Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 18 О правовом содействии законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации


Таблица 8

Сведения о содержании предложений по внесению изменений в законодательные акты
Российской Федерации, поступивших от законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов Российской Федерации


п/п

Законопроект, представленный на предварительную экспертизу
Характеристика предлагаемых изменений
Мнение Правового управления,
аппаратов профильных комитетов ГД

  
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан
1.     
О внесении изменений в ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ
Предлагается отнести к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа участие в профилактике наркомании на территории соответствующего муниципального образования.
К вопросам местного значения отнесены вопросы в сфере охраны здоровья, правопорядка, образования, культуры, организации досуга и т.д., в рамках которых может проводиться работа по профилактике наркомании. Кроме того, на органы местного самоуправления возложена обязанность по исполнению в пределах их полномочий законодательства РФ о наркотических, психотропных веществах.
2.     
О внесении изменений в ФЗ Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации
Проектом предлагается наделить субъекты РФ правом определять предельные размеры оптовых и розничных торговых надбавок (наценок) к фактическим отпускным ценам производителей на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости по методике и в порядке, утверждаемым Правительством РФ.
Данные предложения обсуждались на стадии принятия базового закона и не были поддержаны концептуально по многим основаниям. В частности, расчет и административное установление предельных размеров оптовых и розничных надбавок (наценок) по отношению к единой базе представляется экономически необоснованным и методологически сложно выполнимым. Кроме того, государственной регулирование в данном вопросе сопряжено с риском существенного увеличения цен на товары за счет максимального использования каждым последующим посредником нормативно установленной наценки. В случае утверждения расширенного перечня товаров реализация проекта приведет к снижению их качества, вымыванию из товарного ассортимента товаров первой необходимости, возникновению дефицита и, как следствие, к повышению розничных цен.
3.     
О внесении изменений в статьи 23 и 83 Лесного кодекса РФ
Проектом вносятся дополнения в части вопросов лесоустройства. Предлагается закрепить возможность осуществления ряда полномочий российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов РФ, подведомственными им государственным учреждениями.
Законопроект в предложенной редакции противоречит действующему законода-тельству, в частности о запрете наделения хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора. Концепция законопроекта требует внесения системных изменений в ряд других федеральных законов.
4.     
О внесении изменения в ст. 8 Федерального закона О физической культуре и спорте в Российской Федерации
Предлагается наделить органы государственной власти субъектов РФ правом за счет средств бюджетов субъектов РФ осуществлять пропаганду физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
В соответствии с базовым законом само осуществление пропаганды  физической культуры, спорта и здорового образа жизни отнесено к полномочиям и расходным обязательствам Российской Федерации. В этой связи органы государственной власти субъектов РФ могут только участвовать в осуществлении указанной пропаганды, а не обладать правом непосредственно осуществлять данный процесс.
5.     
О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления ответственности в сфере организации и проведения азартных игр
Предлагается внести изменения в УК РФ и КоАП РФ, установив уголовную и административную ответственность в сфере организации и проведения азартных игр за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием сети Интернет , а также средств связи, в том числе подвижной связи.
В соответствии с ФЗ О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр... организаторами азартных игр могут выступать только юридические лица.
Не определен орган, рассматривающий данные дела.
В связи с тем, что организаторы игорной деятельности с использованием сети Интернет , средств связи, серверы с соответствующим программным обеспечением могут находиться на территории иностранных государств, это затруднит их привлечение к ответственности.
6.     
О внесении изменения в статью 18 ФЗ О государственных и муниципальных унитарных предприятиях
Проектом предлагается установить исключения из общего правила о запрете залога арендуемого государственным или муниципальным унитарным предприятием земельного участка для случаев ипотеки этого участка совместно с расположенным на нем зданием.
Предлагаемая отмена ограничения может повлечь за собой в случае невозврата кредита отчуждение из государственной или муниципальной собственности указанных зданий и сооружений, а также прав аренды на земельный участок. При этом необходимо учесть, что такое отчуждение государственного или муниципального имущества будет осуществляться вне конкурсных процедур, установленных законодательством РФ о приватизации, что не обеспечит продажу публичного имущества по максимально высоким ценам, а также прозрачность заключения соответствующих сделок. Таким образом возникает риск дополнительного коррупциогенного фактора с одновременными потерями доходной части федерального, региональных и местных бюджетов.
7.     
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Предлагается дополнить КоАП новой статьей 11.19.1, устанавливающей административную ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В целом идея законопроекта поддерживается. В то же время предлагаемая диспозиция статьи 19.11.1 носит чрезмерно общий характер, охватывает значительное число разнородных деяний, влекущих несоизмеримые по характеру негативные правовые последствия, что может негативно сказаться на эффективности применения нормы.
8.     
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Предлагается дополнить КоАП РФ новыми статьями 5.27.1 и 5.27.2, устанавливающими административную ответственность соответственно за невыполнение обязанности по отстранению работника от работы и за уклонение работодателя от осуществления обязательного социального страхования работника.
Введение новых норм представляется избыточным. Обязанность работодателя по отстранению работника от работы, а также по осуществлению обязательного социального страхования работника закреплены в статьях 22 и 76 Трудового кодекса РФ. Ответственность за их невыполнение наступает в соответствии со статьей 5.27 КоАП, санкция которой представляется сбалансированной и позволяющей применять достаточно жесткие меры наказания к виновным, включая административное приостановление деятельности, дисквалификацию должностных лиц при повторном привлечении к ответственности за аналогичное правонарушение.
9.     
О внесении изменений в статьи 23.22-1 и 23.23-1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Проектом предлагается расширить перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, а также в области использования и охраны водных объектов.
В целом законопроект может быть поддержан, однако нуждается в доработке на предмет приведения в соответствие с законодательством о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектами Российской Федерации в области водных отношений.
10.     
О внесении изменений в ФЗ Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации
Проектом предлагается внести в закон изменения, предусматривающие введение страхования риска гражданской ответственности застройщика по договору участия в долевом строительстве.
Законопроект представляет собой переработанный вариант части проекта ФЗ 150306-4, по итогам обсуждения которого Комитетом ГД по финансовым рынкам было рекомендовано авторам доработать текст, исключив часть, касающуюся страхования гражданской ответственности застройщика, так как одновременное применение залога и страхования является избыточным в связи с обеспечением данными мерами одних и тех же обязательств. Для введения нового механизма обращения взыскания по договору страхования гражданской ответственности  застройщика потребуется серьезная проработка вопроса платежеспособности страховых компаний для исключения ситуации, когда застройщики будут обязаны заключать договоры страхования, а страховые компании сочтут для себя экономически невыгодным брать   риски ответственности перед участниками долевого строительства и будут отказывать застройщикам в заключении договоров. Дополнительные затраты застройщика по договору страхования приведут к росту цен на строящиеся объекты. Кроме того, введение обязательного страхования является ограничением прав лица, на которое возлагается соответствующая обязанность по страхованию, тогда как стороны договора участия в долевом строительстве являются равноправными.
  
Парламент Кабардино-Балкарской Республики
11.     
О внесении изменения в ст. 26.4 ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации
Предлагается установить, что отзыв законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ на проект федерального закона по предметам совместного ведения, внесенного в ГД, может оформляться в том числе решением его руководящего коллегиального органа.
В ряде законодательных собраний регионов коллегиальные органы созданы для предварительного рассмотрения вопросов регламентного характера, их компетенция не распространяется на принятие решений по вопросам, связанным с законотворческой деятельностью. Кроме того, концептуальным положением базового федерального закона является участие в федеральном законодательном процессе именно законодательного органа власти субъекта, а не его структурного подразделения.
12.     
О внесении изменений в статьи 3 и 10 ФЗ Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ
Проектом предусмотрено продление срока действия базового закона до 1 июля 2015 года. предлагается предусмотреть возможность предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства преимущественного права на возмездное приобретение арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае нахождения арендуемого имущества в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет независимо от даты вступления в силу Федерального закона 159-ФЗ, т.е. исключить норму о том, что двухлетний срок отсчитывается от даты вступления в силу указанного закона.
Государственной Думой 24.04.2010 г. принят в первом чтении законопроект, предусматривающий продление срока действия статей 1-6 и 9 базового закона до 1 июля 2013 года.
Исключение указания на начало отсчета двухлетнего срока аренды повлечет за собой юридическую неопределенность. Арендаторы могут вообще не арендовать соответствующее имущество на дату вступления в силу указанного закона. Таким образом может возникнуть правовая коллизия, когда на выкуп одного и того же помещения одновременно смогут претендовать несколько арендаторов, нарушая тем самым право действующего арендатора - субъекта малого или среднего предпринимательства. В случае, если такой арендатор арендует имущество менее двух лет, он не может не только выкупить арендуемое имущество, но и потеряет право его аренды. В проекте отсутствует механизм выхода из подобных ситуаций.
  
Государственный Совет Республики Коми
13.     
О внесении изменений в ФЗ О государственной социальной помощи
Предлагается предоставить гражданам, получающим трудовые пенсии по старости, по инвалидности и (или) по случаю потери кормильца право на получение социального пособия на медицинское переосвидетельствование для подтверждения права управления транспортными средствами. Расходы предлагается отнести на федеральный бюджет.
Предлагаемое пособие должно предоставляться на основе принципа адресности. Необходимо определить источники дополнительных расходов на реализацию предложения, установив меры данной социальной поддержки нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
14.     
О внесении изменений в статьи 16 и 20 ФЗ О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Предлагается наделить органы местного самоуправления правом определения перечня объектов, относящихся к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, а также аннулирования лицензии за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним.
В п.3 ст.16 базового закона в полном объеме перечислены места массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности. Норма, касающаяся определения прилегающих территорий органами местного самоуправления, выполняется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации. Таким образом предлагаемое дополнение представляется избыточным.
Предложение об аннулировании лицензии за розничную продажу алкоголя несовершеннолетним поддерживается.
15.     
О внесении изменения в статью 2 ФЗ О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
Предлагается включить в перечень категорий граждан, обладающих правом на получение жилищных субсидий в первую очередь: инвалидов и участников Великой Отечественной войны; лиц, работавших в период ВОВ на объектах ПВО, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ и операционных зон действующих фронтов,  на прифронтовых участках железнодорожных и автомобильных дорог;  членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком Жителю блокадного Ленинграда ; членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и др.
Предлагаемые законопроектом изменения следует вносить в нормативные правовые акты, касающиеся социальной поддержки ветеранов.
Реализация проекта потребует дополнительных расходов федерального бюджета, следовательно необходимо заключение Правительства на проект.
  
Государственный Совет Республики Татарстан
16.     
О внесении изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях
Предлагается дополнить главу 14 КоАП РФ новой статьей 14.37, установив ответственность за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием сети Интернет , а также средств связи, в том числе подвижной связи.
В санкциях, определенных в новых статьях, в качестве субъектов ответственности указаны граждане, тогда как в соответствии с ФЗ О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр... организаторами азартных игр могут выступать только юридические лица.
Не определен орган, рассматривающий данные дела.
В связи с тем, что организаторы игорной деятельности с использованием сети Интернет , средств связи, серверы с соответствующим программным обеспечением могут находиться на территории иностранных государств, это затруднит их привлечение к ответственности.
17.     
О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ  
Предлагается дополнить главу 22 УК РФ новой статьей 171.2, установив ответственность за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием сети Интернет , а также средств связи, в том числе подвижной связи.
  
18.     
ФЗ О внесении изменений в статью 46 Бюджетного кодекса РФ
Проектом предлагается изменить порядок зачисления сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о защите конкуренции и антимонопольного законодательства РФ - 50% в федеральный бюджет и 50% в бюджет субъекта федерации, на территории которого зарегистрированы юридические лица или индивидуальные предприниматели, допустившие нарушение.
В соответствии с концепцией Бюджетного кодекса РФ порядок зачисления штрафов зависит от вида нарушаемого законодательства и от вида собственности - федеральной, субфедеральной и муниципальной. Кодекс содержит перечень штрафов за нарушение общегражданского законодательства, в том числе законодательства о защите конкуренции и антимонопольного законодательства, штрафы по которому должны зачисляться в федеральный бюджет по нормативу 100%. Кроме того, по мнению профильных комитетов ГД, предлагаемые изменения не повлияют на снижение размеров дефицита федерального и территориальных бюджетов.
19.     
О внесении изменений в ст. 32 и 36 ФЗ Об электроэнергетике
Проектом предлагается оплачивать по регулируемым ценам электроэнергию (мощность), вырабатываемую на гидростанциях и атомных электростанциях в объеме 2007 года (за исключением реализуемой по свободным двусторонним договорам купли-продажи электроэнергии и мощности).
Электроэнергией по регулируемым ценам в настоящее время обеспечивается только население. Густонаселенные районы РФ и места расположения каскадов ГЭС и основных АЭС не совпадают, в связи с чем обеспечение населения электроэнергией по регулируемым ценам будет связано с ее передачей на огромные расстояния и значительными потерями в сетях ЕЭС.
Большинство гидростанций являются филиалами ОАО РусГидро , а АЭС являются стопроцентной собственностью ГК Росатом , поэтому получаемая ими прибыль используется на цели, определяемые представителями государства в правлениях этих акционерных обществ, среди которых - обновление основных фондов и развитие отечественной атомной энергетики.
20.     
О внесении изменений в ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Проект направлен на совершенствование процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, создание правовых барьеров в отношении недобросовестных заявителей для недопущения регистрации т.н. фирм-однодневок , пресечения случаев внесения изменений в учредительные документы с целью захвата организаций .
В представленной редакции новеллы законопроекта не обеспечивают достижение заявленных авторами целей. Законопроект нуждается в серьезной доработке с целью устранения внутренних противоречий, несоответствия нормам действующего законодательства, уточнения понятий и терминов, исключения дублирования уже действующих норм.
21.     
О внесении изменений в статью 14 ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью и в статью 26 ФЗ Об акционерных обществах
Проектом предлагается изменить действующие правила о минимальном размере уставного капитала, установив его в сумме не менее 100 тыс.рублей как для обществ с ограниченной ответственностью, так и для всех акционерных обществ независимо от их вида (открытое или закрытое).
В результате предлагаемых изменений минимальный размер уставного капитала увеличится только для общество с ограниченной ответственностью и для закрытых акционерных обществ - с 10 тыс.руб. и 100 МРОТ, на сегодняшний день составляющего также 10 тыс.руб., соответственно до 100 тыс.руб., т.е. в 10 раз. Для открытых же акционерных обществ, в отношении которых установлено, что их минимальный уставный капитал должен составлять не менее 100 МРОТ, т.е. 100 тыс.руб., размер уставного капитпала, хотя и будет установлен  твердой сумме, без привязки к МРОТ, останется неизменным.
22.     
О внесении изменений в ФЗ О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан
Проектом предлагается: наделить субъекты РФ полномочиями по регулированию порядка передачи муниципальным образованиям и организациям дорог, систем электро-, газо- и водоснабжения, связи садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан; уточнить порядок распоряжения имуществом общего пользования; предусмотреть возможность избрания заместителя председателя объединения; продлить срок полномочий членов правления до 3-х лет.

Предлагаемый механизм передачи дорог и сетей в муниципальную собственность определен не в полной мере, не предусматриваются случаи, условий такой передачи и др. Изменения в части установления прав и обязанностей членов объединения представляются избыточными
23.     
О внесении изменений в ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации и статью 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Предлагается дополнить закон статьей 21.1, в соответствии с которой в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно должны производить компенсационные отчисления в бюджеты субъектов РФ за каждого нетрудоустроенного инвалида. При этом размеры и порядок компенсационных отчислений определяются органами государственной власти субъектов РФ.
Новая статья устанавливает обязанность производить компенсационные отчисления всеми работодателями, в число которых в соответствии с Трудовым кодексом входят и индивидуальные предприниматели, тогда как квоты для приема на работу инвалидов установлены только для организаций.
Указанные компенсационные отчисления не являются обоснованными затратами на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, а именно такое требование предъявляется к внереализационным расходам для включения их в перечень статьи 265 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, Государственной Думой 16.02.1007 г. принят в первом чтении законопроект, предусматривающий в том числе ответственность работодателей в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты по приему на работу инвалидов.
24.     
О внесении изменений в Уголовно-процессуальный Кодекс РФ и статьи 25 и 31 Федерального закона Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации , доработанный с учетом мнения Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и Правового управления
Предлагается дополнить УПК РФ статьей 16.1, в которой закрепить право потерпевшего на юридическую помощь для защиты своих законных интересов.
Вводится новая статья 45.1 УПК РФ, устанавливающая самостоятельный перечень прав адвоката - представителя потерпевшего.
Дополнение представляется излишним, так как право потерпевшего иметь представителя, которым может являться и адвокат, закреплено в п.8 ч.2 ст.42 и ч.1 ст.45  УПК РФ. Участие адвокатов в уголовном судопроизводстве является одной из форм квалифицированной юридической помощи, гарантированной Конституцией РФ, в связи с чем дополнительной регламентации в УПК РФ права на ее получение потерпевшим не требуется. Новая статья 45.1 не согласуется с ч.3 ст.45 УПК РФ, согласно которой законные представители и представители потерпевшего имеют те же процессуальные права, что и представляемые ими лица.
25.     
О внесении изменений в статьи 1 и 16 ФЗ О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Предлагаемые изменения направлены на то, чтобы распространить действие данного закона на деятельность по производству и обороту натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта.
Распространение норм Федерального закона на деятельность по производству и обороту натуральных напитков приведет к расширению перечня видов алкогольной продукции, подлежащей обязательному лицензированию. Поскольку финансирования лицензирования осуществляется за счет бюджетных средств, реализация закона потребует дополнительных бюджетных расходов, следовательно, необходимо получить заключение Правительства РФ на проект.
По сути предлагаемых изменений также должна быть учтена позиция Правительства РФ, правоприменительная практика, необходим анализ целесообразности запрета розничной продажи алкогольной продукции в организациях и пунктах общественного питания, расположенных в организациях культуры.
26.     
Об организации и проведении XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Проект направлен на комплексное решение вопросов правового обеспечения мер по организации и проведению Универсиады, в том числе: определение органов и организаций, ответственных за проведение Универсиады, их статуса и полномочий; размещение (распространение) рекламы в период проведения Универсиады; использование символики Универсиады; обеспечение безопасности в период проведения Универсиады; въезд, выезд и трудовая деятельность на территории РФ иностранных граждан, участвующих в организации и обслуживании Универсиады, спортсменов, официальных лиц; градостроительство и земельные отношения и т.д.
Положения законопроекта практически полностью аналогичны положениям ФЗ Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2004 года в городе Сочи... . Однако авторами проекта не было учтено, что установленные упомянутым ФЗ исключения из общего правового регулирования по вопросам градостроительных, земельных и жилищных отношений обусловлены исключительным характером такого события, как Олимпийские игры. В законопроекте не обоснована принципиальная необходимость использования механизма изъятия земельных участков, находящихся в частной собственности.
Реализация законопроекта, безусловно, потребует расходов из федерального бюджета, в связи с чем необходимо заключение Правительства РФ.
  
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
27.     
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Предлагается установить административную ответственность за нарушение прав и гарантий деятельности профсоюзов.
В действующей статье 5.27 КоАП уже предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда, включая ответственность за нарушение положений Трудового кодекса РФ в части взаимодействия работодателей и профессиональных союзов.
28.     
О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации
Предлагается закрепить в качестве полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений полномочие по определению порядка управления многоквартирными домами.
Статьей 13 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что субъекты РФ вправе принимать нормативные акты, регулирующие жилищные отношения, по вопросам, не отнесенным федеральным законодателем к компетенции органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления. Таким образом, нормы Жилищного кодекса допускают возможность нормотворчества субъектов РФ в области жилищных отношений и внесение предлагаемого изменения представляется излишним.
29.     
О внесении изменений в статью 23.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Предлагается уточнить наименование органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, в частности, заменить слова органы, осуществляющие функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания словами органы государственного охотничьего контроля и надзора . Также предлагается наделить правом рассматривать дела об административных правонарушениях государственных охотничьих инспекторов.
В соответствии со ст.34 ФЗ О животном мире охота является лишь одним из способов пользования животным миром. Следовательно, предлагаемое изменение названия контрольно-надзорных органов означало бы неоправданное сужение перечня органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Предложение о наделении государственных охотничьих инспекторов правом рассматривать дела об административных правонарушениях нуждается в дополнительном обосновании с учетом имеющейся правоприменительной практики.
  
Алтайское краевое Законодательное собрание
30.     
О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации
Проектом предлагается запретить усыновление российских детей иностранными гражданами, а также ввести запрет на деятельность на территории Российской Федерации специально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению детей.
Принятие законопроекта ограничит предусмотренное Конвенцией о правах ребенка право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не могут быть устроены в российские семьи, быть усыновленными и приобрести полноценную семью за рубежом. Выходом из сложившейся в последнее время ситуации, связанной с фактами жестокого обращения с российскими детьми, усыновленными иностранными гражданами, может быть не полный запрет иностранного усыновления, а заключение международных договоров о сотрудничестве в области международного усыновления.
  
Государственная Дума Ставропольского края
31.     
О внесении изменений в статьи 6 и 7 ФЗ О лотереях
Предлагается дополнить перечень документов, прилагаемых организаторами лотерей к заявлению о получении разрешения на проведение лотереи, сертификатом соответствия лотерейного оборудования .
Проектом фактически предлагается установление обязательной сертификации лотерейного оборудования, что предполагает принятие технического регламента на указанное оборудование. В настоящее время в ГД на рассмотрении находится 4 законопроекта о поправках в ФЗ О лотереях , в том числе в части уточнения понятия лотерейного оборудования и предъявляемых к нему требований.
32.     
О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации
Предлагается признать утратившими силу нормы, в которых определено, что к бюджетным полномочиям муниципальных районов относится определение целей и порядка предоставления субсидий из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, а также формы предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов.
Законопроектом фактически предлагается отменить новую форму межбюджетных трансфертов - субсидии (ранее - субвенции) из местных бюджетов в бюджеты более высокого уровня, в данном случае субсидии из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на осуществление межмуниципальных функций, что является концептуальным положением в системе регулирования предоставления межбюджетных трансфертов. Применение такой формы межбюджетных трансфертов призвано обеспечить выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и повысить эффективность совместного использования бюджетных ресурсов территории. В этой связи внесение предлагаемых поправок представляется нецелесообразным.
33.     
О внесении изменений в ФЗ О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Предлагается исключить из закона ограничения по дате признания домов аварийными, что позволит относить к аварийному жилищному фонду в целях Федерального закона все дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, вне зависимости от даты признания их таковыми.
Расчет размера имущественного взноса РФ для переселения граждан из аварийного жилищного фонда осуществлялся с учетом площади многоквартирных домов. признанных аварийными. В случае изменения сроков признания жилищного фонда аварийным объем средств, выделенных Фонду на переселение граждан, не будет достаточным.
Предлагаемые изменения затруднят или сделают невозможной разработку на основе достоверной информации реализацию обоснованных региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного фонды, которые должны содержать в том числе перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2007 г. Кроме того, реализация закона приведет к необходимости установления различных порядков признания аварийными и подлежащими сносу для старого и нового аварийного жилищного фонда (до 01.01.2007 и после этой даты), что исключит возможность однозначного применения норм базового федерального закона.
  
Волгоградская областная Дума
34.     
О статусе городов-героев Российской Федерации
Проект определяет статус города-героя РФ, устанавливает правовые и организационные основы реализации особого статуса почетного звания города-героя РФ.
Часть затрагиваемых проектом вопросов уже урегулирована действующим  законодательством. Проект нуждается в существенной доработке с целью устранения противоречий, используемой терминологии, исключения дублирования норм, уточнения финансовых механизмов реализации его норм.
35.     
О внесении изменения в статью 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Предлагается дополнить ст.15.1 КоАП РФ частью 2, устанавливающей административную ответственность руководителей предприятий, организаций за невыполнение обязанностей по созданию условий,  обеспечивающих сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, повлекшее их утрату.
Данное деяние охватывается составом действующей части 1 ст.15.1 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность должностных лиц за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
  
Законодательное Собрание Нижегородской области
36.     
О внесении изменения в ст. 150 части первой Налогового кодекса РФ
Предлагается освободить от налогообложения налогом на добавленную стоимость ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования (в т.ч. комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, на основании порядка, утверждаемого Правительством РФ.
По мнению Комитета ГД по бюджету и налогам, законопроект не достигает заявленной цели, т.к. неясно, утверждает Правительство порядок освобождения от НДС, либо порядок ввоза оборудования. Принятие проекта увеличит издержки налогоплательщиков импортеров, приведет к увеличению штата сотрудников, осуществляющих подтверждение отсутствия отечественных аналогов импортируемого оборудования.
37.     
О внесении дополнения в ст. 23.2 ФЗ от 12 января 2005 года 5-ФЗ О ветеранах
Предлагается ветеранам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вместо получения жилых помещений или единовременной денежной выплаты предоставить денежную выплату такого же размера, как на строительство или приобретение жилого помещения.
Проект не содержит нормы, определяющей целевое назначение данной денежной выплаты, которая, таким образом, может быть использована на любые цели. Это противоречит установленному Бюджетным кодексом РФ принципу адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принятие закона повлечет изменение финансовых обязательств государства, что является основанием для направления проекта в Правительство РФ для получения заключения.
38.     
О внесении изменений в ФЗ О семеноводстве
Предлагается дополнить закон новой статьей 36.1 в части установления норм по проведению испытаний сортов растений на отличимость, однородность, стабильность и хозяйственную полезность.
В проекте четко не определена цель проведения испытаний. Следует конкретизировать порядок проведения испытаний. Реализация закона может повлечь дополнительные расходы бюджета на проведение испытаний, следовательно, необходимо получить заключение Правительства РФ на законопроект.
39.     
О внесении изменения в ст. 51 ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
Предлагается исключить возможность участия органов местного самоуправления в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Принятие законопроекта значительно затруднит реализацию органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Кроме того,  в соответствии с гражданским законодательством РФ публично-правовые образования, являясь самостоятельными участниками имущественного оборота, могут учреждать хозяйственные общества и участвовать в них совместно с другими субъектами гражданских правоотношений. В то же время возможности участия муниципальных образований в хозяйственных обществах и внесения в их уставные капиталы в качестве вкладов муниципального имущества крайне ограничены.
Предлагаемая норма противоречит положениям ФЗ О приватизации государственного и муниципального имущества о том, что государственные и муниципальные предприятия в ходе приватизации могут быть преобразованы в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью, 100% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной либо в муниципальной собственности.
40.     
О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и ФЗ О введении в действие Земельного кодекса РФ
Предлагается распространить порядок приобретения прав на земельные участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, на земельные участки, на которых расположены объекты незавершенного строительства. Уточняется, что исключительное право на приватизацию находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков имеют не только собственники расположенных на них зданий, строений и сооружений, но и собственники объектов незавершенного строительства.
В настоящее время земельное законодательство и законодательство о приватизации по разному регулируют отношения по выкупу земельных участков собственниками расположенных на них объектов недвижимости. По данному вопросу сложилась противоречивая судебная практика. Проектом предлагается по сути ввести однозначное правовое регулирование и устранить указанную коллизию, что заслуживает поддержки. Однако отдельные положения законопроекта требуют доработки.
41.     
О внесении изменений в ФЗ 94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
Проектом предусматриваются изменения отдельных процедур размещения заказов. Предлагается установить новое основание для отказа от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона, запроса котировок в случае наличия у такого победителя просроченной задолженности по оплате труда работников за прошедший календарный год.
Заказчику предоставляется возможность в ходе исполнения контракта изменить не более чем на 10% цену контракта при изменении потребности в работах или услугах, на выполнение которых заключен контракт.
Вводится возможность расторжения государственного и муниципального контракта в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случае нарушения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) существенных условий контракта.
Предусматривается возможность размещения заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автодорог, временных построек, киосков, навесов и т.п., цена контракта по которым превышает 20 млн.руб., путем проведения конкурса.
Предлагается отказаться от требования о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты расторгнуты в связи с нарушением существенных условий контрактов по решению суда.
Для случаев размещения заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) предлагается увеличить сумму, на которую возможно заключить государственные и муниципальные контракты без проведения торгов, до трехкратного установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (в настоящее время этот размер равен 100 тыс.руб.).
По проекту имеются сущностные замечания. Так, наличие задолженности по оплате труда работников не может однозначно свидетельствовать о невозможности победителя исполнить условия контракта.
Введение возможности заказчика в одностороннем порядке расторгнуть контракт может привести к злоупотреблениям с их стороны в части возможности необоснованного расторжения контракта. По сложившейся практике расторжение контракта осуществляется по соглашению сторон, если соглашение не достигнуто - по решению суда.
Все требования к участнику размещения заказа и выполняемым работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту могут быть изначально установлены заказчиком, в связи с чем единственным критерием отбора лиц, с которыми будет заключаться контракт, может быть цена контракта. Кроме того, аукцион является наиболее прозрачной процедурой размещения заказа, отказ от него как от единственной формы торгов приведет к необоснованному установлению дополнительных требований к участникам аукциона, будет способствовать ограничению конкуренции.
Исключение требования о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений  поставщиках, с которыми контракты были расторгнуты по решению суда, приведет к многочисленным спорам по вопросам правомерности включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
В финансово-экономическом обосновании отсутствуют расчеты, обосновывающие целесообразность увеличения суммы предельного размера расчетов наличными деньгами. Кроме того, ЦБ РФ периодически осуществляет корректировку данного показателя исходя из макроэкономических показателей денежного обращения в стране, что отражает изменение цен и инфляционные процессы.
42.     
О внесении изменений в ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Проектом предлагается дополнить перечень документов, представляемых при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в связи с ликвидацией юридического лица, при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, документом, подтверждающим отсутствие недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное медицинское страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Реализация законопроекта влечет за собой восстановление правового режима, существовавшего до принятия Закона о регистрации. Проект направлен на введение дополнительных административных барьеров для юридических и физических лиц и не соответствует проводимой государственной политике, направленной на поддержку развития малого и среднего бизнеса.
  
Саратовская областная Дума
43.     
О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации
Предлагается в ряде статей Трудового кодекса РФ, определяющих права и обязанности органов местного самоуправления, установить, что данные полномочия относятся к компетенции органов местного самоуправления муниципального района и городского округа.
Проектом фактически предлагается исключить органы местного самоуправления городских и сельских поселений из участия в формах социального партнерства, определенных Трудовым кодексом. Проект не поддерживается, так как предложенные нормы не повышают качества правового регулирования в сфере трудовых отношений и не устраняют имеющиеся пробелы в правовом регулировании.
44.     
О внесении изменения в статью 89 Жилищного кодекса РФ
Предлагается установить, что в случае выселения гражданина в судебном порядке с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения необходимо, чтобы в решении суда о выселении было указано жилое помещение, предоставляемое гражданину, а также срок, в течение которого указанное жилое помещение должно быть предоставлено.
Законопроект направлен на защиту прав граждан и в целом поддерживается.
45.     
О внесении изменений в ст.225 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации
Действующей редакцией п.3 ст.225 ГК предусматривается право органов местного самоуправления обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, в городах Москве и Санкт-Петербурге аналогичное право предоставлено органам государственной власти этих субъектов РФ. Законопроектом предлагается указанные диспозитивные нормы заменить императивными, обязывающими перечисленные органы в обязательном порядке обращаться в суд с требованием признания права, соответственно, муниципальной или государственной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Применительно к данному законопроекту это означает, что для решения вопросов местного значения в муниципальном образовании самостоятельно, исходя из местных особенностей, предпринимаются определенные шаги, в том числе приобретается и используется имущество. В этой связи весьма вероятна ситуация. когда муниципальное образование по объективным причинам не нуждается в новых объектах недвижимости, по своим потребительским свойствам уже имеющимся в муниципальной собственности либо вообще не отвечающих его потребностям. Кроме того, из ряда решений Конституционного Суда РФ однозначно следует необходимость учета волеизъявления органов власти, действующих от лица соответствующих публично-правовых образований, в ситуации распоряжения имуществом.
46.     
О внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 264-ФЗ О развитии сельского хозяйства
Предлагается дополнить содержащийся в законе исчерпывающий перечень опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных (метеорологических) явлений новым его видом - суховей .
В отличие от засухи суховей непродолжителен (обычно несколько суток) и характеризуется высокой температурой и низкой влажностью воздуха, что приводит к увядания и гибели сельскохозяйственных культур, нанося сельскохозяйственным товаропроизводителям существенный ущерб.
Законопроект в целом поддерживается.
47.     
О внесении изменений в ст.112 Трудового кодекса Российской Федерации
Предлагается дополнить перечень нерабочих праздничных дней новым - Радоница или День поминовения усопших, отмечая его во вторник второй недели после православной Пасхи. Одновременно предлагается исключить нерабочие праздничные дни в январе.
Одной из причин введения Новогодних каникул была относительно невысокая эффективность труда в межпраздничный период со 2 по 6 января. Предлагаемое проектом установление нерабочего праздничного дня во вторник, напротив, создаст ежегодную проблему рационального использования рабочих дней соответствующей недели и, скорее всего, потребует ежегодного принятия Правительством РФ решений о переносе тех или иных выходных дней на другие в связи с предлагаемым нерабочим днем.
  
Тульская областная Дума
48.     
О внесении изменений в статьи 12.29 и 23.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Предлагается дополнить статью 12.29 КоАП РФ новой частью 4 об ответственности за нарушение Правил дорожного движения переходом с находящимся с ним ребенком (до 16 лет) - штраф в размере 500 руб.
Предлагаемое проектом изменение противоречит общим положениям КоАП, а именно нормам материально-правового характера, определяющим концептуальные положения для назначения мер административной ответственности. Отягчающее административную ответственность обстоятельство, которое в качестве квалифицирующего признака предлагается включить в новую часть 4, непосредственно не указано в статьу 4.3, где содержится исчерпывающий перечень отягчающих обстоятельств, в том числе иные обстоятельства: вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения и т.д.
  
Тюменская областная Дума
49.     
О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации (в части унификации терминологии с Гражданским кодексом РФ)
Проект направлен на приведение норм Земельного кодекса в соответствие с терминологией ГК РФ, согласно которому к недвижимости, наряду со зданиями и сооружениями, также относятся объекты незавершенного строительства.
Проект требует доработки в части устранения дублирования и избыточности регулирования, терминологической неопределенности.
  
Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югр
50.     
О внесении изменения в ст. 30.1 Земельного кодекса РФ
Предлагается установить, что бесплатное, первоочередное, внеочередное предоставление земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов федерации, осуществляется без проведения торгов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предложение в целом поддерживается, однако следует уточнить механизм решения рассматриваемой проблемы.
51.     
О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях
Предлагается расширить перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, водных и лесных объектов, контроля в области сохранения, использования, популяризации культурного наследия и их государственной охраны.
Принятие решения о столь существенном расширении перечня должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ должно приниматься исходя из имеющей правоприменительной практики.
52.     
О внесении изменений в ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ
Предлагается отнести к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа участие в профилактике наркомании на территории соответствующего муниципального образования.
К вопросам местного значения отнесены вопросы в сфере охраны здоровья, правопорядка, образования, культуры, организации досуга и т.д., в рамках которых может проводиться работа по профилактике наркомании. Кроме того, на органы местного самоуправления возложена обязанность по исполнению в пределах их полномочий законодательства РФ о наркотических, психотропных веществах.
53.     
О внесении изменения в статью 18 ФЗ Об отходах производства и потребления
Предлагается внести изменение в п.3 ст.18 закона, согласно которому требование об обязательной разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛРО) не будет распространяться не только на субъекты малого и среднего предпринимательства, но и на некоммерческие организации. В настоящее время субъекты малого и среднего предпринимательства вместо разработки ПНООЛРО обязаны предоставлять отчетность о образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. Проектом предлагается распространить этот порядок на некоммерческие организации, освободив их от разработки ПНООЛРО.
Учитывая неоднозначную судебную практику по вопросам правомерности установления в отношении некоммерческих организаций требования по разработке ПНООЛРО, проект в целом может быть поддержан. В то же время проект нуждается в дополнительном обсуждении и доработке.
54.     
О внесении изменений в ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Предлагается дополнить перечень документов, необходимых для проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведениями об отсутствии задолженности по уплате платежей за земельный участок.
Предлагаемые проектом дополнительные сведения, по мнению Правового управления, не подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на земельный участок, и в этой связи выходят за рамки предмета регулирования изменяемой статьи. Кроме того, не учитывается ситуация, когда стороной при оформлении прав на недвижимое имущество выступает орган местного самоуправления, но земельный участок предоставляется бесплатно на основании закона или по решению суда.
  
Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа
55.     
О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества
Проектом предлагается распространить упрощенный порядок регистрации прав граждан на двухквартирные жилые дома, сооружения, состоящие из помещений - гаражей и на земельные участки под их строительство.
Законопроект нуждается в серьезной доработке с целью устранения внутренних противоречий, несоответствия нормам действующего законодательства, уточнения понятий и терминов, исключения дублирования уже действующих норм.
56.     
О внесении изменений в статью 7 ФЗ О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации
Проектом предлагается предусмотреть, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в домах, ранее принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям, а впоследствии переданных в муниципальную собственность, должны применяться нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Также предлагается прямо указать на возможность приватизации и обмена соответствующих жилых помещений.
Законопроект направлен на защиту прав граждан и в целом поддерживается.