство определения терроризма как "совершения в целях нарушения общественной безопасности либо воздействия на принятие решений органами власти взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, а равно наступления иных тяжких последствий". Приведенная формулировка, представляющаяся, на первый взгляд, универсальной, на самом деле дает возможность толковать ее одновременно и расширительно, и явно узко. Например, можно расценить как терроризм неправильную парковку автомобиля на тротуаре в целях нарушения общественной безопасности, когда людей вынуждают выходить на опасный участок автомагистрали. С другой стороны, разве не является действенной формой психологического терроризма распространение провокационных слухов о готовящихся погромах? Между тем, такое проявление терроризма не было охвачено диспозицией статьи 2133.
Указанные недостатки были в определенной степени преодолены в новом УК РФ. В соответствие со ст. 205 УК РФ терроризм определяется как совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Объективная сторона терроризма выражается в: а) совершении взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; б) об угрозе совершения указанных действий. Иные действия могут быть разнообразными: совершение аварий, катастроф, заражение водоемов, использование радиоактивных веществ и совершение иных общеопасных действий.
Согласно УК РФ терроризм посягает на общественную безопасность, деятельность органов власти, жизнь и здоровье людей. Субъектом терроризма является лицо, достигшее 14-летнего возраста. Терроризм совершается с прямым умыслом. Целью терроризма является нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решения органами власти.
В качестве квалифицирующих терроризм признаков в ч.2 ст.205 УК РФ указаны следующие: совершение деяний группой лиц по предварительному сговору; неоднократно; с принятием огнестрельного оружия.
К особо квалифицирующим терроризм признакам ч.3 ст.205 УК РФ относит совершение деяний организованной группой либо действия, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Под иными тяжкими последствиями следует понимать причинение тяжкого вреда здоровью людей, причинение крупного материального ущерба, экономическую катастрофу и т.п.
В примечании к ст.205 УК РФ содержится положение, стимулирующее отказ преступника от продолжения преступных действий, поощряющее его позитивное поведение - предотвращения осуществления акта терроризма.
От терроризма в уголовно-правовом смысле следует отличать посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (террористический акт). Различаясь в уголовном праве, оба деяния охватываются общим понятием терроризм в криминологическом смысле.
Федеральный закон РФ О борьбе с терроризмом определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.
Согласно этому закону, борьба с терроризмом в Российской Федерации основывается на принципах:
1) законности;
2) приоритета мер предупреждения терроризма;
3) неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности;
4) сочетания гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;
5) комплексного использования профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;
6) приоритета защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;
7) минимальных уступок террористу;
8) единоначалия в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
9) минимальной огласки технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.
Данный закон определяет терроризм как насилие или угрозу его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
Террористическая деятельность, согласно закону, - это деятельность, включающая в себя:
1) организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;
2) подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;
3) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;
4) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
5) финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им;
Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях:
1) защиты личности, общества и государства от терроризма;
2) предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;
3) выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.
Указанный Федеральный закон содержит также порядок проведения контртеррористических операций: управление контртеррористической операцией; силы и средства, используемые для проведения контртеррористической операции; порядок руководство контртеррористической операцией; правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции; процесс ведение переговоров с террористами; необходимость информирования общественности о террористической акции; момент окончания контртеррористической операции.
Федеральный закон предусматривает правовые и социальные гарантии лиц, участвующих в борьбе с терроризмом; ответственность за участие в террористической деятельности.
Свои рекомендации по борьбе с терроризмом предлагают и специалисты ряда международных организаций.
Например, конфликтологи из ООН рекомендуют в борьбе с массовым терроризмом руководствоваться следующими принципами:
-никакой капитуляции перед террористами, полная решимость победить терроризм в рамках закона и демократического процесса; никаких сделок с террористами, никаких уступок, даже перед лицом серьезнейшей угрозы или шантажа;
-должны быть приложены максимальные усилия для того, чтобы дела по обвинению террористов дошли до суда и был вынесен законный приговор;
-должны быть приняты жесткие меры наказания в отношении государств-спонсоров терроризма, которые предоставляют террористическим движениям безопасное убежище, взрывчатые вещества, деньги, а также моральную и дипломатическую поддержку;
-государство должно решительно пресекать попытки террористов блокировать или подорвать международные дипломатические усилия по разрешению важнейших политических кризисов.
Терроризм стал главной угрозой миру и стабильности и его подавление, таким образом, является общим делом всего международного сообщества.
Важнейшим инструментом антитеррористической политики является осведомленность (awareness), то есть - знание и готовность к действиям в чрезвычайной ситуации.