АВ 2010г. Выпуск 6 О правовом содействии законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в 2009 году
органов государственной власти субъектов Российской
Федерации о проведении предварительной экспертизы
проектов законов
В рамках оказания правового содействия законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренного Планом работы Аппарата Государственной Думы по обеспечению деятельности Государственной Думы в 2009 году (пункт 1.4 указанного Плана), Правовым управлением Аппарата Государственной Думы и аппаратами профильных комитетов Государственной Думы осуществлялась предварительная правовая и юридико-техническая экспертиза законопроектов, подготавливаемых или подготовленных законодательными органами субъектов федерации к внесению в Государственную Думу.
В 2009 году количество поступивших на имя Руководителя Аппарата Государственной Думы обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации на предмет проведения предварительной правовой экспертизы проектов федеральных законов, подготавливаемых к внесению в Государственную Думу, а также обращений, связанных с разъяснением отдельных норм действующего законодательства, составило 99 обращений от 34 субъектов Российской Федерации, или в среднем около 10 обращений в месяц, не считая парламентских каникул. Количество самих законодательных инициатив, подлежащих экспертизе, включая внесение изменений в отдельные федеральные законы, составило 125 законопроектов (количественные показатели в разрезе субъектов федерации приведены в таблице 1).
Таблица 1
Федерации на предмет предварительной правовой экспертизы проектов федеральных
законов, подготавливаемых к внесению в Государственную Думу,
и разъяснения норм законодательства
|
|
|
законода-тельных инициатив |
|
Центральный федеральный округ РФ |
||||
1. |
Брянская обл. |
|
|
|
2. |
Воронежская обл. |
|
|
|
3. |
Ивановская обл. |
|
|
|
4. |
Курская обл. |
|
|
|
5. |
Московская обл. |
|
|
|
6. |
Рязанская обл. |
|
|
1 - возврат (закон субъекта) |
7. |
Тверская обл. |
|
|
1 - разъяснение норм законодательства |
8. |
Тульская обл. |
|
|
1 - возврат (закон субъекта) |
Северо-Западный федеральный округ РФ |
||||
9. |
Республика Карелия |
|
|
|
10. |
Калининградская обл. |
|
|
|
11. |
Мурманская область |
|
|
|
Южный федеральный округ РФ |
||||
12. |
Республика Северная Осетия-Алания |
|
|
|
13. |
Кабардино-Балкарская Республика |
|
|
|
14. |
Республика Калмыкия |
|
|
|
15. |
Краснодарский край |
|
|
|
16. |
Ставропольский край |
|
|
|
Приволжский федеральный округ РФ |
||||
17. |
Республика Башкортостан |
|
|
2 - изм. в отдельные законодательные акты |
18. |
Республика Татарстан |
|
|
1 - возврат (закон субъекта) |
19. |
Удмуртская Республика |
|
|
|
20. |
Пермский край |
|
|
|
21. |
Волгоградская обл. |
|
|
2 - разъяснение норм законодательства |
22. |
Нижегородская обл. |
|
|
3 - разъяснение норм законодательства |
23. |
Оренбургская обл. |
|
|
1 - разъяснение норм законодательства |
24. |
Самарская обл. |
|
|
1 - разъяснение норм законодательства |
25. |
Саратовская обл. |
|
|
|
Уральский федеральный округ РФ |
||||
26. |
Ханты-Мансийский АО |
|
|
|
27. |
Ямало-Ненецкий АО |
|
|
|
28. |
Тюменская обл. |
|
|
1 - в федеральные законы |
Сибирский федеральный округ РФ |
||||
29. |
Алтайский край |
|
|
1 - в отдельные законодательные акты |
30. |
Красноярский край |
|
|
1 - в отдельные законодательные акты |
31. |
Омская обл. |
|
|
|
32. |
Томская обл. |
|
|
|
Дальневосточный федеральный округ РФ |
||||
33. |
Республика Саха (Якутия) |
|
|
2 - в отдельные законодательные акты |
34. |
Хабаровский край |
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
Как видно из таблицы, активность субъектов весьма различна. Так, только одно Государственное Собрание-Курултай Республики Башкортостан обратилось за оказанием указанного содействия по 20 законопроектам. Для сравнения: в 2008 году 31 законодательный (представительный) орган государственной власти субъектов Российской Федерации обратился за оказанием указанного содействия по 124 законопроектам. Вместе с тем, как показывают приведенные данные, у многих законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации еще отсутствует заинтересованность в оказании им данного содействия.
Среди законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, вносивших наибольшее число законодательных инициатив на предварительную экспертизу в Государственную Думу в 2009 году, следует выделить:
- Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан - 20 обращений / 27 законодательных инициатив;
- Государственный Совет Республики Татарстан - 11 обращений/11 законодательных инициатив;
- Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - 6 обращений / 12 законодательных инициатив;
- Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа - 2 обращения / 7 законодательных инициатив;
- Законодательное Собрание Республики Карелия - 3 обращения / 5 законодательных инициатив;
- Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай - 3 обращения / 5 законодательных инициатив.
Всего в анализе поступивших законодательных инициатив в 2009 году были задействованы аппараты 25-ти комитетов Государственной Думы.
Значительная нагрузка по анализу поступивших законодательных инициатив субъектов Российской Федерации легла на следующие аппараты комитетов Государственной Думы:
- по конституционному законодательству и государственному строительству - 25 обращений;
- по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству - 20;
- по строительству и земельным отношениям - 16;
- по вопросам местного самоуправления - 13;
- по бюджету и налогам - 12;
- по природным ресурсам, природопользованию и экологии - 8;
- по собственности - 8.
Степень загрузки остальных аппаратов комитетов Государственной Думы варьирует от 1 до 7 обращений.
В 2009 году не были привлечены к этой работе аппараты 7-ми комитетов Государственной Думы: по промышленности, по науке и наукоемким технологиям, по международным делам, по делам СНГ и связям с соотечественниками, по Регламенту и организации работы Государственной Думы, по физической культуре и спорту, по делам молодежи.
Наибольшая тяжесть при анализе законодательных инициатив субъектов Российской Федерации легла на Правовое управление Аппарата Государственной Думы, которое по итогам 2009 года провело правовую, лингвистическую и юридико-техническую экспертизу материалов 99-ти обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, содержащих 125 законодательных инициатив, не считая обращений, непосредственно поступивших в Правовое управление.
Следует отметить также наличие в 2009 году обращений, поступивших на имя Руководителя Аппарата Государственной Думы, с просьбой о разъяснении тех или иных норм действующего законодательства. Таких обращений за 2009 год было 8. По этим обращениям во исполнение поручения Руководителя Аппарата были представлены квалифицированные точки зрения Правового управления с учетом мнения профильных комитетов с особым указанием, что высказанные позиции не могут иметь обязательного правоприменительного характера.
Также в 2009 году имели место возвраты поступивших обращений в связи с направлением на правовую экспертизу проектов законов субъектов Российской Федерации: Республики Татарстан, Рязанской области, Тульской области. Количество таких случаев составило 3. При этом субъекты Российской Федерации были информированы о причинах возврата документов без их рассмотрения.
Далее приведены данные, характеризующие содержание просьб о проведении предварительной правовой экспертизы.
Таблица 2
Сведения о предложениях по внесению изменений в законодательные акты
Российской Федерации, поступивших от законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов Российской Федерации
п/п |
|
жений |
|
|
и конституционные права граждан |
|
|
|
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях |
|
Саратовская областная Дума - 1; Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан - 2; Законодательное Собрание Нижегородской области - 1; Тульская областная Дума - 1; Государственный Совет Республики Татарстан - 1; Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия - 2; Парламент Кабардино-Балкарской Республики - 1; |
|
Уголовный кодекс Российской Федерации |
|
Саратовская областная Дума |
|
Уголовно-процессуальный кодекс РФ |
|
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - 1; Закоодательная Дума Хабаровского края - 1 |
|
Гражданский кодекс РФ |
|
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - 1; Алтайское краевое Законодательное Собрание - 1; Курская областная Дума - 1 |
|
Гражданский процессуальный кодекс РФ |
|
Парламент Республики Северная Осетия-Алания - 1; Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан - 1 |
|
Семейный кодекс РФ |
|
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан - 2 |
|
Жилищный кодекс РФ |
|
Законодательное Собрание Нижегородской области - 2; Мурманская областная Дума - 1; Саратовская областная Дума - 2; Курская областная Дума - 1; Государственная Дума Ставропольского края - 1 |
|
ФКЗ О Правительстве Российской Федерации |
|
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан |
|
ФЗ О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации |
|
Алтайское краевое Законодательное Собрание |
|
ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ |
|
Калининградская областная Дума - 1; Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа - 1 |
|
ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ |
|
Калининградская областная Дума - 1; Законодательная Дума Хабаровского края - 1; Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа - 1; Государственный Совет Республики Татарстан - 1; Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия - 1; Парламент Кабардино-Балкарской Республики - 1; |
|
ФЗ О государственной регистрации уставов муниципальных образований |
|
Парламент Кабардино-Балкарской Республики |
|
ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации |
|
Законодательное Собрание Республики Карелия - 1; Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан - 1 |
|
ФЗ О муниципальной службе в РФ |
|
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан |
|
ФЗ 122-ФЗ О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов О внесении изменений и дополнений в ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (о мерах социальной поддержки ветеранов труда) |
|
Калининградская областная Дума |
|
ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации |
|
Государственная Дума Томской области |
|
ФЗ О свободе совести и о религиозных объединениях |
|
Парламент Кабардино-Балкарской Республики |
|
ФЗ О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях |
|
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан |
|
ФЗ Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации |
|
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан |
|
ФЗ Об актах гражданского состояния |
|
Государственный Совет Республики Татарстан |
|
ФЗ О всероссийской переписи населения |
|
Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
|
ФЗ О погребении и похоронном деле |
|
Законодательное Собрание Нижегородской области |
|
|
|
|
|
ФЗ О ветеранах |
|
Калининградская областная Дума - 1; Московская областная Дума - 1; Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан - 1 |
|
ФЗ О трудовых пенсиях в РФ |
|
Законодательное Собрание Республики Карелия |
|
ФЗ Об опеке и попечительстве |
|
Алтайское краевое Законодательное Собрание |
|
ФЗ О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей |
|
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан - 1; Государственная Дума Ставропольского края - 1 |
|
Закон РФ О занятости населения в Российской Федерации |
|
Московская областная Дума |
|
Закон РФ Об образовании |
|
Законодательное Собрание Республики Карелия |
|
ФЗ О библиотечном деле |
|
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан |
|
|
|
|
|
Земельный кодекс РФ |
|
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - 2; Государственный Совет Республики Татарстан - 2; |
|
ФЗ О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации |
|
Законодательное Собрание Омской области - 1; Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа - 1 |
|
Градостроительный кодекс РФ |
|
Государственный Совет Республики Татарстан - 1; Алтайское краевое Законодательное Собрание - 1 |
|
ФЗ О введении в действие Градостроительного кодекса РФ |
|
Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа |
|
Лесной кодекс РФ |
|
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан |
|
Изменения в отдельные законодательные акты РФ в части передачи полномочий по переводу земель лесного фонда в земли иных категорий субъектам РФ |
|
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) |
|
ФЗ Об обороте земель сельскохозяйственного назначения |
|
Государственная Дума Ставропольского края - 1; Тюменская областная Дума - 1 |
|
ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним |
|
Законодательное Собрание Омской области - 1; Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа - 1; Тюменская областная Дума - 1 |
|
Изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РФ по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, их общинами |
|
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) |
|
ФЗ О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
|
Государственный Совет Республики Татарстан |
|
ФЗ Об ипотеке (залоге недвижимости) |
|
Законодательное Собрание Нижегородской области |
|
ФЗ О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции |
|
Законодательное Собрание Нижегородской области - 1; Государственный Совет Республики Татарстан - 1 |
|
ФЗ Об электроэнергетике |
|
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) |
|
ФЗ О связи |
|
Государственный Совет Республики Татарстан |
|
ФЗ Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ |
|
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан - 1; Парламент Кабардино-Балкарской Республики - 1 |
|
ФЗ Об экологической экспертизе |
|
Государственная Дума Ставропольского края |
|
ФЗ О лекарственных средствах |
|
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан |
|
ФЗ О ветеринарии |
|
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) |
|
ФЗ О семеноводстве |
|
Законодательное Собрание Нижегородской области |
|
ФЗ Об охране окружающей среды |
|
Воронежская областная Дума |
|
ФЗ О животном мире |
|
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан |
|
финансовое законодательство |
|
|
|
Бюджетный кодекс РФ |
|
Государственная Дума Томской области - 1; Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан - 1 |
|
Часть первая Налогового кодекса РФ |
|
Законодательное Собрание Республики Карелия |
|
Часть вторая Налогового кодекса РФ |
|
Государственный Совет Республики Татарстан |
|
ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле |
|
Законодательное Собрание Нижегородской области |
|
Закона РФ О налогах на имущество физических лиц |
|
Государственный Совет Республики Татарстан |
|
ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов |
|
Государственный Совет Республики Татарстан |
|
|
|
|
|
ФЗ О воинской обязанности и военной службе |
|
Законодательное Собрание Краснодарского края |
|
ФЗ Об оружии |
|
Тульская областная Дума |
|
ФЗ О противодействии коррупции |
|
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан |
|
ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах |
|
Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан |
По находящемуся на рассмотрении в Государственной Думе законопроекту 95177-5 О внесении изменений в статьи 10, 33 и 38 ФЗ О рекламе от Общественной палаты Российской Федерации поступила просьба направить его на общественную экспертизу и продолжить работу над законопроектом.
В качестве самостоятельных проектов федеральных законов были направлены на предварительную правовую экспертизу следующие законопроекты:
- проект ФЗ О парламентском контроле Федерального Собрания Российской Федерации за исполнением федеральных законов (проект разработан Законодательным Собранием Пермского края);
- проект ФЗ Об основах статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (проект разработан Калининградской областной Думой);
- проект ФЗ Об упразднении некоторых районных судов Ямало-Ненецкого автономного округа (проект разработан Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа);
- проект ФЗ Об упразднении некоторых городских судов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (проект разработан Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры);
- проект ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних (проект разработан Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан);
- проект ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения государственного регулирования розничной цены на табачные изделия (проект разработан Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан);
- проект ФЗ О содержании собак и кошек в городах и других населенных пунктах Российской Федерации (проект разработан Государственным Советом Удмуртской Республики).
Поступившие из Рязанской областной Думы предложения по совершенствованию федерального законодательства в сфере игорного бизнеса не были оформлены в виде законопроекта.
Просьбы дать разъяснения норм действующего законодательства поступили по следующим вопросам:
- о сроках приведения законов Нижегородской области в соответствие с вновь принятыми федеральными законами (Законодательное Собрание Нижегородской области);
- о создании особых экономических зон регионального уровня в субъектах Российской Федерации (Правительство Самарской области);
- о применении ст. 179 Бюджетного кодекса РФ (Законодательное Собрание Оренбургской области);
- о возможности субъекта Российской Федерации предоставлять бюджетные инвестиции в уставный капитал государственных унитарных предприятий в денежной форме для приобретения ими акций организаций (Законодательное Собрание Нижегородской области);
- о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков (Контрольно-счетная палата Волгоградской области);
- о порядке внешней проверки исполнения бюджета (Контрольно-счетная палата Волгоградской области);
- о принадлежности права собственности субъектов Российской Федерации на средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования (Законодательное Собрание Нижегородской области);
- о применении норм ФЗ от 12.06.2002 67-ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (в редакции ФЗ от 19.07.09 196-ФЗ) (Законодательное Собрание Нижегородской области);
- о возможности наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления поселений, территории которых входят в состав территории муниципального района (Законодательное Собрание Тверской области).
На экспертизу были направлены также проекты законов субъектов Российской Федерации, например проект закона Республики Татарстан О внесении изменений в Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях , проект закона Тульской области Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования Новомосковский район . Как было отмечено выше, данные проекты были возвращены инициаторам с указанием причин возврата.