Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 18 О положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке и защите (часть II)

РЕКОМЕНДАЦИИ

парламентских слушаний на тему:
"О положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в государствах - участниках СНГ
и странах Балтии, и мерах по их поддержке и защите"

   21 мая 2002 г.                                                                                                                                             г.Москва


    В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 5 марта 2002 года 109 Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками рассмотрел на парламентских слушаниях 21 июня с.г. вопрос "О положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в государствах - участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке и защите".

В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы и Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов государственной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научной общественности, творческой интеллигенции, специалисты по вопросам международного права, члены Совета соотечественников при Государственной Думе руководители зарубежных общественных организаций российских соотечественников, представители средств массовой информации.

     Участники парламентских слушаний исходят из того, что в своем выступлении на Конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, 11 октября 2001 года Президент Российской Федерации придал этому вопросу особое значение: "По настоящему сильная диаспора может быть - нисколько в этом не сомневаюсь - только у сильного государства. И сейчас, когда Россия вновь обретает динамику и авторитет, когда ломается привычная послевоенная структура мира, мы, тем более, должны быть вместе. И национальный успех России должен стать нашим общим успехом... И, разумеется, очень многое зависит от граждан России - от их политических и общественных объединений+".
    Участники парламентских слушаний констатируют, что на сегодняшний день, по данным Министерства иностранных дел Российской Федерации, в государствах-участниках СНГ, а также в Латвии, Литве и Эстонии постоянно проживают и состоят на учете в консульских учреждениях около 350000 граждан Российской Федерации.
    Эта категория граждан Российской Федерации испытывает ряд существенных проблем в странах проживания:
    - граждане Российской Федерации в странах СНГ и Балтии являются иностранными гражданами, и даже там, где имеются двух- и многосторонние межгосударственные соглашения о правовом статусе граждан Российской Федерации в государствах проживания, что влечет за собой существенное ограничение их прав и свобод;
    - лицам, имеющим российское гражданство, зачастую отказывают в трудоустройстве и в первую очередь увольняют из государственных органов, предприятий и организаций;
    - их облагают дополнительными налогами и сборами, как граждан иностранных государств;
    - их лишают возможности получения образования за государственный счет в учебных заведениях большинства стран проживания; получение же образования за границей за счет средств государства им недоступно, поскольку таким правом пользуются практически только выпускники школ титульных национальностей;
    - гражданам Российской Федерации зачастую отказывают в получении социальных пособий и льгот, медицинском обслуживании, пенсионном обеспечении и т.п.;
    - они испытывают сложности с выездом за пределы государства проживания, оформлением виз, получением и заменой документов и т.д., поскольку консульские учреждения Посольств РФ нередко расположены на большом расстоянии от места их жительства, а предложения российской стороны об открытии консульских учреждений в местах компактного проживания русского населения во многих случаях наталкиваются на категоричные отказы руководства новых независимых государств;
    - нередко граждане РФ лишены защиты и покровительства консульских учреждений Посольств РФ в государствах пребывания, с одной стороны из-за значительных расстояний, с другой - из-за недостаточной штатной численности работников Консульских загранучреждений (КЗУ);
    - наши соотечественники подчас подвергаются притеснениям, преследованиям, шантажу и угрозам на бытовом уровне, без всяких видимых оснований только потому, что они граждане Российской Федерации, а не какого-либо иного государства. Они зачастую ограничены в возможностях защитить свои права в судах государства проживания, получать квалифицированную юридическую помощь, поскольку российские адвокаты в зарубежные государства не допускаются, а местные - как правило, защищают граждан РФ неохотно из опасений подвергнуться преследованиям;
    - граждане России очень часто лишены возможности представлять свои коллективные интересы в органах местного самоуправления и исполнительной власти в государствах проживания;
    - многие из них не могут принять участие в выборах вследствие того, что по объективным причинам организуется недостаточное количество зарубежных избирательных участков, расположенных к тому же на значительном удалении от места их проживания;
    - граждане Российской Федерации, проживающие в различных странах, при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации распределены по нескольким избирательным округам, находящимся на территории Российской Федерации, и не могут существенно влиять на результаты выборов по округу.
    Несмотря на проблемы, возникающие при принятии российского гражданства, российские соотечественники, проживающие в странах СНГ и Балтии, идут на этот шаг, в том числе по следующим причинам:
    - нежелание терять связь с исторической и этнической родиной, принимать гражданство страны проживания, психологически рассматриваемое как личное предательство по отношению к Отечеству;
    - надежда, что с приобретением российского гражданства они вправе рассчитывать на защиту и покровительство Российской Федерации;
    - нежелание связывать свое будущее с государством проживания в связи с ограничением прав и свобод, отсутствием в перспективе получения образования и обеспечения достойного уровня жизни своим детям, а также понимание того, что в обозримом будущем они все равно будут вынуждены покинуть государство проживания и переехать на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Отношения Российского государства со своими гражданами, постоянно проживающими за пределами России, в современных условиях приобретают особую актуальность, становятся важнейшим фактором и важным направлением внешней и внутренней политики Российской Федерации.

     Граждане Российской Федерации, проживающие в новых независимых государствах, представляют интересы России в этих регионах, являются естественными сторонниками интеграционных процессов с этими государствами, что отвечает национально-государственным интересам России.
     Согласно пункту 2 статьи 61 Конституции РФ Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
    Эта конституционная норма закреплена в новом Законе Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации". В статье 7 этого Закона говорится:
    "1. Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации.
    2. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы".
    Правовое положение граждан Российской Федерации в государствах СНГ и Балтии регулируется главным образом следующими документами:
    В Республике Армения - Законом от 17 июня 1994 г. "О правовом положении иностранных граждан в Республике Армения"; соглашением от 29 августа 1997 г. между Российской Федерацией и Республикой Армения "О правовом статусе граждан РА, постоянно проживающих в Российской Федерации и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Армения"; соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о регулировании процесса добровольного переселения; Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и РА.
    В соответствии с этими документами граждане Российской Федерации пользуются теми же правами, что и граждане Армении в следующих областях: имеют право на свободу мысли, слова, совести, вероисповедания, сохранения своего национального языка, культуры, обычаев.
    Они имеют право на защиту от незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь, неприкосновенности личности и жилища, чести и достоинства, жизни и здоровья, а также имущества. Граждане России имеют право на собственность, труд и предпринимательскую деятельность, платят налоги, пошлины и т.п., имеют право получать бесплатное среднее, а также высшее образование. Медицинское обслуживание в Республике - платное для всех, независимо от гражданства. Тарифы для всех одинаковы.
    Однако они не имеют избирательного права, не могут состоять членом какой-либо общественно-политической организации Армении, не могут быть избранными или назначенными на такие должности, для которых законодательством Армении требуется наличие ее гражданства.
    В целом статус российских граждан, постоянно проживающих в Армении, обеспечен в правовом смысле, что обуславливается союзническим характером отношений между нашими странами.
    Что касается факторов, негативно влияющих на положение российских граждан в Армении, представляется, что это - Закон о языке от 1993 г., существенно ограничивающий применение русского языка в системе образования и общественной жизни Армении.
    Подписание соглашения о статусе российских граждан, постоянно проживающих в Азербайджанской Республике, и азербайджанских граждан, постоянно проживающих в России, отложено до принятия в Российской Федерации Закона о статусе иностранных граждан, проживающих в России.
    Ратификация Договора между Российской Федерацией и Грузией о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Грузии, и граждан Грузии, постоянно проживающих в Российской Федерации, подписанного 15 сентября 1995 г., была приостановлена в связи с несоответствием Договора положению Конституции РФ об участии иностранцев в выборах.
    Законом Грузии "О правовом положении иностранцев" иностранцам, в том числе и российским гражданам, постоянно проживающим там, запрещается вступать в действующие в Грузии политические объединения или организовывать их. Граждане России как и другие иностранцы могут наравне с грузинскими гражданами создавать только общественные объединения, участвовать в деятельности кооперативных, научных, спортивных и других общественных организаций.
    В Республике Казахстан положение иностранцев регулируется Указом Президента РК, имеющим силу Закона, от 19 июня 1995 года "О правовом положении иностранцев в Республике Казахстан", постановлениями Правительства, регламентирующими порядок ввоза и вывоза имущества и информационных носителей, использования иностранной рабочей силы. Для граждан Российской Федерации межгосударственными договорами и соглашениями Российской Федерации с Республикой Казахстан предусмотрен особый статус, приравнивающий их в трудовых, имущественных правах, возможностях участия в органах местного самоуправления к гражданам Казахстана. К сожалению, имеются многочисленные факты не соблюдения по отношению к гражданам России норм, предусмотренных в межгосударственных документах. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Казахстане, в первую очередь увольняются с работы при сокращениях. Зачастую в нарушение достигнутых договоренностей к ним предъявляются требования, как к иностранным гражданам третьих государств.
    Руководство Киргизской Республики предпринимает ряд шагов, направленных на улучшение положения наших соотечественников. В мае 2000 г. принят Закон о придании русскому языку статуса официального языка киргизской Республики, а в декабре 2001 г. этот статус русского языка закреплен в Конституции страны. Законом предусмотрено использование русского, наряду с киргизским языком, в сфере государственного управления, законодательства и судопроизводства, а также в иных сферах общественной жизни Киргизии. Данный документ и имеющийся Договор о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих в Киргизии и граждан КР, постоянно проживающих в РФ, при их надлежащем исполнении в состоянии обеспечить в целом благоприятные условия для русскоязычных граждан республики и проживающих там граждан России.
    Социально-правовое положение постоянно проживающих в Латвийской Республике граждан России определяется совокупностью регламентирующих эту сферу соответствующих нормативных актов Латвийской Республики, в том числе разделом 8 "Основные права человека" Конституции (Сатверсме), законами и подзаконными актами Латвийской Республики.
    15 октября 1991 года Верховный Совет принял постановление о восстановлении прав довоенных граждан, лишив, таким образом, гражданства около 13 жителей республики (в основном, это лица русской национальности). В 1995 году для граждан бывшего СССР, "не заслуживших" гражданства Латвии, был определен статус "неграждан".
    Согласно Правилам Кабинета министров ЛР "Порядок занятости иностранных граждан и лиц без гражданства в Латвийской Республике" для официального трудоустройства гражданина России в Латвии ему необходимо получить от работодателя трудовой вызов, на основании которого в Управлении по делам гражданства и миграции будет выдано разрешение на работу, без которого устроиться по трудовому договору не удастся.
    Существуют определенные запреты и ограничения на профессии, занятие государственных и общественных должностей. Так, граждане России, постоянно проживающие в ЛР, не могут работать на государственной и гражданской службах, (Закон ЛР "О государственной и гражданской службе"), в полиции (Закон о полиции), прокуратуре (Закон о прокуратуре), суде (Закон о судебной системе), не могут занимать должность нотариуса (Закон о нотариате), не могут быть адвокатами и помощниками адвокатов (Закон об адвокатуре).
    По данным Латвийского комитета по правам человека, в Республике существует 28 запретов на профессии, занятие государственных и общественных должностей. Анализ показывает, что все действующие, а также находящиеся в процессе подготовки законодательные акты, касающиеся граждан России и неграждан Латвии (наших соотечественников), имеют явно дискриминационный характер, ущемляя их права в политической и социальной сферах (лишение избирательных прав, возможности учреждения и участия в политических партиях, первоочередные увольнения с работы, лишение пособий, бесплатной медицинской помощи, повышение налогов).
     Правовой статус постоянно проживающих в Литовской Республике российских граждан определяется Законом этой страны "О правовом положении иностранцев" от 17 декабря 1998 г. Они пользуются правами и свободами, предусмотренными Конституцией Литвы, законодательством республики, российско-литовскими и другими международными договорами Литовской Республики, обязаны соблюдать положения указанных документов.
    Граждане России могут проживать в Литве на основе временных или постоянных разрешений, выдаваемых Министерством внутренних дел. Разрешение на постоянное проживание предоставляет право на бессрочное пребывание в Литве и выдается после 5 лет проживания на основании временного разрешения. Оба разрешения предоставляют право на выбор и изменение места жительства, выезда из Литвы и возвращения в нее.
    Гражданин России, постоянно проживающий в Литве, обладает естественным правом на занятие трудовой деятельностью. Трудовые отношения регламентируются трудовым законодательством Литвы и Законом о правовом положении иностранцев.
    Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Литве, в отличие от русских граждан страны, не могут участвовать в президентских и парламентских выборах, ограничены в праве на работу в полиции, суде, прокуратуре, нотариальных конторах. Они не могут быть капитанами судов, служить в вооруженных силах Литвы. Список таких исключений достаточно широки, но он, в целом, не выходит за общепризнанные в таких случаях рамки. Имеются различия также в правах лиц, являющихся и не являющихся гражданами Литвы, в сфере экономики и предпринимательства.
    Порядок нахождения граждан Российской Федерации на территории Республики Молдова регламентируется Законом "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства", закрепляющим ряд ограничений, прежде всего на занятие определенных должностей в системе государственных органов. Закон "О собственности" разрешает существование различных "видов собственности с участием граждан и юридических лиц других государств, но исключает для них право собственности ни, земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда; Закон "О приватизации" также не позволяет им получать в личную собственность земельные участки; Закон "О предпринимательстве и предприятиях" закрепляет положение о том, что предпринимателем может быть любой гражданин иностранного государства.
    В соответствии с Законом "Об образовании" граждане России имеют возможность получать среднее и высшее образование. Однако в последнее десятилетие произошло сокращение числа учащихся школ с русским языком обучения, а получение высшего образования в университетах фактически переведено на платную основу.
    Законодательство Республики Молдова не предусматривает института двойного гражданства. Однако в настоящее время подготовлен законопроект об изменении Конституции и введении множественности гражданства.
     По действующему в Республике Таджикистан законодательству российские граждане пользуются одинаковыми правами с гражданами этой страны. Русский язык признан языком межнационального общения. Вместе с тем сокращается возможность получения детьми наших соотечественников образования на русском языке (число классов в школах с русским языком преподавания и русскоязычных классов в смешанных школах уменьшилось за последние годы втрое. В настоящее время насчитывается 1280 классов обоих типов с количеством учащихся более 17 тыс. человек.
    По Конституции Туркменистана за гражданами, независимо от национальности, закреплены равные права. Однако из-за языкового барьера продолжается отток русскоязычных граждан из административных органов, госпредприятий, образовательных учреждений, других сфер.
    В юридически-правовом отношении постоянно проживающие в Туркменистане этнические русские не подвергаются открытой дискриминации. Серьезных межнациональных трений отмечено не было. Между двумя странами подписаны договоры и соглашения "О сотрудничестве в целях обеспечения прав российского меньшинства в Туркменистане и туркменского - в Российской Федерации", "О правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации", "Об урегулировании вопросов двойного гражданства", "О регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев", которые в определенной мере позволяют регулировать возникающие проблемы.
    Закон Туркменистана о гражданстве (1990 г.) не создал препятствий для приобретения гражданства этой страны для наших соотечественников. Тем не менее, представители некоренных национальностей постепенно "вымываются" из властных структур, вытесняются с постов высшего и среднего уровня из государственных учреждений и предприятий. Это приводит к усилению миграции русскоговорящего населения в Россию. Настроения же остающихся в Туркменистане далеки от оптимизма в силу напряженной социально-экономической обстановки, случаев проявления бытового национализма.
    Из всех категорий российских соотечественников, проживающих в Республике Узбекистан, именно граждане России являются самой незащищенной в правовом и социально-экономическом отношении категорией. Проблемы, с которыми сталкиваются здесь граждане Российской Федерации, многочисленны и практически затрудняют нормальное проживание.
    Узбекская сторона не идет на подписание двустороннего соглашения "О правовом статусе граждан России, постоянно проживающих в Республике Узбекистан и граждан Узбекистана, постоянно проживающих в Российской Федерации", ссылаясь на то, что такой проблемы не существует ни в России для граждан Узбекистана, ни в Узбекистане для граждан Российской Федерации. Действующее в стране законодательство относит граждан России к иностранцам, которые обязаны оформлять вид на жительство при наличии постоянной прописки. Оформление же вида на жительство сопряжено с рядом трудностей:
    - во-первых, официальная госпошлина составляет 50 долларов США, что равно средней годовой пенсии, а это далеко не всем по карману;
    - во-вторых, эта процедура идет с бюрократическими препонами и дополнительным вымогательством;
    - в-третьих, даже имея вид на жительство и постоянную прописку, российские граждане по своеволию местных властей зачастую оплачивают многие жизненно важные услуги (транспортные, медицинские, коммуникационные и др.) в свободно конвертируемой валюте.
    По местному законодательству дети граждан России, как "иностранцы", имеют право получить бесплатное образование только в средней школе. Их дальнейшее обучение в лицеях, колледжах и вузах может быть только на контрактной основе с разрешения соответствующих министерств и ведомств. Как иностранцы, российские граждане не имеют права работать в государственных управленческих структурах, правоохранительных и судебных органах, на любых выборных должностях, их вытесняют с должностей на государственных производственных предприятиях. Все обращения, заявления и т.п. требуется писать на узбекском языке.
    Зачастую, особенно на периферии, граждане Российской Федерации и соотечественники подвергаются притеснениям, оскорблениям, угрозам на бытовом уровне в связи с их этнической принадлежностью.
    Для российских граждан объективно затруднено участие в выборах Президента, депутатов Государственной Думы Российской Федерации, поскольку Посольство в состоянии организовать лишь один избирательный участок в Ташкенте, а добраться до столицы из-за значительных расстояний и высокой стоимости проезда могут далеко не все избиратели.
    Граждане России не имеют возможности представлять свои коллективные интересы в органах законодательной и исполнительной власти в Узбекистане. Даже в уставе общественной организации - Русского культурного центра РУ, представляющего интересы соотечественников, имеется формулировка, что членами РКЦ РУ "могут быть, независимо от национальности, граждане Республики Узбекистан".
    Правовое положение иностранных граждан в Украине определяется Конституцией Украины, Законом Украины "О правовом статусе иностранцев" от 04.02.94 г., которые провозглашают равные права и свободы граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства.
    Определению правового положения иностранцев также посвящены отдельные положения более чем 30 других Законов Украины и десятки подзаконных актов.
    Несмотря на внушительную правовую базу, призванную защищать права и законные интересы иностранцев, в том числе и граждан России, последние сталкиваются с множеством проблем - трудностями при трудоустройстве во многие организации и учреждения Украины, получении бесплатного высшего образования. Зачастую не соблюдаются и легитимные нормы, обеспечивающие имущественные права иностранцев. Больших трудов и материальных затрат стоит получение вида на жительство, оформление которого местные органы МВД напрямую увязывают с выходом из гражданства России.
    Отмечаются многочисленные случаи дискриминации украинскими властями россиян при реализации их законного права получения социальных льгот, в том числе инвалидов и участников ВОВ.
    Между Россией и Украиной не существует соглашения о статусе граждан России, постоянно проживающих в Украине и граждан Украины, постоянно проживающих в России. Вопрос находится в стадии обсуждения на двусторонних переговорах и продвигается с трудом из-за нежелания украинской стороны.
    Конституция Украины и Закон Украины "О гражданстве Украины" не предусматривают возможность гражданам Украины иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство).
    В настоящее время никаких соглашений в этой области между Россией и Украиной не заключено. Однако различие в законодательном подходе к решению данного вопроса в наших странах вызывает определенные правовые коллизии. Так, при приобретении гражданства России в настоящее время не требуется прекращения предыдущего гражданства, что на практике приводит к ситуации так называемого "двойного" гражданства, когда граждане Украины получают второе гражданство - российское.
    Правовой статус постоянно проживающих в Эстонской Республике иностранцев, в том числе и российских граждан, регулируется Законом Эстонской Республики "Об иностранцах" от 8 июля 1993 года.
    Согласно ст. 12, ч. 3 Закона "Об иностранцах" постоянный вид на жительство "может быть выдан иностранцу, проживающему в Эстонии на основании срочного вида на жительство не менее трех из последних пяти лет и имеющему действительный вид на жительство, место жительства и легальный доход для проживания в Эстонии...".
    На иностранца может быть возложена обязанность выехать с территории Эстонии и запрещен въезд в страну в порядке, установленном Законом "Об обязательстве выезда из страны и запрете на въезд в страну" от 21 октября 1998 года.
    Иностранные граждане не имеют права избирать и быть избранными в государственные органы власти Эстонии, участвовать в референдуме, не могут являться членами политических партий.
     По Конституции ЭР, должности в государственных органах власти могут занимать и иностранцы, однако, лишь в виде исключения (ст. 30). В силе остаются запреты на профессии для неграждан (свыше 30).
    Действующая система образования противоречит ряду международных и европейских конвенций, предусматривающих гарантии нацменьшинствам получать образование на родном языке.
    Согласно Закону "О земельной реформе" от 17 октября 1991 года, иностранные граждане, в отличие от граждан Эстонии, являются "ограниченными уполномоченными субъектами приватизации земли". В частности, они не имеют права участвовать в приватизации земли.
    Участники парламентских слушаний считают, что законодательство большинства новых независимых государств не учитывает в полной мере демографической, экономической и этнокультурной специфики постсоветского пространства и не содержит достаточно норм, призванных обеспечить права инограждан, объективно необходимых в условиях столь сложного для них переходного периода.
    Участники парламентских слушаний обеспокоены тем, что при переезде на постоянное место жительства в Россию граждане Российской Федерации также оказываются в неравном правовом положении с другими категориями граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а именно:
    - при переезде в Российскую Федерацию их облагают дополнительными пошлинами, а зачастую просто поборами, поскольку они не в состоянии отстоять свои права, т.к. из государства своего прежнего проживания они уже выписались, а в Российской Федерации они, как правило, еще не числятся;
    - перед ними возникают труднопреодолимые препятствия с регистрацией, трудоустройством, приобретением недвижимости (в особенности в национальных республиках и автономных образованиях РФ);
    - существуют большие сложности с приобретением статуса вынужденного переселенца;
     - нарастают трудности с поступлением выпускников школ в российские вузы, из-за все большей разницы образовательных программ Российской Федерации и государств "ближнего" зарубежья;

    - они сталкиваются со значительными трудностями при получении причитающихся пособий, льгот, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения и т.п.;
     Участники парламентских слушаний обращают внимание международных правозащитных организаций на допускаемые нарушения норм международного права в отношении граждан Российской Федерации в странах СНГ и Балтии и призывают их отказаться в дальнейшем от политики двойных стандартов, широко практикующейся в настоящее время в обеспечении прав и свобод русского народа и, в частности, граждан Российской Федерации.
    Претворение в жизнь принципов и норм международного права в области прав и основных свобод человека и гражданина, должно стать одним из важнейших и эффективных механизмов защиты прав и законных интересов всех граждан, проживающих не в своих странах, независимо от их; национальной принадлежности.
    На основании изложенного, участники парламентских слушаний РЕКОМЕНДУЮТ:
    Федеральному Собранию Российской Федерации:
    - Считать законотворческую работу по формированию в рамках СНГ общего экономического, культурного, образовательного и информационного пространства одной из главных государственных задач, направленных на оптимизацию процесса интеграции постсоветского пространства, обеспечение защиты и покровительства проживающих там российских граждан.
    - Провести инвентаризацию имеющейся правовой базы, регламентирующей отношения Российского государства со своими российскими гражданами, проживающими за рубежом в целях ее дальнейшего совершенствования, наполнения и приведения в рабочее состояние.
    - Внести вопрос о правовом положении граждан Российской Федерации в государствах СНГ на рассмотрение Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ в соответствии с международными документами о правах и основных свободах человека, Устава СНГ, Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, других многосторонних и двухсторонних договоров и соглашений между государствами - участниками Содружества. Обратить при этом особое внимание на необходимость выработки оптимальных правовых норм для граждан государств - участников Содружества и на несоответствие духу и букве Устава СНГ безоговорочного распространения на российских граждан режима, установленного в ряде государств - участников СНГ для иностранных граждан, не являющихся членами СНГ;
    - Рассмотреть вопрос об образовании отдельного избирательного округа (или округов) для соотечественников - граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, и, в случае его положительного решения, внести необходимые изменения в соответствующие федеральные законы.
    - Обратиться к Парламентскому Собранию Союза Белоруссии и России и соответствующим органам государственной власти активизировать усилия по разработке и введению института союзного гражданства, закрепленного в Уставе Союза.
    - Продолжить по парламентской линии работу с законодателями стран СНГ по укреплению позиций русского языка в странах Содружества.
    - Совету соотечественников при Государственной Думе представлять в Государственную Думу сведения о соблюдении прав граждан Российской Федерации, проживающих в государствах СНГ и Балтии. Завершить работу по созданию "Белой книги", нарушений прав российских соотечественников в этих странах.
    Правительству Российской Федерации:
    - Активизировать работу по расширению международно-правовой базы по урегулированию вопросов гражданства, обеспечения и защиты прав граждан Российской Федерации за рубежом, обращая особое внимание на механизмы контроля за исполнением достигнутых договоренностей.
    - Учитывая большое количество граждан России, постоянно проживающих за рубежом, рассмотреть необходимость разработки Концепции политики РФ в отношении этой категории людей.
    - Обеспечить скорейшую разработку, согласование и подписание Конвенции СНГ в области прав человека.
    - Рассмотреть вопрос об укреплении качественно и количественно кадрового состава консульских служб, а также технического их оснащения в странах Содружества и Балтии.
    - Активизировать деятельность Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, в том числе:
    принять и обеспечить исполнение Программы мер по поддержке Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе;
    обеспечить координацию работы с соотечественниками за рубежом в субъектах Российской Федерации.
    - В целях сохранения информационного поля российских СМИ в странах СНГ и Балтии предусмотреть в законодательстве Российской Федерации льготы для радио- и телекомпаний, вещающих на страны СНГ и Балтии, и печатных изданий, производящих печатную продукцию, предназначенную для русскоязычных читателей этих стран.
    - Развивать межвузовское сотрудничество, направленное в частности, на создание филиалов российских высших учебных заведений (по примеру МГУ им. М.В. Ломоносова), а также Российско-национальных Славянских университетов.
    - Рассмотреть возможность увеличения количества государственных стипендий для граждан РФ проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии.
    - Содействовать установлению партнерских связей российских образовательных учреждений с учебными заведениями стран СНГ и Балтии.
    - Создать Адвокатский центр по оказанию юридической помощи российским соотечественникам с открытием филиалов в странах их проживания.
    - При поддержке российского бизнеса и специалистов в области права разработать юридически аргументированный для наших партнеров по Содружеству механизм создания хозяйственных структур в странах СНГ, в которых преимущественным правом трудоустройства пользовались бы наши соотечественники (в том числе и граждане Российской Федерации в странах проживания).
    - Выступить с законодательной инициативой по внесению изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в части увеличения срока действия общегражданских заграничных паспортов (ОЗП) для граждан Российской. Федерации, постоянно проживающих за границей и состоящих на консульском учете в диппредставительствах и консульских загранучреждениями Посольств Российской Федерации в стране пребывания.
    - Усовершенствовать порядок использования средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих в государствах - участниках СНГ и странах Балтии, в части расширения возможностей их использования Посольствами Российской Федерации и общественными объединениями российских соотечественников в государствах их проживания.
    - Разработать положение о возможности для граждан РФ, проживающих в государствах СНГ и Балтии (соответствующего возраста) служить в Вооруженных Силах России.
    - С учетом продолжающейся миграции в Россию соотечественников из стран СНГ в будущей Концепции миграционной политики Российской Федерации установить приоритет для граждан России, а также определить российские регионы, наиболее нуждающиеся в притоке трудоспособного и репродуктивного населения.
    - Рекомендовать главам администраций регионов Российской Федерации сформировать действующий в реальном времени банк данных о потребностях в притоке рабочей силы, с указанием профессий и специальностей, отражающих возможности муниципальных образований и хозяйственных субъектов в обустройстве мигрантов на новом месте жительства.
    - Предусмотреть составление ежегодного общефедерального Доклада о положении соотечественников в странах мира с указанием как на позитивные примеры отношения к ним со стороны властей стран проживания, так и на случаи систематических нарушений их прав.
     Министерству иностранных дел Российской Федерации:
    - Обеспечить выполнение в полном объеме Программы мер по поддержке Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе.
    - Активизировать работу по созданию российских информационно-культурных центров в государствах - участниках СНГ и Балтии.
     - Принять меры по увеличению количества консульских учреждений за рубежом в местах компактного проживания граждан Российской Федерации и российских соотечественников.
    - Посольствам Российской Федерации в государствах СНГ и Балтии улучшить работу по официальному разъяснению принимаемых в России законов о гражданстве, миграции и т.п. Наладить работу с теми, кто хочет выехать в Россию. Создать банк данных о том, в каких регионах России и какие специалисты нужны и условия их работы.
    - Обеспечить проведение мониторинга с целью получения полной информации о численности соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе граждан Российской Федерации, и тех, кто хочет по тем или иным причинам вернуться в Россию.
    - Через год рассмотреть на парламентских слушаниях вопрос об опыте работы МИДа по защите и покровительстве наших соотечественников в ближнем зарубежье в соответствии с новыми функциями, возложенными на это министерство Указом Президента РФ от 5 мая с.г.
    Участники парламентских слушаний обращаются с просьбой к Президенту Российской Федерации:
    - создать при Президенте Российской Федерации Институт уполномоченного по правам граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;
    - взять под личный контроль вопрос защиты прав граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом.
    Участники парламентских слушаний выражают твердую уверенность в том, что Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы Российской Федерации и общественные организации, научные учреждения и средства массовой информации внесут позитивный вклад в обеспечение прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников, проживающих за рубежом.