АВ 2002г. Выпуск 18 О положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке и защите (часть I)
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в странах Содружества Независимых Государств и Балтии проживают около полумиллиона российских граждан, многие из которых подвергаются дискриминации в политической, экономической, социальной, правовой сферах - таков был лейтмотив состоявшихся 21 мая с.г. в Госдуме парламентских слушаний на тему "О положении граждан РФ, постоянно проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке". Они были организованы Комитетом по делам СНГ и связям с соотечественниками. В мероприятии приняли участие депутаты обеих палат российского парламента, руководители профильных подразделений МИДа и МВД, представители правительства Москвы, члены Совета соотечественников при Государственной Думе, руководители русских общин в ближнем зарубежье и переселенческих организаций в России, юристы, эксперты, политологи, журналисты.
На слушаниях четко прозвучала мысль, что российские граждане, проживающие в государствах СНГ и Балтии - это особая категория, даже по отношению к таким же согражданам, которые живут и работают, например, в Германии, где их около 300 тысяч, США, Греции, Финляндии и так далее. Большинство этих людей нашли себе там работу, временный заработок и считают, что условия для этого там лучше. Некоторое время они задержатся там, а потом все равно вернутся на Родину, чтобы обустроиться здесь навсегда. Возможно, они правы, во всяком случае, это их выбор и мы не можем за это их в чем-то упрекнуть. Другое дело российские граждане, проживающие в государствах СНГ и Балтии. Они, ведь, не уехали туда на заработки. Да и условия для заработков там никакие. Наоборот, миллионы людей из этих стран приезжают в Россию (без всякого, кстати, российского гражданства), чтобы хоть как-то связать концы с концами. Наших же соотечественников на постсоветском пространстве мы забыли там, оставили на произвол судьбы, сами ретировавшись в границах России. И если многие из них, согласившись там остаться, все же приняли российское гражданство, значит, какие-то причины в этом должны быть. Участники слушаний попытались их выделить, обобщить. Среди основных причин, которые побуждают жителей ближнего зарубежья принимать российское гражданство, назывались следующие:
Это, во-первых, нежелание терять связь с исторической и этнической Родиной; обостренное чувство сопричастности к делам и судьбе России; нежелание принимать гражданство страны проживания, зачастую рассматриваемое ими как предательство по отношению к России;
Но помимо эмоциональной составляющей, патриотических чувств, которые участвуют в принятии такого решения, безусловно, существуют и чисто прагматические, связанные как с пониманием своих прав и свобод, так и с вопросами завтрашнего дня, который относится не столько к ним непосредственно, сколько к своим детям и внукам.
Это и нежелание связывать свое будущее с государством проживания в связи с ограничением прав и свобод и отсутствием перспективы получения образования и обеспечения достойного уровня жизни детям и понимание того, что в обозримом будущем все равно будут вынуждены покинуть государство проживания и переехать на постоянное место жительства в Россию; это и возможность беспрепятственного въезда в Россию, где есть родственники, захоронения, собственность, а для молодежи - возможность продолжить обучение в России и затем беспрепятственно устроиться на работу. Сделав свой выбор, они отлично осознают, что в повседневной жизни они постоянно будут сталкиваются с массой проблем, которых нет у остальных российских соотечественников, принявших местное. Ведь граждане Российской Федерации в странах СНГ и Балтии являются иностранными гражданами, и даже там, где имеются двух- и многосторонние межгосударственные соглашения об их правовом статусе в государствах проживания, все равно это влечет за собой существенное ограничение их прав и свобод. Чего уж там говорить про то, что из-за наличия у них российского гражданства им зачастую отказывают в трудоустройстве и в первую очередь увольняют из государственных органов, предприятий и организаций. Их облагают дополнительными налогами и сборами, лишают возможности получения образования за государственный счет в учебных заведениях стран проживания, а получение образования за границей за счет средств государства им недоступно, поскольку таким правом пользуются практически только выпускники школ титульных национальностей. Для наших российских граждан почти установлены ограничения в приобретении в собственность недвижимости, в т.ч. жилья. Отказывают в получении социальных пособий и льгот, медицинском обслуживании, пенсионном обеспечении, создают сложности с выездом за пределы государства. В местах компактного проживания граждан РФ и российских соотечественников нарушаются их коллективные прав через запрет на создание национально-культурных и административно-территориальных автономий. Они лишены возможности представлять свои коллективные интересы в органах исполнительной власти в государствах проживания. Защитить свои права в судах государства проживания, получать квалифицированную юридическую помощь - и в этом наши граждане ограничены в возможностях, поскольку российские адвокаты в зарубежные государства не допускаются, а местные - защищают граждан РФ неохотно из опасений подвергнуться преследованиям.
Иными словами, они подвергаются притеснениям, преследованиям, шантажу и угрозам, очень часто только потому, что они граждане Российской Федерации.
Многие выступающие на слушаниях, особенно из числа соотечественников из ближнего зарубежья, - напоминали, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за рубежом в равной мере, как и граждане РФ, проживающие на территории России, имеют право на защиту и поддержку со стороны Российского Государства. В чем она заключается? Во-первых, подчеркивали многие выступающие, мы неоднократно говорим, что законотворческую работу по формированию в рамках СНГ общего экономического, культурного, образовательного и информационного пространства следует считать одной из главных государственных задач, направленных на оптимизацию процесса интеграции постсоветского пространства. И это логично, потому что достижение зримых продвижений в этой области непосредственно будет сказываться на обеспечение защиты и покровительства проживающих там российских граждан. Но мы об этом говорим, говорим, а воз, как говорится, и ныне там. Сейчас уже мало кто отрицает, что десять лет Содружества не оправдали многие ожидаемые ранее надежды. СНГ хоть и не умерло, но и не живет полноценной жизнью. Недаром уже на следующей после юбилейного саммита встрече на высшем уровне СНГ ребром был поставлен вопрос о реформировании основ Содружества. А намеченный на конец мая очередной саммит был отложен как раз из-за неготовности предложить что-нибудь дельное. Представляется, что до осени еще есть время и нам следует добиваться того, чтобы в обновленной концепции СНГ вопросы его дальнейшего существования увязать крепко с вопросами, направленные на защиту прав и свобод наших граждан, которые живут в этих странах.
Правительству Российской Федерации рекомендовано провести инвентаризацию всей имеющейся правовой базы, регламентирующей отношения российского государства со своими российскими гражданами, проживающими в "ближнем зарубежье" в целях ее дальнейшего совершенствования, наполнения и приведения в рабочее состояние. Еще одна рекомендация - обеспечить скорейшее подписание конвенции СНГ в области прав человека, рассмотреть вопрос об укреплении качественного и количественного состава консульских служб, их технического оснащения, активизировать деятельность правительственной комиссии по делам соотечественников, предусмотреть льготы для радио- и телекомпаний, вещающих на территорию бывшего СССР, и печатных изданий, производящих продукцию для русскоязычных читателей. Правительству также рекомендовано рассмотреть необходимость разработки соответствующей концепции, которая бы предусматривала приоритеты для этой категории граждан, а также включала в себя определение регионов, наиболее нуждающиеся в притоке трудоспособного населения репродуктивного возраста.
Отдельно в ходе слушаний прозвучала идея образования отдельного избирательного округа (или округов) для соотечественников - граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом. Хотя эта тема обсуждается с 1995 г. и на словах все поддерживают такое решение, на практике ничего не делается. По мнению выступавших, это происходит из-за нежелания действующих депутатов-одномандатников менять сложившуюся нарезку округов, а также противодействия МИДа, который не хочет брать на себя дополнительную нагрузку по организации избирательного процесса в среде российской диаспоры. В этой связи участники парламентских слушаний призвали Федеральное собрание рассмотреть вопрос об образовании единого избирательного округа для граждан России, проживающих за рубежом.
Совету соотечественников при Госдуме было предложено завершить работу по созданию Белой книги нарушений прав соотечественников на постсоветском пространстве. Участники заседания также обратились к президенту России с просьбой взять под личный контроль вопрос о защите прав российских граждан, проживающих за рубежом.