АВ 2000г. Выпуск 18 О развитии образовательных связей с государствами - участниками Содружества
ВВЕДЕНИЕ
5 июня 2000 года Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками провел парламентские слушания на тему: "О развитии образовательных связей с государствами СНГ и Прибалтики".
Среди задач, поставленных в ходе парламентских слушаний - анализ состояния законодательной базы (внутригосударственное законодательство об образовании, о языках в странах СНГ и Прибалтики, межгосударственные и межведомственные договора и соглашения) с точки зрения разработки дополнительных мер по формированию единого образовательного пространства России и сопредельных стран.
Немаловажное значение имело обобщение опыта работы в этой сфере, выявление основных проблем и путей их разрешения, чему на парламентских слушаниях уделялось главное внимание.
В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, руководители и представители органов государственной исполнительной власти РФ, органов государственной законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, видные ученые, специалисты в области образования, представители общественных организаций Российской Федерации и организаций российских соотечественников за рубежом, образовательных учреждений из государств СНГ и Прибалтики.
Подобный интерес к парламентским слушаниям обоснован, поскольку все мы заинтересованы в том, чтобы государства СНГ являлись бы истинным Содружеством, процветающими, стабильными, добрососедскими странами. Это необходимо и выгодно всем и каждой из них. Российское присутствие в государствах СНГ и Прибалтики, взаимосвязи, сотрудничество между ними должны поддерживаться, в том числе и решением гуманитарных проблем. В первую очередь это развитие связей в области образования и сохранение общего языкового пространства, то есть сохранение функционирования русского языка как в сфере межгосударственного общения, так и в свободном использовании его русскоговорящим населением этих государств, поддержкой со стороны России образования на русском языке своих соотечественников, проживающих в этих странах. Россия должна научиться применять правозащитные механизмы для отстаивания права человека получать качественное и полноценное образование на родном языке. Нам необходимо использовать все свое влияние, чтобы изменить ситуацию, складывающуюся в сфере гуманитарного сотрудничества с постсоветскими республиками, где многовековая история взаимодействия наших народов нередко сегодня трактуется отрицательно. Нельзя обходить молчанием и то, что в государствах, выражающих заинтересованность в экономическом и военно-политическом взаимодействии с Россией, вырастают новые поколения, в сознании которых закладывается враждебный образ России. Нас не может не беспокоить высокий уровень миграции русскоязычного населения из этих государств, во многом обусловленный неблагополучным положением в области образования на русском языке и функционирования русского языка.
Государственная Дума и первого, и второго созывов не оставляла эти проблемы без внимания. За этот период проведены парламентские слушания "Образование в странах СНГ: современное состояние и перспективы развития интеграции" и "О положении русского языка, культуры и образования в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии и мерах по их поддержке со стороны государственных органов и общественности Российской Федерации". Рекомендации парламентских слушаний были направлены Президенту и Правительству России, всем заинтересованным ведомствам.
Государственной Думой в 1998 году был одобрен и направлен в исполнительные структуры СНГ проект Конвенции Содружества Независимых Государств "О статусе русского языка".
В Межпарламентскую ассамблею направлен также проект модельного закона "О языковой политике в государствах СНГ". Он уже прошел предварительное рассмотрение в комиссиях и рекомендован к принятию на очередной сессии Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.
Многое делается для законодательного закрепления процесса формирования единого образовательного пространства по линии МПА. В этой работе самое активное участие принимают российские законодатели. За время, прошедшее с последних слушаний по данной проблематике, в декабре 1997 года МПА приняла Модельный закон "Об образовании взрослых", в апреле 1999 года - модельный закон "Об образовании". Работа велась во исполнение рекомендаций прошедших парламентских слушаний.
Проведенные мероприятия во многом предопределили наметившиеся к настоящему времени положительные тенденции в развитии образовательных связей со странами СНГ и Прибалтики.
Так, Парламент Киргизии по инициативе своего Президента Аскара Акаева принял Закон "Об официальном языке Киргизской Республики", по которому русский язык в Киргизии обрел равное положение с киргизским языком во всех сферах жизни государства. Этим актом восстановлены в своих правах сотни тысяч русскоговорящих граждан Республики.
Киргизия вновь подтвердила приверженность к политике развития сотрудничества на единой языковой основе.
Вместе с тем необходимо признать, что работа по воссозданию общего образовательного пространства, ядром которого должна стать Россия, пока не приобрела системного характера, не стала главной стратегической задачей в развитии Содружества Независимых Государств.
С горечью надо признать, что мы немало уже потеряли. Нам не удалось в полной мере выполнить Указ Президента России "О поддержке Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" ( 902 от 13 июля 1996 г.), направленный на создание единого образовательного пространства со странами СНГ.
Ниша, образовавшаяся после развала советской системы образования заполняется тем, что не только российские политики, олигархи, но и президенты, банкиры из стран СНГ, выучившиеся в свое время в лучших московских, питерских, киевских вузах отправляют своих детей на учебу не в Россию, а в США и Англию.
Тенденция ослабления российского присутствия в сфере образования на постсоветском пространстве сохраняется: не растет количество студентов из стран СНГ, обучающихся в российских вузах; практически нет обменов среди преподавателей и студентов, прекратилась практика подготовки ученых в российских учебных центрах и совсем не выдерживает критики пассивное отношение к утрате позиций русского языка. Нельзя забывать притчу о Вавилоне, который был разрушен, когда его жители утратили единый язык. Русский язык де-факто и де-юре является рабочим языком СНГ. Он является одним из 6 мировых языков. Учитывая это, Россия должна искать подходы для укрепления его статуса в государствах, ищущих тесного политического, военного и экономического сотрудничества. Резервы и ресурсы для этого необходимо найти. Нужно воспользоваться и мировым опытом, например, Франции, где сохранение франкофонного пространства и образования на французском языке в мировом масштабе является одним из приоритетов государственной политики.
Требуют решения проблемы образования российских соотечественников, проживающих за рубежами России. В данном случае речь идет о проблеме громадного гуманитарного значения и затрагивающей интересы десятков миллионов человек. Именно здесь мы сталкиваемся с многочисленными нарушениями прав человека, требований основных международных документов.
1 июня исполнился год со дня вступления в силу Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Его принятию предшествовала многолетняя работа депутатов Государственной Думы второго созыва. Но для того, чтобы этот Закон заработал в полную силу, необходимо еще много сделать, в том числе разработать и утвердить на правительственном уровне комплекс мер по его реализации.
И главная проблема тут даже не в отсутствии средств. Каждый год в федеральном бюджете выделяются небольшие, но все-таки какие-то деньги. Но они не доходят до соотечественников, не используются. Главная проблема - в отсутствии на сегодняшний день реальной последовательной государственной политики в отношении соотечественников.
Мы же убеждены, что защита прав и интересов соотечественников должна стать одним из основных принципов в политике Российской Федерации. И здесь должны быть задействованы дипломатические, экономические и иные механизмы.
Реальная ситуация к спокойствию не располагает. Поэтому Государственная Дума придает столь важное значение проблеме, вынесенной на парламентские слушания: "О развитии образовательных связей с государствами СНГ и Прибалтики".
В данный Вестник включены два основных доклада, сделанных на парламентских слушаниях, а также ряд информационно-аналитических материалов, отражающих реальное положение дел в сфере образовательного сотрудничества России с государствами СНГ и Прибалтики.