Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 34 Наркомания и наркобизнес в России: состояние и основные направления борьбы. Наркомания в России (часть I)


Основные пути профилактики наркомании

     Нельзя  сказать, что в России не ведется борьбы с  наркоманией. Правительство, силовые ведомства, ряд  региональных органов власти имеют определенные  программы борьбы  с наркоманией. Несмотря на нехватку средств в милиции, на таможне и ФСБ созданы специальные отделы борьбы с наркотиками.
    Тем не менее, по данным здравоохранения,  на начало 1998 года почти 230 тыс.  граждан России состояло  на  специальном  диспансерном  учете  как      лица,  потребляющие  наркотики  без назначения врача.  На 100 тыс. человек приходится в среднем 158 лиц такой категории - это один из самых   высоких   показателей  в  Европе.   А поскольку  коммерческая стоимость 2-недельного курса  лечения  в  России  одного  больного наркоманией  составляет  примерно  2  тыс.  долларов США,  большое      значение приобретают профилактика и антинаркотическая пропаганда.
    В этих   условиях   Министерство   внутренних дел Российской Федерации  совместно с другими заинтересованными федеральными органами  исполнительной власти осуществляли меры по обеспечению реализации  Федеральной  целевой   программы   "Комплексные   меры      противодействия   злоупотреблению  наркотиками  и  их  незаконному      обороту на   1995   -   1997   годы",   принятой    Постановлением      Правительства  Российской  Федерации  от  3  июня  1995 г.  N 542.
          Программа  включала  широкий   комплекс   мер,   направленных   на      стабилизацию   наркоситуации,   в   том  числе  на  предупреждение      распространения  наркомании  в  молодежной  среде.   Несмотря   на      исключительную   социальную  значимость,  эта  Программа  не  была      профинансирована из государственного бюджета, в связи с чем многие      запланированные мероприятия остались не выполненными. Тем не менее согласно   распоряжению   Правительства   Российской      Федерации  от  13  августа  1997 г.  N 1128-р совместными усилиями заинтересованных  федеральных  органов  исполнительной власти в соответствии с положениями Концепции государственной политики по контролю за наркотиками 1993 г. разработана  вторая Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия  злоупотреблению  наркотиками  и  их   незаконному      обороту   на   1999  -  2001  годы".
     В ней также большое внимание уделяется  профилактике. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3 процентов заболевших.
     Для   успешной  профилактики  прежде всего  следует задействовать все средства массовой информации, максимально расширить социальную базу здравоохранения, привлекая к работе с медиками на основе партнерских отношений объединения граждан, клубы, благотворительные фонды больных и их родственников, религиозные организации.
     Как известно, в июне  2000 г. был принят Федеральный закон О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации О средствах массовой информации в связи с принятием Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах . Внесение дополнений поставило правовой заслон пропаганде наркотиков в средствах массовой информации. Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Российской Федерации, его территориальные органы организовали контроль за соблюдением требований статьи 4, и провели несколько семинаров для СМИ, где рассмотрели этот вопрос.
    Мониторинг публикаций и передач по проблемам злоупотребления наркотиками и их незаконного распространения, который проводит Министерство, позволяет проследить общность проблем, на которых акцентируют внимание СМИ регионов Федерации и которые требуют безотлагательного решения государственных структур федерального и регионального уровней:
недостаток финансирования принятых в регионах программ по борьбе с наркоманией;
недостаток профилактической работы на местах. Как правило, приходится бороться уже с последствиями злоупотребления наркотиками;
необходимость создания реабилитационных центров для больных;
резкое увеличение числа ВИЧ-инфицированных как результат употребления наркотиков;
несовершенство законодательства по борьбе с наркобизнесом, наркораспространителями.
снижение роли семьи и ее нравственного облика в воспитании подрастающего поколения. Ухудшение экономического положения семьи во многом сказывается на детях - и не только на их материальном обеспечении.
            Снижение воспитательной роли родителей - в лучшем случае, в худшем - жестокое обращение взрослых толкают детей на улицу, они уходят из семьи, школы, привыкают жить по законам улицы, пополняют криминальную среду.  В  2000 году Министерство по делам  печати впервые организовало работу по финансовой поддержке социально значимых программ в электронных СМИ. 85 проектов программ по социальной тематике получили гранты Министерства. Из них 30 программ создаются непосредственно для детей и молодежи.
     Можно сказать, что только благодаря выделенным грантам живут такие теле- и радиопередачи, как Умники и умницы , До 16 и старше . Азбука права , "Экология литературы , Новости науки , Академия школьных наук , Чтения. Уроки русского и целый ряд других.
     Министерством по делам печати поддержана инициатива МВД России о создании телевизионного цикла Мир без наркотиков: Преодоление , который состоит из 50 передач о проблемах наркомании и возможностях социальной реабилитации наркоманов. Его еженедельный показ запланирован на канале РТР. На реализацию этого проекта в первом полугодии 2001 года МПТР России выделено 5,2 млн. рублей.
     Принимая во внимание популярность Интернета в молодежной среде, Министерство  по делам печати организовало интернет-сайт Нет - наркотикам!  для размещения на этом сайте  материалов Ассоциации по борьбе с наркотиками и наркобизнесом, которые Ассоциация сочтет необходимыми для ознакомления интернет-аудитории.
    впервые Министерство сочло необходимым направить средства и на социальную рекламу, в ней нашли отражение темы борьбы с наркоманией, преступностью, охраны материнства и детства, борьбы с детской безнадзорностью.
     Министерство  по делам печати оказывает финансовую поддержку печатным периодическим изданиям, прежде всего для детей, подростков и молодежи, которые помогают формировать мир увлечений, свободный от пагубных пристрастий и привычек, изданиям, пропагандирующим идеи здорового образа жизни. На эти цели 57 детским и 28 молодежным СМИ выделено в  2000 году 8 млн. 127 тыс. рублей, что составило 34,4% от общего объема дотаций, выделенных печатным СМИ.
     Наряду с журналом HapкoNet в 2000 г. начал издаваться новый общероссийский журнал, посвященный пропаганде борьбы с наркоманией, - Шаг - наркостоп . Основная линия журнала - на конкретных примерах помочь человеку, попавшему под наркозависимость, сделать свой шаг в направлении здорового образа жизни, конструировать для себя интересную, достойную жизнь.
     Как достижение в работе региональных телеканалов в 2000 г. можно рассматривать появление на них программ по проблемам профилактики и борьбы с наркоманией.
     Так, Новороссийская ТРК Новая Россия заключила договор о сотрудничестве со СПИД-Центром и городским наркодиспансером, которые обеспечивают журналистов еженедельной информацией для телепередачи ТНР-Курьер . В передачах региональных телерадиокомпаний уже не редкость сюжеты, рассказывающие о борьбе с незаконным оборотом наркотиков, о работе по профилактике заболевания и борьбе с наркоманией в различных регионах России (радиопрограммы Шаг из круга , г.Чита; Молодежный меридиан , г.Иркутск; телепередачи Знак беды , Наркомания - технология борьбы , Ульяновская государственная телерадиокомпания и др.). На каналах ВГТР Камчатка , ГТРК Волга , ООО ТРК Репортер , Волжская ТРК Ахтуба и других выходят специальные выпуски по теме наркомании. В Калининградской области на базе телепрограммы Сити-медиа создан информационно-аналитический центр Защити свой город от наркотиков . На городских телеканалах г.Краснодара были показаны видеоролики антинаркотической направленности, подготовленные краснодарской молодежной общественной организацией Южная волна .
     Для молодежной аудитории проводятся фестивали региональных телерадиокомпаний. Так, в 2000 г. в г. Волгограде проведен фестиваль Вечный огонь , в г.Элисте - межрегиональный фестиваль экологических программ Красная книга , в г.Ханты-Мансийске прошел фестиваль Спасти и сохранить .
     На 2002 -2005 гг. запланированы фестивали, телепрограммы антинаркотической направленности. Сейчас закончен договор о сотрудничестве с Госкомспортом - спортсмены с мировым именем готовы активно включиться в антинаркотическую компанию. Разрабатывается совместный план проведения в СМИ акции "Спорт против наркотиков".
     Начинается работа по проведению лингвистических экспертиз материалов и программ на предмет содержания элементов пропаганды употребления наркотиков. В частности, усилиями редакции сайта "Нет наркотикам" и справочно-информационного портала "Русский язык" завершается экспертиза текста песни "Танго-кокаин", ведется работа по отслеживанию аналогичных песен в репертуаре наших радиостанций и телеканалов.  Результатом будет массовая акция с участием ведущих российских радиостанций и музыкальных каналов.
      Однако такая содержательная работа СМИ пока еще не стала правилом. Мониторинг СМИ свидетельствует, что уделяется недостаточно внимания непосредственно профилактике наркомании. Чаще борются с последствиями наркомании. Заметно не хватает материалов, пропагандирующих здоровый образ жизни, рассказывающих о возможностях, предоставляемых для этого непосредственно в регионах.
     Во многих школах и учебных заведениях осуществляются программы, которые знакомят молодежь (категорию повышенного риска) с проблемами наркомании.
     Несколько слов о дискуссии по вопросу  о легализации мягких наркотиков. Аргументы в пользу данного закона следующие:
        1) Наркоманы будут находиться на учете.
       2) Государство будет продавать им только легкие и очищенные наркотики, а средства от продажи пойдут в бюджет.
      Противники такого подхода, которых значительно больше, утверждают, что данная программа обойдется государству куда дороже в чисто финансовом плане. Ведь за каждым зарегистрированным наркоманом должно быть установлено наблюдение: такой человек не должен работать на транспорте, в сфере образования и еще во многих местах. А средства  у нашего МВД на борьбу с наркотиками крайне ограничены. Даже существующая федеральная целевая программа по противодействию этому злу в выполнена лишь на половину из-за нехватки средств.  
     О слабой эффективности подобного способа борьбы свидетельствует и иностранный опыт.  Такой закон  принят в Голландии. Однако после его принятия количество преступлений резко увеличилось, а Голландия стала наркоцентром Европы. Очевидно, что это не нужно России. Кроме того само слово легализация приведет к стиранию  в сознании людей запрета на наркотики, и миллионы людей,    которые раньше не решались попробовать пусть даже легкие наркотики, теперь с удовольствием это сделают
    Основные наркотики, которые бытуют в России, растительного происхождения, их выращивают крестьяне в Средней Азии, на Дальнем Востоке, в Сибири и других регионах.  По некоторым данным, в России под наркотиками сегодня около 1 млн. гектаров. Во многих случаях,  это не вина людей - это их беда, потому, что  они, в основном, люди престарелого возраста, инвалиды, пенсионеры, у них нет другого способа прокормить свои семьи. Многие, особенно в отдаленных, высокогорных районах,    живут только за счет этого. В этих местах наркотики - это деньги, которыми расплачиваются, меняют на товары, продукты. Это не бизнес для них, это способ выжить. И сколько бы с воздуха не опыляли ядохимикатами  их плантации, сколько бы не вводили войска в период цветения конопли и мака, сколько бы не проводили милицейских облав - победить  такую беду силовыми способами невозможно. В данном случае государство должно заботиться о решении экономических и социальных проблем указанных регионов. Тогда, можно будет надеяться на то, что будут перекрыты пути поступления наркотиков из самой России, и  останутся только привозные наркотики, с которыми легче бороться перекрывая каналы доставки
    Существующая система наркологической помощи в России ориентирована, прежде всего, на помощь лицам уже страдающим химической зависимостью и недостаточно эффективна для оказания помощи потребителям наркотиков на этапе начала заболевания. Профилактические программы направленные на предотвращение злоупотребления наркотиками и токсикантами не получили должного распространения в нашей стране.
     Несмотря на наличие богатого мирового опыта в области профилактической наркологии, оригинальных отечественных разработок, коллективов способных реализовать профилактические программы, эта основная сфера антинаркотической деятельности остается без должного внимания заинтересованных ведомств. Основной причиной такой ситуации является межведомственная разобщенность отсутствие единой стратегической концепции профилактики.
     Попытки решить проблему путем активизации деятельности наркологической службы страны не приносят должного результата. Причин этому несколько:    отсутствие реального постоянного контакта наркологов с коллективами несовершеннолетних (которые являются основной средой для приобщения к наркотикам), трудность первичного выявления начальных этапов алкоголизма и наркомании, слабая материально- техническая база наркологических учреждений.
     Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов и психологов средних школ и других учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую   ускользающие от родителей и специалистов наркологов.
     Обучение педагогов основам профилактической работы, предоставление им адекватной информации о наркологических заболеваниях, вооружение их конкретными психотехническими и психотерапевтическими приемами (ролевые игры, тренинги, психодрама, дискуссионная работа), способами формирования системы альтернативных наркотикам увлечений, позволит уже в ближайшем будущем оградить подрастающие поколение страны от наркотической эпидемии.
     Во всем мире школьные программы - это наиболее распространенные формы антинаркотического просвещения и в настоящий момент они многим кажутся панацеей.
    Но следует учитывать, что в нашей стране антинаркотические кампании базировались на  жесткой административной направленности всех мероприятий. Опасения возможной социальной  изоляции обусловливали уклонение потребителей наркотиков и их родственников от наблюдения, лечения и любых контактов с государством. Профилактические программы должны создаваться не по распоряжению "сверху" и не в едином варианте для всех школ города.
     Параллельно необходимы программы для родителей, учителей, а также профилактика на местном территориальном уровне, так как школьное просвещение чаще всего не  достигает подростков, которые больше всего в нем нуждается, тех кто редко посещает школу или ушел из нее.
    Для объективного определения серьезности и размеров проблемы, связанной с употреблением наркотиков в немедицинских целях и для оценки эффективности политики в области наркопотребления необходимо использовать весь объем информации о распространенности данного явления и связанных с ним факторах индивидуального и социально-культурного порядка. Политика, основывающаяся на утопической вере, что немедицинское использование наркотических препаратов можно искоренить, не способна изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.