Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 18 О положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке и защите (часть I)


 Выступление Горина Э.Э., председателя Общества солидарности народов Азербайджана "Содружество".
    Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! Есть такая фраза: "Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло". Время идеи, связанной с соотечественниками, с гражданами России, давно созрело и пришло. И под эту идею созданы различные структуры, общественные образования, которые пытаются создать пространство, очертить его границы. Но так получается, что мы, говоря о наших проблемах, как-то забываем о границах.
    Что же на наш взгляд, может быть, и на ваш взгляд, является границей нашего движения, нашего пространства? Несомненно, русский язык -территория для нас всех. Именно русский язык - это та граница, которая очерчивает все наши проблемы. Русский язык, может быть, за исключением Белоруссии, не знаю, но практически для всех стран СНГ это проблема номер один. Выживание его с этих территорий - проблема номер один.
    Русский язык - это две проблемы. Это СМИ - средства массовой информации и это образование на русском языке. И то, и другое находится в плачевном состоянии в любой из стран СНГ. Мы много встречаемся, мы говорим о своих обидах, мы говорим о том, как мы проигрываем раз, второй, уступаем, уступаем, мы рассказываем... Вроде бы поговорили, освободили свое сердце, а потом опять говорим. Вот реального механизма по защите пока что русского языка вот до сих пор не создано.
    Второе важное, определяющее наши границы, является понимание своего гражданства. Понимание своего гражданства важная составляющая. Невозможно не чувствовать себя гражданином и в то же время на что-то претендовать, на какую-то территорию. Я думаю, что решение вопросов, окончательное решение вопросов гражданства, наверное, вторая составляющая, определяющая территорию российских соотечественников.
    И здесь по гражданству, я хотел бы по пути сразу сделать предложение. А, может быть, мы пойдем таким путем: на два года произвести мораторий, отойти от тех технологий получения гражданства, дать всем возможности по заявлению вступить в российское гражданство, а после этого уже все, перейти на ту технологию, которая есть. Пускай за эти два года... Я, например, уверен, что половина населения Азербайджана станет гражданами России. И, может быть, многие вопросы, которые будут решаться потом политиками, не придется их решать.
    Но вот эта система проволочек. Мы говорим о частных... Мои коллеги говорят, что у них наболело. В принципе, в общем-то, все равно мы упираемся в неразрешимость проблемы. Здесь одноразово выходим с таким предложением: на два года, в течение двух лет... Мысль я просто высказываю, здесь она родилась у меня, в зале.
    Следующий определяющий уровень соотечественника является, наконец, его удостоверение. Понимаете, говорим о соотечественном пространстве, до сих пор не имеем на руках удостоверения, чтобы знать, сколько же нас. Я понимаю, да, но единицы. Надо, наконец, этот вопрос решить, с удостоверением соотечественника, чтобы, наконец, закрыть эту границу и уже знать, что вот эти соотечественники и вот они же следующим этапом станут гражданами там России, большинство из них.
    Мы много раз здесь собирались. Вы помните, мы тоже все начинали с того, что сначала жаловались друг другу, а потом приходит осознание, что жалобами не решишь наших проблем. Надо как-то материально-технически их решать. Мы здесь выступали. Все заложено. Вот коллега выступал, я его не запомнил, говорил, что, действительно, приняты законы, выступал Президент, выступал Юрий Михайлович Лужков, известные люди... Все записано, все есть, надо выполнять. Вот как исполнять - стенка. И здесь единственное, может быть, сейчас надо отдать должное... признательности Юрий Михайловичу Лужкову, московской команде. Департаменту по внешним связям... Борис Иванович здесь сидит, неимоверными усилиями сейчас они переводят это в плоскость реальной реализации вот тех наговоров, тех программ. Сегодня они начинают создавать и исполнительные структуры, которые могут что-то сейчас начать делать.
    У нас нет материально-технической базы. Все упирается, правильно люди здесь говорят, в деньги. Россия конкретно денег не дает. Москва тоже конкретно денег не дает. Но мы говорили, что мы не хотим быть попрошайками, с протянутой рукой. Нам что-то дали, мы проели и опять просим. Может быть, один раз бы Россия нам бы технологически помогла с заводами, фабриками, структурами и сырьем. Мы бы это произвели... и рабочие места. Продали бы в  Россию, у нас бы какие-то сбережения появились. Ни в одной стране СНГ мы, русскоязычные, не участвовали в приватизации. Мы ничего с вами не выкупили - ни кусочка территории там, ни завода, ничего. Мы проиграли, отступили, ушли без боя, сдали мы, будучи элитой.