АВ 2002г. Выпуск 18 О положении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, и мерах по их поддержке и защите (часть II)
ПРОЖИВАЮЩИЕ В БЛИЖНЕМ ЗАРУБЕЖЬЕ*
_________________________
* По данным Посольств РФ в странах СНГ и Балтии, членов Совета соотечественников при Госдуме РФ, организаций российских граждан в ближнем зарубежье.
ОБЩИЕ
|
|
|
|
- граждане Российской Федерации в странах СНГ и Балтии являются иностранными гражданами, и даже там, где имеются двух- и многосторонние межгосударственные соглашения о правовом статусе граждан Российской Федерации в государствах проживания, это влечет за собой существенное ограничение их прав и свобод; |
|
- из-за наличия у них российского гражданства им зачастую отказывают в трудоустройстве и в первую очередь увольняют из государственных органов, предприятий и организаций; |
|
|
|
- их облагают дополнительными налогами и сборами, как граждан иностранных государств; |
|
|
|
- их лишают возможности получения образования за государственный счет в учебных заведениях стран проживания; получение же образования за границей за счет средств государства им недоступно, поскольку таким правом пользуются практически только выпускники школ титульных национальностей; |
|
|
|
- гражданам Российской Федерации нередко отказывают в получении социальных пособий и льгот, медицинском обслуживании, пенсионном обеспечении и т.п.; |
|
- им создают сложности с выездом за пределы государства проживания, оформлением виз, получением и заменой документов и т.д., поскольку консульские учреждения Посольств РФ находятся за многие сотни километров, а предложения Российской Федерации об открытии консульских учреждений в местах компактного проживания русского населения во многих случаях наталкиваются на категоричные отказы руководства новых независимых государств; |
|
|
|
- нередко граждане РФ лишены и покровительства консульских учреждений Посольств в государствах пребывания, с одной стороны из-за значительных расстояний, с другой - из-за нежелания чиновников российских загранучреждений портить отношения с властями страны пребывания; |
|
- граждане Российской Федерации подвергаются притеснениям, преследованиям, шантажу и угрозам, без всяких видимых оснований только потому, что они граждане Российской Федерации, а не какого-либо иного государства. Они ограничены в возможностях защитить свои права в судах государства проживания, получать квалифицированную юридическую помощь, поскольку российские адвокаты в зарубежные государства не допускаются, а местные - защищают граждан РФ неохотно из опасений подвергнуться преследованиям; |
|
- отказ в признании действительными паспортов СССР образца 1974 года и произвольное установление сроков их замены, не совпадающих со сроками действия этих паспортов, установленными в РФ; |
|
- ограничения в приобретении в собственность недвижимости, в т.ч. жилья; |
|
- нарушение коллективных прав граждан через запрет на создание национально-культурных и административно-территориальных автономий в местах компактного проживания граждан РФ и российских соотечественников; |
|
- граждане России лишены возможности представлять свои коллективные интересы в органах исполнительной власти в государствах проживания; |
|
- большинство граждан Российской Федерации практически лишены возможности участия в выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Российской Федерации, так как избирательные участки организуются, как правило, в ограниченном количестве населенных пунктов и не все имеют возможность добраться до них из-за значительных расстояний и высокой стоимости проезда. |
|
|
|
- граждане Российской Федерации, проживающие постоянно в Армении имеют возможность для голосования на федеральных выборах в России (в день выборов открыты 10 избирательных участков). Однако, поскольку они приписаны дополнительно к определенному избирательному округу в России, то практически выдвигать своего кандидата в депутаты в ГД РФ, Президента РФ они не могут. |
|
- российские граждане в органах местного самоуправления не представлены, поскольку после принятия в Армении закона о языке, делопроизводство перешло на армянский язык, и большинство российских соотечественников вынуждено было уволиться, поскольку не знали армянского языка. Что касается бизнеса, то в нем представлены, главным образом, армянские граждане, приобретшие российское гражданство. |
|
- принятый в Армении в 1993 году закон о языке привел к резкому сокращению числа русских школ. Право обучаться в "русских классах" получили лишь дети русской национальности, а также граждане России, не являющиеся одновременно гражданами Республики Армения. В действительности, после соответствующей проверки армянскими органами надзора зачастую выясняется, что многие граждане, претендующие на обучение своих детей в русских классах, являются бипатридами. За ними армянские власти не признают российского гражданства, и их дети вынуждены обучаться в армянских школах. |
|
- в настоящее время русскими можно назвать лишь школы в селах Лермонтово и Фиолетово, в которых проживают потомки русских сектантов-молокан. Действуют 47 школ с русскими классами (13 из этих школ находятся в Ереване), в которых обучаются свыше 8 тыс. учеников. Функционируют две школы Минобороны России (в г.Ереване и г.Гюмри), а также четыре школы российских пограничников в Республике Армения. |
|
- для граждан России обучение в армянских вузах платное. Многие предпочитают поступать в Российско-Армянский (славянский) университет и филиалы российских институтов в Армении, рассчитывая в дальнейшем вернуться в Россию с российским дипломом о высшем образовании. В 2001 г. было подписано российско-армянское межправительственное соглашение о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и званиях. |
|
- на территории республики в метровом диапазоне ретранслируются передачи РТР и ОРТ. Помимо этого в Ереване ретранслируются в дециметровом диапазоне передачи НТВ, ТВЦ, "Муз-ТВ". В столице принимаются программы радиостанций "Маяк", "Хит-FM", "Европа-плюс", "Русское радио". |
|
- сотрудники Посольства внимательно изучают каждое заявление, поступающее к ним по вопросам защиты прав российских граждан. Для более детального ознакомления с положением дел, привлекаются и общественные организации соотечественников. Налажены деловые связи с силовыми ведомствами республики. |
|
- отсутствует соглашение о статусе граждан России в Азербайджане (и граждан АР в России), хотя проект документа в значительной степени проработан и находится на рассмотрении двусторонней Межправкомссии. |
|
- в целом возможности для постоянно проживающих в АР граждан РФ в трудоустройстве, а также участии в бизнесе реально заметно ниже аналогичных возможностей граждан АР. Прежде всего, это, в огромной мере зависят от степени "дружбы" с властями. Данное замечание справедливо и для общественной деятельности. |
|
- возможности получения образования формально одинаковые, однако значительно осложняются (особенно для высшей школы) в случае появления языковых проблем, но большей частью из-за упомянутых выше перспектив дальнейшего продвижения в выборных профессиях. |
|
- информационное обеспечение граждан РФ в том числе русскоязычных) в настоящее время может быть охарактеризовано как удовлетворительное. Однако имеется ощутимая тенденция к ухудшению. Вопрос о создании информационно-культурного центра РФ в Баку прорабатывается, но ближайшие перспективы его пока не вполне определены. |
|
- несмотря на то, что законодательные акты Грузии формально отвечают основным принципам демократии и международных правовых норм (включая "Закон о гражданстве" и "Закон о правовом положении иностранных граждан"), и Грузия, являясь членом европейских правозащитных организаций, подписала большинство международных документов в области прав человека, на деле грузинские власти проводят дискриминационную политику по отношению к представителям нетитульной нации и откровенно предоставляют привилегированное положение лицам грузинской национальности во всех сферах общественной жизни. |
|
- безработица, низкий жизненный уровень, отсутствие представителей этнических русских в парламенте, основных политических партиях, органах исполнительной власти характеризуют социальное положение русскоязычного населения. |
|
- граждане Российской Федерации, проживающие в Грузии, сталкиваются с дополнительными проблемами, которых нет у российских соотечественников, имеющих гражданство государства проживания: граждан Российской Федерации в Грузии приравнивают в правовом положении к иностранцам, что связано с существенным ограничением их прав и свобод. |
|
- с введением с 1 марта 2001 г. полномасштабного визового режима граждане России, не успевшие вовремя получить вид на жительство в Грузии, становятся нелегалами, они должны своевременно оформить долгосрочную визу (60 ам. долл.), в противном случае - платить штраф в тройном размере (180 ам. долл.). Если у них таких средств нет, то они становятся невыездными, выездную визу в Россию консульский департамент МИД Грузии им никогда не оформит как нелегалам. |
|
- у российских граждан нет реальных гарантий на объективную судебную защиту: стоимость подачи искового заявления, получение необходимых справок, перевод документов на грузинский язык, услуги адвоката многие соотечественники не в состоянии оплатить. |
|
- несмотря на наличие многочисленных договоров и соглашений, принятых в рамках СНГ, где закреплены обязательства государств-членов, в т.ч. и Грузии, гарантировать своим гражданам равные права и свободы, созданная нормативно-правовая база работает "на низких оборотах" и крайне неэффективно. Грузия зачастую уклоняется от реализации совместных договоренностей, приводя в оправдание внутренние неурядицы и экономические трудности, якобы, не позволяющие гарантировать выполнение в полном объеме обязательств по этим документам. |
|
- формально российские граждане, постоянно проживающие в Грузии, наравне с гражданами Грузии, в соответствии с Конституцией Грузии имеют право на владение собственностью (п.1 ст.21), на свободное предпринимательство (п.2 ст.30). |
|
- на практике же фиксируются многочисленные случаи захвата квартир, земельных участков, имущества российских граждан. Обращение русских по имущественным вопросам в правоохранительные органы результатов не дает. Суды тенденциозно рассматривают дела, если одна из сторон является, русской, им даны негласные указания, чтобы не удовлетворяли судебные требования русских и осетин. |
|
- что касается вопроса трудоустройства, то Конституция Грузии (ст.32) предусматривает лишь положение, согласно которому Государство способствует трудоустройству лишь гражданам Грузии, оставшимся без работы. При этом в п.1 ст.30 Конституции закреплено положение о том, что труд - свободен. |
|
- в многочисленных письменных и устных обращениях в Посольство и его консульский отдел соотечественники жалуются не только на отсутствие средств на лечение, питание, другие тяготы жизни, но и на различные формы дискриминации на работе, в частности, "выдавливание" с занимаемых должностей и выдвижение на освободившиеся места местных кадров, а также подчас враждебное отношение к семьям по месту жительства со стороны властей. |
|
- большое количество обращений от граждан России и соотечественников связано с просьбами об оказании материальной помощи. Средства выделяются в первую очередь участникам ВОВ, ветеранам труда, инвалидам, многодетным и неполным семьям, другим социально незащищенным категориям соотечественников. |
|
- вопросы обучения языку в Грузии регулируются Законами "О государственном языке" и "Об образовании". В соответствии с действующими законодательными актами государство "обеспечивает условия гражданам Грузии, для которых грузинский язык не является родным, путем создания общеобразовательных учреждений или секторов, где обучение ведется на их родном языке". |
|
- материально-техническая база изучения русского языка в местной системе образования находится в удручающем состоянии. Повсеместно ощущается похвала учебной и учебно-методической литературы, что уменьшает возможности получения образования нашими соотечественниками на родном языке. |
|
- в дополнение к Закону Грузии "Об образовании" (1997 г.), создано положение о средней школе, в соответствии с которым школы признаются "субъектами общественного права", им предоставляется некоторая экономическая самостоятельность. Например, учащиеся 10-11 классов обязаны платить за обучение 10 (примерно 5 ам.долл.) лари в месяц. Такие расходы не всегда доступны нашим соотечественникам. По экспертным оценкам большинство русских (ИГР и высококвалифицированных рабочих) остались без работы и находятся за чертой бедности. |
|
- зарплата преподавателей государственных образовательных учреждений (ВУЗов, школ) низкая (примерно 15 ам.долл.), задержки с ее выплатой составляют от 4 до 9 месяцев. В регионах Грузии проводятся акции протеста учителей, но ситуация не меняется. |
|
- в грузинских школах русский язык изучается в качестве иностранного языка с 3-го по 11 классы по 3 часа в неделю. По информации представителей органов народного образования Грузии они вынуждены учитывать пожелания родителей учащихся, выбирающих для своих детей преимущественно английский язык в ущерб русскому. |
|
- русскоязычное население Грузии практически находится в информационном вакууме, особенно в регионах. |
|
- российские периодические издания недоступны большей части населения из-за высокой стоимости. Распространением российской печати в Грузии в розницу занимаются в основном частные предприятия. |
|
- корреспонденты обращают внимание на существующие у них проблемы и трудности как в процессе осуществления ими профессиональных обязанностей, так и в быту, вызванные сложными социально-экономическими условиями жизни в Грузии. Отдельно ставится вопрос об обеспечении личной безопасности журналистов. |
|
- грузинские русскоязычные журналисты и местные корреспонденты российских информационных агентств, телекомпаний, печатных изданий образовали в январе 1997 г. международную ассоциацию русскоязычных журналистов в Закавказье (МАРЖЗ), пользующуюся поддержкой грузинских официальных властей. |
|
- из местных изданий на русском языке лидирующее место по объему тиража (2 тыс. экземпляров в месяц) занимает газета "Свободная Грузия", представляющая официальную точку зрения и дотируемая государством. Газета нередко публикует антироссийские материалы, обходит вниманием русскую общину. |
|
- на возможностях российского культурно-информационного влияния в Грузии сильно сказывается отсутствие Российского культурно-информационного центра здесь. Вопрос об открытии в Тбилиси российского Центра науки и культуры и, соответственно, грузинского - в Москве уже неоднократно поднимался российской стороной, а проект Межправительственного соглашения об учреждении информационно-культурных центров был передан Посольством грузинской стороне еще в 1996 году. |
|
- в стране практически не существует печатных изданий наших соотечественников. С 1995 по 1998 гг. в Грузии выходила газета "Речь", однако в связи с отсутствием финансирования она перестала выпускаться. Учредителем было Русское культурно-просветительское общество (РКПО) Грузии. Курс редакции газеты в целом отражал взгляды руководства РКПО. Это неконфронтационная, лояльная к официальным властям позиция, содействие безболезненной адаптации россиян к новым условиям страны проживания, отражение их насущных потребностей, прежде всего культурно-информационных и социально-экономических. |
|
- из двусторонних документов между Россией и Грузией подписаны, но не ратифицированы, соглашения о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого, о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев. |
|
- в целом можно констатировать, что до нынешнего дня в Грузии не удалось создать необходимого всеобъемлющего правового поля по защите интересов соотечественников. Неэффективным остается и механизм реализации уже подписанных соглашений. |
|
- граждане России лишены права участвовать в выборах даже органов местного самоуправления. |
|
- в отношении граждан России применяются дискриминационные запреты на профессию (около 28 запретов). |
|
- социальные различия в правах включают около 2-х десятков позиций. |
|
- определенные ограничения в правах собственности (граждане России могут приобретать землю в собственность только с согласия председателя городской (волостной) Думы. Есть и другие ограничения на приобретение земли гражданами России. |
|
- высшее образование с 1999 г. переведено на латышский язык. |
|
- с 2004 г. все государственное среднее образование будет переведено на латышский язык. |
|
- тем гражданам России и негражданам Латвии, чья трудовая деятельность прошла вне Латвии, при начислении пенсий засчитываются только годы, проработанные в Латвии. |
|
- проблема получения вида на жительство. |
|
- проблемы с трудоустройством. |
|
- проблемы пенсионного обеспечения. |
|
- проблема льгот для ветеранов ВОВ, не являющимися военными пенсионерами, в том числе и граждане РФ. |
|
- проблема судебного преследования в Латвии ветеранов службы в правоохранительных органах бывшего СССР. |
|
- в законодательстве Литвы содержатся двойные правовые стандарты для иностранцев. А декларируемые равные права нарушаются в ходе правоприменительной практики (при приеме на работу и увольнении и т.д.). |
|
- граждане РФ, постоянно проживающие в Литве, не могут участвовать в президентских и парламентских выборах, только рассматривается вопрос о разрешении выбирать местные органы власти, ограничены в праве на работу в полиции, суде, прокуратуре, нотариальных конторах. В целом, это не выходит за общепризнанные в таких случаях рамки. Имеются ограничения в сфере экономики и предпринимательства (при приватизации госимущества, в праве на владение землей). |
|
- литовское законодательство предусматривает лишение лиц, проходивших службу в органах КГБ, МВД ССР, прокуратуры (до 1990 г.) или занимавших руководящие должности в структурных подразделениях КПСС, многих социально-экономических прав и льгот. Так, ветераны войны из их числа лишены надбавки к пенсии в размере 35 дол. США, выплачиваемой ветеранам антигитлеровской коалиции. |
|
- проблема получения видов на жительство (необходимо легальный доход для проживания в Эстонии). |
|
- проблема "нелегалов" (от 5 до 30 тыс. чел., многие из них родились в Эстонии). |
|
- проблема участия в политической жизни. |
|
- проблема участия в сфере занятости. |
|
- проблема прав собственности. |
|
- проблема судебного преследования в Эстонии ветеранов службы в правоохранительных органах бывшего СССР. |
|
- среди русского населения в Эстонии самая высокая смертность и самая низкая рождаемость. Русские - преобладающая часть среди населения, проживающего за чертой бедности, среди русских - более высокая безработица. |
|
|
|
- вытеснение русского языка из официальной сферы (перевод делопроизводства на казахский язык). |
|
- сужение возможности получения образования на русском языке для детей. |
|
- бесперспективность в карьере, нарастающая безработица. |
|
- растущий бытовой национализм. |
|
- нарастающая изоляция из-за отъезда русских. |
|
|
|
- отсутствие работы. |
|
- рост бытового национализма. |
|
- нищета - 80% за чертой бедности (из 4 800 тыс. населения 590 тыс. - пенсионеры, пенсии = 9$), средняя зарплата = 24 $ (на границе прожиточного минимума) безработица > 10% трудоспособного населения. |
|
- беспризорные дети (в основном - русские). |
|
- несмотря на официальный статус русского языка, принимаемые языковые программы требуют обязательного знания киргизского языка, что сводит на нет законодательный статус русского. |
|
|
|
- отсутствие работы. |
|
- проблемы образования - перегрузка русских классов в школах. |
|
- сокращение информационного обеспечения. |
|
- бедность, особо остра проблема пенсионеров, одиноких людей. |
|
- изолированность русских людей из-за массового отъезда. |
|
|
|
- отсутствие возможности учебы для детей (Единственная школа с российскими программами на республику; перевод образования на 9 классов по турецкой модели). |
|
- бедность. |
|
- отсутствие работы, дискриминация в среди занятости. |
|
- резкое сокращение информации в СМИ на русском языке. |
|
- нарушения прав в жилищном вопросе, свободы совести, трудовых отношениях. |
|
- проблемы с выездом в Россию. |
|
|
|
- из всех категорий российских соотечественников, проживающих в Узбекистане, именно граждане России являются самой незащищенной в правовом и социально-экономическом отношении категорией. Проблемы, с которыми сталкиваются здесь граждане РФ, многочисленны и практически затрудняют нормальное проживание. |
|
- узбекская сторона не идет на подписание двустороннего соглашения "О правовом статусе граждан России, постоянно проживающих в РУ и граждан Узбекистана, постоянно проживающих в РФ", ссылаясь на то, что такой проблемы не существует ни в России для граждан Узбекистана, ни в Узбекистане для граждан РФ. Действующее в стране Законодательство относит граждан России к иностранцам, которые обязаны оформлять "вид на жительство" при наличии постоянной прописки. Оформление "вида на жительство" сопряжено с рядом трудностей: |
|
- по местному законодательству, дети граждан России, как "иностранцы" имеют право получить бесплатное образование только в средней школе. Их дальнейшее обучение в лицеях, колледжа и вузах может быть только на контрактной основе с разрешения соответствующих министерств и ведомств. Как иностранцы, российские граждане не имеют права работать в государственных управленческих структурах, правоохранительных и судебных органах, на любых выборных должностях, их вытесняют с должностей на государственных производственных предприятиях. Все обращения, заявления и т.п. требуется писать на узбекском языке. |
|
- зачастую, особенно на периферии, граждане РФ и соотечественники подвергаются притеснениям, оскорблениям, угрозам на бытовом уровне в связи с их этнической принадлежностью. |
|
- для российских граждан объективно затруднено участие в выборах Президента, депутатов Госдумы РФ, поскольку Посольство в состоянии организовать лишь один избирательный участок в Ташкенте, а добраться до столицы из-за значительных расстояний и высокой стоимости проезда могут не все избиратели. |
|
- граждане России не имеют возможности представлять свои коллективные интересы в органах законодательной и исполнительной власти в Узбекистане. Даже в уставе общественной организации - Русского культурного центра РУ, представляющего интересы соотечественников, - имеется формулировка, что членами РКЦ РУ "могут быть, независимо от национальности, граждане Республики Узбекистан". |
|
- особые проблемы возникают у граждан России, постоянно проживающих в Узбекистане. Если по данным консульского учета, как отмечалось выше, официально их около 7 тыс. чел., то реально их число значительно больше, поскольку в 1993-98 гг. многие граждане РФ отказывались от постановки на учет, ссылаясь на предстоящий отъезд в Россию. Кроме того, на консульский учет формально не ставились лица с узбекскими паспортами, оформившие российское гражданство законным путем. |
|
Таблица 7.1