Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 6 О правовом содействии законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в 2009 году


3.Анализ обращений законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов Российской
Федерации о проведении предварительной экспертизы
проектов законов


     В рамках оказания правового содействия законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренного Планом работы Аппарата Государственной Думы по обеспечению деятельности Государственной Думы в 2009 году (пункт 1.4 указанного Плана), Правовым управлением Аппарата Государственной Думы и аппаратами профильных комитетов Государственной Думы осуществлялась предварительная правовая и юридико-техническая экспертиза законопроектов, подготавливаемых или подготовленных законодательными органами субъектов федерации к внесению в Государственную Думу.  
     В 2009 году количество поступивших на имя Руководителя Аппарата Государственной Думы обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации на предмет проведения предварительной правовой экспертизы проектов федеральных законов, подготавливаемых к внесению в Государственную Думу, а также обращений, связанных с разъяснением отдельных норм действующего законодательства, составило 99 обращений от 34 субъектов Российской Федерации, или в среднем около 10 обращений в месяц, не считая парламентских каникул. Количество самих законодательных инициатив, подлежащих экспертизе, включая внесение изменений в отдельные федеральные законы, составило 125 законопроектов (количественные показатели в разрезе субъектов федерации приведены в таблице 1).

Таблица 1

Сведения о количестве поступивших в 2009 году обращений субъектов Российской
Федерации на предмет предварительной правовой экспертизы проектов федеральных
законов, подготавливаемых к внесению в Государственную Думу,
и разъяснения норм законодательства



Субъект Российской Федерации
Кол-во обращений
Кол-во
законода-тельных инициатив

Примечание
Центральный федеральный округ РФ
1.     
Брянская обл.
1
1
  
2.     
Воронежская обл.
1
1
  
3.     
Ивановская обл.
1
1
  
4.     
Курская обл.
2
2
  
5.     
Московская обл.
2
2
  
6.     
Рязанская обл.
1
2
1 - возврат (закон субъекта)
7.     
Тверская обл.
1
  
1 - разъяснение норм законодательства
8.     
Тульская обл.
3
2
1 - возврат (закон субъекта)
Северо-Западный федеральный округ РФ
9.     
Республика Карелия
3
5
  
10.     
Калининградская обл.
3
4
  
11.     
Мурманская область
1
1
  
Южный федеральный округ РФ
12.     
Республика Северная Осетия-Алания
1
1
  
13.     
Кабардино-Балкарская Республика
4
5
  
14.     
Республика Калмыкия
2
3
  
15.     
Краснодарский край
1
1
  
16.     
Ставропольский край
4
4
  
Приволжский федеральный округ РФ
17.     
Республика Башкортостан
20
27
2 - изм. в отдельные законодательные акты
18.     
Республика Татарстан
11
11
1 - возврат (закон субъекта)
19.     
Удмуртская Республика
1
1
  
20.     
Пермский край
1
1
  
21.     
Волгоградская обл.
2
  
2 - разъяснение норм законодательства
22.     
Нижегородская обл.
10
7
3 - разъяснение норм законодательства
23.     
Оренбургская обл.
1
  
1 - разъяснение норм законодательства
24.     
Самарская обл.
1
  
1 - разъяснение норм законодательства
25.     
Саратовская обл.
3
4
  
Уральский федеральный округ РФ
26.     
Ханты-Мансийский АО
2
2
  
27.     
Ямало-Ненецкий АО
2
7
  
28.     
Тюменская обл.
1
2
1 - в федеральные законы
Сибирский федеральный округ РФ
29.     
Алтайский край
3
5
1 - в отдельные законодательные акты
30.     
Красноярский край
1
3
1 - в отдельные законодательные акты
31.     
Омская обл.
1
2
  
32.     
Томская обл.
2
2
  
Дальневосточный федеральный округ РФ
33.     
Республика Саха (Якутия)
6
12
2 - в отдельные законодательные акты
34.     
Хабаровский край
2
2
  
  
Итого
99
125
  

     
     Как видно из таблицы, активность субъектов весьма различна. Так, только одно Государственное Собрание-Курултай Республики Башкортостан обратилось за оказанием указанного содействия по 20 законопроектам. Для сравнения: в 2008 году 31 законодательный (представительный) орган государственной власти субъектов Российской Федерации обратился за оказанием указанного содействия по 124 законопроектам. Вместе с тем, как показывают приведенные данные, у многих законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации еще отсутствует заинтересованность в оказании им данного содействия.
    Среди законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, вносивших наибольшее число законодательных инициатив на предварительную экспертизу в Государственную Думу в 2009 году, следует выделить:
    - Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан - 20 обращений / 27 законодательных инициатив;
    - Государственный Совет Республики Татарстан - 11 обращений/11 законодательных инициатив;
    - Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - 6 обращений / 12 законодательных инициатив;
    - Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа - 2 обращения / 7 законодательных инициатив;
    - Законодательное Собрание Республики Карелия - 3 обращения / 5 законодательных инициатив;
    - Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай - 3 обращения / 5 законодательных инициатив.
    Всего в анализе поступивших законодательных инициатив в 2009 году были задействованы аппараты 25-ти комитетов Государственной Думы.
    Значительная нагрузка по анализу поступивших законодательных инициатив субъектов Российской Федерации легла на следующие аппараты комитетов Государственной Думы:
    - по конституционному законодательству и государственному строительству - 25 обращений;
    - по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству - 20;
    - по строительству и земельным отношениям - 16;
    - по вопросам местного самоуправления - 13;
    - по бюджету и налогам - 12;
    - по природным ресурсам, природопользованию и экологии - 8;
    - по собственности - 8.
    Степень загрузки остальных аппаратов комитетов Государственной Думы варьирует от 1 до 7 обращений.
    В 2009 году не были привлечены к этой работе аппараты 7-ми комитетов Государственной Думы: по промышленности, по науке и наукоемким технологиям, по международным делам, по делам СНГ и связям с соотечественниками, по Регламенту и организации работы Государственной Думы, по физической культуре и спорту, по делам молодежи.
    Наибольшая тяжесть при анализе законодательных инициатив субъектов Российской Федерации легла на Правовое управление Аппарата Государственной Думы, которое по итогам 2009 года провело правовую, лингвистическую и юридико-техническую экспертизу материалов 99-ти обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, содержащих 125 законодательных инициатив, не считая обращений, непосредственно поступивших в Правовое управление.
    Следует отметить также наличие в 2009 году обращений, поступивших на имя Руководителя Аппарата Государственной Думы, с просьбой о разъяснении тех или иных норм действующего законодательства. Таких обращений за 2009 год было 8. По этим обращениям во исполнение поручения Руководителя Аппарата были представлены квалифицированные точки зрения Правового управления с учетом мнения профильных комитетов с особым указанием, что высказанные позиции не могут иметь обязательного правоприменительного характера.
    Также в 2009 году имели место возвраты поступивших обращений в связи с направлением на правовую экспертизу проектов законов субъектов Российской Федерации: Республики Татарстан, Рязанской области, Тульской области. Количество таких случаев составило 3. При этом субъекты Российской Федерации были информированы о причинах возврата документов без их рассмотрения.
     Далее приведены данные, характеризующие содержание просьб о проведении предварительной правовой экспертизы.

Таблица 2


Сведения о предложениях по внесению изменений в законодательные акты
Российской Федерации, поступивших от законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов Российской Федерации



п/п
Наименование федерального закона, кодекса, в который предлагается внести изменения
Кол-во предло-
жений
Инициаторы
  
Государственное строительство
и конституционные права граждан

  
  
  
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
9
Саратовская областная Дума - 1;
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан - 2;
Законодательное Собрание  Нижегородской области - 1;
Тульская областная Дума - 1;
Государственный Совет Республики Татарстан - 1;
Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия - 2;
Парламент Кабардино-Балкарской Республики - 1;
  
Уголовный кодекс Российской Федерации
1
Саратовская областная Дума
  
Уголовно-процессуальный кодекс РФ
2
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - 1;
Закоодательная Дума Хабаровского края - 1
  
Гражданский кодекс РФ
3
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - 1;
Алтайское краевое Законодательное Собрание - 1;
Курская областная Дума - 1
  
Гражданский процессуальный кодекс РФ
2
Парламент Республики Северная Осетия-Алания - 1;
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан - 1
  
Семейный кодекс РФ
2
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан - 2
  
Жилищный кодекс РФ
7
Законодательное Собрание Нижегородской области - 2;
Мурманская областная Дума - 1;
Саратовская областная Дума - 2;
Курская областная Дума - 1;
Государственная Дума Ставропольского края - 1
  
ФКЗ О Правительстве Российской Федерации
1
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан
  
ФЗ О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
1
Алтайское краевое Законодательное Собрание
  
ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ
2
Калининградская областная Дума - 1;
Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа - 1
  
ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ
6
Калининградская областная Дума - 1;
Законодательная Дума Хабаровского края - 1;
Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа - 1;
Государственный Совет Республики Татарстан - 1;
Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия - 1;
Парламент Кабардино-Балкарской Республики - 1;
  
ФЗ О государственной регистрации уставов муниципальных образований
1
Парламент Кабардино-Балкарской Республики
  
ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации
2
Законодательное Собрание Республики Карелия - 1;
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан - 1
  
ФЗ О муниципальной службе в РФ
1
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан
  
ФЗ 122-ФЗ О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов О внесении изменений и дополнений в ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (о мерах социальной поддержки ветеранов труда)
1
Калининградская областная Дума
  
ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации
1
Государственная Дума Томской области
  
ФЗ О свободе совести и о религиозных объединениях
1
Парламент Кабардино-Балкарской Республики
  
ФЗ О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях
1
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан
  
ФЗ Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации
1
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан
  
ФЗ Об актах гражданского состояния
1
Государственный Совет Республики Татарстан
  
ФЗ О всероссийской переписи населения
1
Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
  
ФЗ О погребении и похоронном деле
1
Законодательное Собрание Нижегородской области
  
Социальная политика
  
  
  
ФЗ О ветеранах
3
Калининградская областная Дума - 1;
Московская областная Дума - 1;
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан - 1
  
ФЗ О трудовых пенсиях в РФ
1
Законодательное Собрание Республики Карелия
  
ФЗ Об опеке и попечительстве
1
Алтайское краевое Законодательное Собрание
  
ФЗ О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей
2
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан - 1;
Государственная Дума Ставропольского края - 1
  
Закон РФ О занятости населения в Российской Федерации
1
Московская областная Дума
  
Закон РФ Об образовании
1
Законодательное Собрание Республики Карелия
  
ФЗ О библиотечном деле
1
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан
  
Экономическая политика
  
  
  
Земельный кодекс РФ
4
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - 2;
Государственный Совет Республики Татарстан - 2;
  
ФЗ О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации
2
Законодательное Собрание Омской области - 1;
Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа - 1
  
Градостроительный кодекс РФ
2
Государственный Совет Республики Татарстан - 1;
Алтайское краевое Законодательное Собрание - 1
  
ФЗ О введении в действие Градостроительного кодекса РФ
1
Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа
  
Лесной кодекс РФ
1
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан
  
Изменения в отдельные законодательные акты РФ в части передачи полномочий по переводу земель лесного фонда в земли иных категорий субъектам РФ
1
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
  
ФЗ Об обороте земель сельскохозяйственного назначения
2
Государственная Дума Ставропольского края - 1;
Тюменская областная Дума - 1
  
ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
3
Законодательное Собрание Омской области - 1;
Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа - 1;
Тюменская областная Дума - 1
  
Изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РФ по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, их общинами
1
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
  
ФЗ О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
1
Государственный Совет Республики Татарстан
  
ФЗ Об ипотеке (залоге недвижимости)
1
Законодательное Собрание  Нижегородской области
  
ФЗ О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
2
Законодательное Собрание  Нижегородской области - 1;
Государственный Совет Республики Татарстан - 1
  
ФЗ Об электроэнергетике
1
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
  
ФЗ О связи
1
Государственный Совет Республики Татарстан
  
ФЗ Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ
2
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан - 1;
Парламент Кабардино-Балкарской Республики - 1
  
ФЗ Об экологической экспертизе
1
Государственная Дума Ставропольского края
  
ФЗ О лекарственных средствах
1
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан
  
ФЗ О ветеринарии
1
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
  
ФЗ О семеноводстве
1
Законодательное Собрание Нижегородской области
  
ФЗ Об охране окружающей среды
1
Воронежская областная Дума
  
ФЗ О животном мире
1
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан
  
Налоговое, бюджетное,
финансовое законодательство

  
  
  
Бюджетный кодекс РФ
2
Государственная Дума Томской области - 1;
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан - 1
  
Часть первая Налогового кодекса РФ
1
Законодательное Собрание Республики Карелия
  
Часть вторая Налогового кодекса РФ
1
Государственный Совет Республики Татарстан
  
ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле
1
Законодательное Собрание Нижегородской области
  
Закона РФ О налогах на имущество физических лиц
1
Государственный Совет Республики Татарстан
  
ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов
1
Государственный Совет Республики Татарстан
  
Оборона и безопасность
  
  
  
ФЗ О воинской обязанности и военной службе
1
Законодательное Собрание Краснодарского края
  
ФЗ Об оружии
1
Тульская областная Дума
  
ФЗ О противодействии коррупции
1
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан
  
ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах
1
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан


     По находящемуся на рассмотрении в Государственной Думе законопроекту 95177-5 О внесении изменений в статьи 10, 33 и 38 ФЗ О рекламе от Общественной палаты Российской Федерации поступила просьба направить его на общественную экспертизу и продолжить работу над законопроектом.
    В качестве самостоятельных проектов федеральных законов были направлены на предварительную правовую экспертизу следующие законопроекты:
    - проект ФЗ О парламентском контроле Федерального Собрания Российской Федерации за исполнением федеральных законов (проект разработан Законодательным Собранием Пермского края);
    - проект ФЗ Об основах статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (проект разработан Калининградской областной Думой);
    - проект ФЗ Об упразднении некоторых районных судов Ямало-Ненецкого автономного округа (проект разработан Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа);
    - проект ФЗ Об упразднении некоторых городских судов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (проект разработан Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры);
    - проект ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних (проект разработан Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан);
     - проект ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения государственного регулирования розничной цены на табачные изделия (проект разработан Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан);
    - проект ФЗ О содержании собак и кошек в городах и других населенных пунктах Российской Федерации (проект разработан Государственным Советом Удмуртской Республики).
    Поступившие из Рязанской областной Думы предложения по совершенствованию федерального законодательства в сфере игорного бизнеса не были оформлены в виде законопроекта.
    Просьбы дать разъяснения норм действующего законодательства поступили по следующим вопросам:
    -  о сроках приведения законов Нижегородской области в соответствие с вновь принятыми федеральными законами (Законодательное Собрание Нижегородской области);
    - о создании особых экономических зон регионального уровня в субъектах Российской Федерации (Правительство Самарской области);
    - о применении ст. 179 Бюджетного кодекса РФ (Законодательное Собрание Оренбургской области);
    - о возможности субъекта Российской Федерации предоставлять бюджетные инвестиции в уставный капитал государственных унитарных предприятий в денежной форме для приобретения ими акций организаций (Законодательное Собрание Нижегородской области);
    - о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков (Контрольно-счетная палата Волгоградской области);
     - о  порядке внешней проверки исполнения бюджета (Контрольно-счетная палата Волгоградской области);
    - о принадлежности права собственности субъектов Российской Федерации на средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования (Законодательное Собрание Нижегородской области);
    - о применении норм ФЗ от 12.06.2002 67-ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (в редакции ФЗ от 19.07.09 196-ФЗ) (Законодательное Собрание Нижегородской области);
    - о возможности наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления поселений, территории которых входят в состав территории муниципального района (Законодательное Собрание Тверской области).
    На экспертизу были направлены также проекты законов субъектов Российской Федерации, например проект закона Республики Татарстан О внесении изменений в Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях , проект закона Тульской области Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования Новомосковский район . Как было отмечено выше, данные проекты были возвращены инициаторам с указанием причин возврата.